Методика воспитания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Содержание сенсорного воспитания дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Понятие сенсорного воспитания 5

1.2 Развитие сенсорных процессов у дошкольников в разном возрасте 11

ГЛАВА II СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ 21

2.1 Принципы и условия воспитания сенсорной культуры 21

2.2 Роль игр в сенсорном воспитании дошкольника 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Приложения 40


  

Введение:

 

Актуальность. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формирует на его основе. Даже овладение речью имеет и сенсорные основы: выделение речи как особого стимула, различение интонации слов, звуков обеспечивают слуховое и кинестетическое восприятие.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В современной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

В истории дошкольной педагогики на всех этапах ее развития эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с различными формами, цветами и другими свойствами предметов, особенно игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живопись, музыка, скульптура. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными сигналами-разноцветными, запахами, шумом.

И, конечно же, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, переживает все это. Но если ассимиляция происходит спонтанно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, она часто оказывается поверхностной, неполноценной.

Но чувство и восприятие подлежат развитию, совершенствованию, особенно в дошкольном детстве. И вот тут-то и приходит сенсорное образование.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для улучшения деятельности чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель работы: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания маленьких детей.

Задачи, которые надо решить для достижения поставленной цели:

1) Рассмотреть понятие сенсорного воспитания

2) Изучить процесс развития сенсорного восприятия у дошкольников в разном возрасте.

3) Выявить принципы и условия формирования сенсорной культуры

4) Охарактеризовать роль игр в сенсорном воспитании дошкольника.

Объектом исследования является сенсорное воспитание маленьких детей. Предмет исследования: содержание и методы сенсорного воспитания маленьких детей.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особым направлением в работе с детьми дошкольного возраста является сенсорное развитие ребенка, улучшение его познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, представления, зрительно – мыслительного процесса.

Ведущие специалисты в области детской педагогики психологии показали, что основным направлением сенсорного воспитания детей должно быть вооружение ребенка сенсорной культурой.

В современном мире дошкольник должен иметь возможность наслаждаться результатами сенсорной культуры, созданной человеческой цивилизацией (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). В этом ему должны помогать взрослые-родители и воспитатели.

Важно отметить, что процесс воспитания сенсорной культуры будет успешным, если педагог достаточно хорошо изучил особенности развития сенсорных процессов у детей определенного возраста, ведь в каждый возрастной период перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенная составляющая сенсорной культуры, создаются особые педагогические условия воспитания.

Можно выделить основные задачи, решаемые воспитателем в процессе формирования основ сенсорной культуры у детей раннего и раннего дошкольного возраста: расширение и углубление представлений детей об окружающей среде, а также обучение ребенка способам изучения предмета.

При решении этих задач педагог должен учитывать тот фактор, что процесс воспитания сенсорной культуры ребенка происходит и улучшается во всех видах деятельности: игровой, визуальной, музыкальной, когнитивной и т. д.

Также важно, чтобы чем больше чувств участвовало в восприятии объекта, тем оно было полнее и глубже. Чтобы получить сенсорный опыт, ребенок всегда должен участвовать в практических занятиях и в выполнении специальных перцептивных действий, в которых он практикуется и, следовательно, развивается его анализирующая деятельность.

Воспитатель также учитывает, что сенсорный опыт дошкольника не должен быть изолирован от развития речи. Слово обобщает, вводит то, чего не дает чувственный опыт, и то, что сам ребенок не может выделить в предмете или явлении. Поэтому, решая проблемы воспитания сенсорной культуры детей, нужно развивать речь дошкольников.

Педагог должен осуществлять сенсорное развитие детей как в повседневной жизни, так и в специально организованных мероприятиях. Разработанная отечественными представителями дошкольной педагогики и психологии система сенсорных игр-занятий для маленьких детей, дидактических игр и упражнений для маленьких детей дошкольного возраста позволяет не только тренировать чувства, но и закреплять знания об окружающей среде.

Игра в раннем возрасте является средством социально-личного развития ребенка, подразумевает формирование позитивного отношения к себе, социальных навыков, развития игровой деятельности, общения со сверстниками.

Существуют разные подходы к дидактической игре в педагогике. А именно, дидактическая игра относится к играм с правилами, то есть к таким типам игр, главное в которых регулирование детской деятельности предопределено для каждого варианта игры-правила.

Из-за специфики дидактической игры, как деятельности, управляемой взрослыми, в отличие от других игр с правилами, дидактическая игра может рассматриваться как деятельность, регулируемая педагогами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие сенсорного воспитания

Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие детей, которые в этом возрасте наиболее чувствительны к окружающему миру, «приспособлены» к познанию явлений реальности, предметов, их внешних свойств.

В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Сенсорные процессы представляют собой первый шаг познания, они составляют область сенсорного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает в качестве начального звена ментального воспитания.

В процессе сенсорного воспитания готовится переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. В то же время развитие сенсорных процессов играет значительную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка. Сенсорное воспитание предполагает формирование восприятия формы, размера, пространственных отношений между предметами, цветом, а также музыкального слуха, улучшение звукового анализа речи и др.

Период дошкольного детства-это период интенсивного сенсорного развития ребенка-улучшения его ориентации во внешних свойствах и взаимоотношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все точнее оценивать их цвет, форму, размер, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. У детей значительно улучшается способность определять направление в пространстве, взаимное расположение объектов, последовательность событий и промежутки времени, которые их разделяют.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы