Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Содержание работы учителя с семьёй имеющей ребенка с ОВЗ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Классификации детей с ограниченными возможностями здоровья 9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей «особого» ребенка 11
ГЛАВА II . СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 15
2.1 Принципы организации педагогической работы с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями 15
2.2 Основные направления работы учителя начальной школы с семьей «особого» ребенка 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический или психический недостатки.
Сегодня общей тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его индивидов. В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что число детей с ОВЗ в мире достигает 13% (10% детей с физическими и психическими недостатками; 3% — с недостатками интеллекта) [13, с. 5]. «Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии» [17, с. 37]. В. В. Лебединский, изучив ситуацию в России, утверждает, что устойчивым остается положение по увеличению детей с ограниченными возможностями. Так, с конца XX века детская инвалидность в Российской Федерации увеличилась в два раза, что составляет от 6 до 9% несовершеннолетних [17, с. 38]. Безусловно, сохранение данной тенденции формирует неблагоприятный прогноз на будущее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные, для них продумано множество видов помощи, методик социализации и коммуникации. Но в этой проблеме есть еще участники – их родители (законные представители).
Степень разработанности проблемы. Особенности работы педагогов с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты в трудах отечественных исследователей С. В. Алехиной [1; 2], А. В Алёшиной [3], Е. А. Афанасьевой [4], Е. Ю. Брусяниной [5], Н. С. Булгаковой [6], Н. А. Голикова [9], Н. Ф. Дементьевой [10], Э. Б. Дунаевской [11], Т. В. Егоровой [12], В. П. Казначеева [14], Д. С. Ковалева [15], О. А. Козыревой [16], В. В. Лебединского [17], А. Р. Маллер [20], А. С. Спиваковской [23], В. Я. Титаренко [25] и др.
Объект исследования: процесс работы педагога с семьей.
Предмет исследования: содержание работы педагога с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях начальной школы.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание, особенности и направления работы учителя с семьей, имеющей ребёнка с ОВЗ.
Гипотеза исследования: работа учителя начальных классов с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, должна охватывать такие направления, как педагогическое просвещение родителей, оптимизация взаимодействия и коммуникаций внутри семьи.
Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
 охарактеризовать понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»;
 описать основные типы детей с ограниченными возможностями здоровья;
 дать психолого-педагогическую характеристику семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
 проанализировать особенности и направления работы учителя начальной школы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, дедукция и индукция.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования при организации работы учителя начальных классов с семьями детей с особыми образовательными потребностями.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей, раскрыта сущность типологии таких детей, дана психолого-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во второй главе представлен обзор основных психолого-педагогических подходов к трактовке содержания и основных направлений работы учителя начальных классов с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении представлены основные выводы. Список литературы включает 25 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В исследовании мы охарактеризовали понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». В работе нами были описаны классификации категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, предложенные Т. В. Егоровой, Н.Ф. Дементьевой, Г.Н. Багаевой, Т.А. Исаевой и др. Был сделан вывод о том, что для каждого из перечисленных нами категорий детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо организовывать образовательное пространство, оказывать педагогическую поддержку с учетом особенностей здоровья. В результате исследования, направленного на реализацию первой задачи, было проанализировано понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и сделан вывод о том, что оно в настоящее время представлено в литературе как неопределённое, размытое, употребляемое, как правило, применительно к детям с определёнными отклонениями в психическом развитии. Эти отклонения могут проявляться не только, например, в усилении памяти или сооб¬разительности, но и в особенностях поведения, эмоционально-волевом своеобразии.
Нами были описаны основные типы детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены основные подходы к классификации детей с ограниченными возможностями здоровья и наиболее распространенные из них охарактеризованы по различным основаниям: по характеру нарушения здоровья (классификация А. Р. Маллера); по специфике патологии (классификация Т. В. Егоровой); по степени поражения нарушенных функций (классификация Н. Ф. Дементьевой, Г. Н. Багаевой, Т. А. Исаевой). На основе проведенного сравнительного анализа был сделан вывод о том, что особое значение они имеют в период организации обучения таких детей, так как он должен быть адаптирован под особые образовательные потребности ребенка. Успех психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ зависит от мастерства учителя, целей и задач, которые он ставит перед собой. Итогами такой работы может выступать обогащение эмоционального опыта учеников с ОВЗ, нивелирование или полное устранение недостатков в их личностном развитии. По итогам реализации второй задачи исследования – описать основные типы детей с ограниченными возможностями здоровья – была дана характеристика особенностей организации учебного процесса с учетом основного ограничения «особых» детей.
В работе дана психолого-педагогическая характеристика семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нами были описаны типичные реакции родителей на появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включающие 4 основные фазы: растерянности и беспомощности (зачастую приводящих к дисгармонии семейных отношений), негативизма (отрицания поставленного диагноза, его неприятия), депрессии (связанной с принятием факта, приводящим к чувству гнева и синдрому «хронической усталости») и сознательного обращения к специалистам (собственно началу социально-психологической адаптации). Было выявлено, что эта категория родителей испытывает многочисленные проблемы комплексного характера (от финансовых до медицинских и психологических), поэтому они не должны оставаться с многочисленными проблемами, связанными с воспитанием «особого» ребенка, без внимания специалистов, которые могут объяснить, как вести себя, чтобы не сломать ребёнка, не утратить его доверие. Было показано, что серьезные проблемы у родителей на¬чинаются тогда, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья идет в школу. Несмотря на различия в патологии здоровья, у него, как правило, возникают проблемы с обучением.
В работе мы описали особенности и направления работы учителя начальной школы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Нами были описаны основные принципы взаимодействия учителя начальных классов с семьей ребенка с ограничениями по здоровью: личностно-ориентированный подход и к детям, и к родителям (в центре которого стоит учет личностных особенностей ребенка и его семьи), гуманно-личностный подход, основанный на психолого-педагогической поддержке ребенка и семьи, принцип комплексности, предполагающий взаимодействие в такой работе учителя с разными специалистами (психологом, социальным педагогом и т.д.), принцип доступности (учет реальных возможностей ребенка и его семьи).
Нами был сделан вывод о том, что взаимодействие педагогов и родителей детей с ОВЗ является одним из основополагающих разделов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в условиях дошкольной общеобразовательной организации. При работе с такими детьми стоит помнить, что родители – главные люди в жизни ребенка, которым также требуется помощь и поддержка со стороны педагогических работников. При работе с такими детьми и их родителями нужно суметь стать союзниками, ведь без их поддержки и участия добиться значительных результатов практически невозможно.
Нами были выявлены особенности и направления работы учителя начальной школы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и сделан вывод о том, что педагоги при разработке программы и внедрении её в практику, постановке задач успешной социализации лиц с ОВЗ должны учитывать их особенности:
 соматическую ослабленность, которая выражается в недостатках физического здоровья;
 ограниченные возможности детей-инвалидов, не позволяющие им полноценно участвовать в ведущей деятельности, которая опирается на их возраст (игровая, учебная, коммуникативная, трудовая), что влияет на процесс социализации. Такого ребенка взрослые зачастую стремятся уберечь от взаимодействия с обществом, что нарушает процесс гармоничного развития личности;
 характер инвалидности (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психические заболевания);
 психофизиологические особенности (темперамент, тип высшей нервной деятельности, характер психических процессов и др.);
 ограниченные возможности коммуникации (дети из-за ограничения мобильности и независимости воспитываются в мире, ограниченном рамками семьи, обучаются на дому, в результате у них недостаточное общение со сверстниками и, как следствие, гиперопека со стороны взрослых).
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи реализованы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1 Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в психолого-педагогической литературе

Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (сокращенно – с ОВЗ) сегодня на слуху практически у всех. Его синонимами являются такие сочетания, как: дети с проблемами; дети с особыми нуждами; нетипичные дети; дети с трудностями в обучении; дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями); аномальные дети; исключительные дети.
В научной литературе существует несколько определений понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья»:
 дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [9, с. 232];
 дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [20, с. 44];
 дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах [1, с. 83].
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) по результатам его обследования. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы