Курсовая теория Гуманитарные науки МХК

Курсовая теория на тему Содержание курса мхк на базовом и профильном уровнях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 5
1.1.Особенности курса «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учебных заведениях 5
1.2. Общая характеристика программ «Мировая художественная культура» согласно ФГОС 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» НА БАЗОВОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЯХ 16
2.1.Программы по мировой художественной культуре в общеобразовательных учебных заведениях на базовом уровне 16
2.2 Отличительные особенности содержания курса МХК на профильном уровне 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманизация современного образования. В ходе этой работы началось введение дисциплин культурологического цикла в качестве обязательных. Эти дисциплины должны обеспечить переориентацию образования на гуманистические потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.
В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность.
Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Мона Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.
Художественному образованию и воспитанию, методике преподавания предметов художественно-эстетического цикла посвящены работы Д. Кардовского, Е. Кондахчана, А. Соловьева, В. Фаворского, Ф. Юона и других. Новые подходы в области художественного образования разработаны А. Мелик-Пашаев, Б. Неменский, Б. Юсов.
Методику обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла продолжают совершенствовать Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и другие. Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров художественно эстетического профиля раскрыты в работах А. Антоновича, Г. Беды, Н. Боголюбова, В. Кузина, А. Пучкова, М. Ростовцева, А. Хворостова, Е. Шорохова, Т. Шпикаловой.
Объектом исследования является процесс обучения культурологическим дисциплинам.
Предмет исследования — исследование содержания курса МХК на базовом и профильном уровнях.
Целью курсовой работы является исследование содержания курса МХК на базовом и профильном уровнях.
Для достижения цели решались следующие задачи исследования:
Изучить методико-теоретические аспекты преподавания предмета «Мировая художественная культура».
Определить основные положения и структуру программ по «Мировой художественной культуре».
Проанализировать основные направления содержания курса МХК на базовом и профильном уровнях.
Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовался теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

«Мировая художественная культура» в пределах именно культурологического знания. Построение внутренней структуры дисциплины МХК должно происходить в соответствии с принципом системности, который, по нашему мнению, непосредственно связан с принципом проблемности, реализация которого поможет рассмотрению различных художественных систем в их типологии с последующим построением ассоциативных связей.
Генетически художественная культура всегда была неотъемлемой составляющей культуры как таковой, не выделяясь из ее контекста, хотя дальнейшее развитие привело к дифференциации ее подсистем, механизмов, функций, что предоставило ей возможности приобрести собственную внутреннюю структуру, выделить как самостоятельные различные формы и механизмы художественного производства. Содержательная наполненность самого предмета художественной культуры требует выделения всей иерархии как фундаментального, так и прикладного культурологического знания с его внутренними связями, интегративным подходом к полипредметной сути, что находит выражение в сложном построении этого явления.
Художественная культура будет рассмотрена уже не с позиций эмпирико-описательной истории культуры, что является прерогативой исторической области науки, а структурно-функциональных взаимозависимостей ее составляющих, то есть внутренней структуры такого явления, как культура художественная. Именно в таком плане главной задачей учебной дисциплины является формирование знаний о процессах, происходящих в духовном мире человека, художественной картине целостного образа мира.
Таким образом, важной проблемой является концепция комплексной, интегративной модели учебного процесса в высшей школе, что в состоянии достаточно полно реализовать потенциальные возможности курса МХК в аспекте раскрытия культурных ценностей различных историко-культурных временных границ, выделение особенностей того или иного культурного архетипа, построения идеальной модели «культурного человека» определенной эпохи, что определит приоритеты в формировании личности современности.
В контексте проблематики находится и построение собственно технологии обучения, проявление в разных методиках, подходах и концепциях, конечной целью которых является не только процесс усвоения, но и творческого осознания и научного познания уже на уровне эвристически-поисковом, с учетом интеграции разных способов постижения знаний: научного, художественного, философского, предметного.
Следует учитывать принцип детерминизма, нацеленность образовательного процесса на совершенствование, открытость инновационным процессам, практическим задачам более сложного уровня, освоение новых информационных систем в таком динамичном мире. Новые образовательные программы должны изменить парадигму образования, отойти от традиционных унификаций, ориентируясь на динамические мыслительные процессы, которые построены на нелинейной логике интеллектуального уровня развития личности, что соответствует современной картине мира.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Особенности курса «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учебных заведениях

В настоящее время в искусствоведении культура достаточно изучена на уровне культурного наследия и использовано понятие культуры как знака, символа, традиции, среды.
Если изучать лингвистическую структуру слова «культура «, то можно смело утверждать, что речь идёт о системе удаления всего лишнего, о запретах и ограничениях.
Латинское слово culter, которое лежит в основе самого понятия, переводится как «нож « или любое другое орудие, которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо — это избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или приближённое к идеалу явление.
Окультуривание — приведение из дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация (родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни развития культуры — это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь методом создания правил, устранения лишнего.
Стоит признать, что культура в широком смысле слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении, например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают правила общения, внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок, неопрятности и так далее.
Как определить свой уровень культуры в бытовом смысле? Если учесть, что фраза «культурный человек» сама по себе обладает положительной эмоциональной окраской, то хочется действительно соответствовать высоким стандартам, чтобы получать сопутствующие социальные бонусы. Как определить, являетесь ли вы достаточно приличным в данном смысле человеком, чтобы гордиться собой и считать достойным общения с другими, не менее культурными людьми?
Вот тут мы попадаем в стандартную ловушку, ведь объективно высокий уровень культуры включает в себя огромное количество факторов, которое субъективной оценке поддаётся с огромным трудом.
Разные уровни культуры в обществе часто соприкасаются именно с этикетом, умением вести себя согласно правилам, установленным именно в этом конкретном собрании людей. На это опирается и такое явление, как субкультуры.
Получается, что одни и те же действия могут быть объявлены бескультурными, допустимыми (извинительными) или одобряемыми, в зависимости от возрастной, профессиональной, досуговой или мировоззренческой направленности членов группы. Какие качества характеризуют уровень общей культуры Основные виды культуры Данное понятие принято делить на две главные категории — материальную и духовную. При этом вряд ли можно жёстко их разделить, потому что в них существует взаимопроникновение.
Например, к материальной культуре относятся всевозможные материальные объекты, которые составляют собой жизнь человека, от жилища, транспорта и одежды, до всевозможных профессиональных и ремесленных отраслей. Но одним наличием материальной единицы сложно ограничиться, поэтому духовная культура неизбежно просачивается во все перечисленные сферы жизни. Если речь идёт о жилище, то мы стремимся сделать его красивым и привлекательным с помощью всевозможных приёмов, пробуждающих положительные эмоции.
Дизайн помещений в какой-то мере можно считать частью духовной культуры, поскольку в данном случае художник-дизайнер создаёт некий образ и восприятие пространства, используя материальные предметы утилитарного назначения. Замечательным примером можно считать высокую моду, которая кажется многим людям странной, непонятной и совершенно непрактичной. Однако высокая мода на самом деле не ставит перед собой целью подарить миру новый вид юбки или костюма.
Это художественные образы и эмоциональные духовные культурные явления, воплощённые с помощью одежды, так же как живописец орудует красками или карандашами.
Само понятие «культура» трактуется широко и по-разному. На повседневном уровне «культура» является образцом, на который должны равняться члены общества. Культуру при этом соотносят с интеллигентностью и интеллектуальностью, определяют как одно из личностных качеств человека.
На теоретическом уровне понятие «культура» характеризуют как особенную характеристику общества, выражающую достигнутый обществом уровень цивилизационного и исторического развития, который определяется отношением и местом человека в обществе и мире в целом.
В широком смысле культуру определяют как разнообразие проявлений жизни общества, достижений и творчества народа, нации или целой цивилизации.
Изначально слово «культура» обозначало обработку земли, уход за ней, чтобы после сделать землю пригодной для удовлетворения потребностей человека, то есть, чтобы она могла служить человеку.
Однако в переносном смысле культура есть улучшение, уход, а также облагораживание душевных, эмоциональных качеств, ценностей и способностей человека; соответственно данному определению различают культуру тела, культуру души и духовную культуру (culturaanimi, как ее называет Цицерон).
Современная концепция преподавания Мировой художественной культуры строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта в области «Искусство». Учитывая, что старшая школа предполагает выбор профиля обучения, в ряде случаев обучение предметам искусства может завершиться на этапе основной школы [1].
Преподавание предметов художественно-эстетического цикла должно завершаться (согласно государственной Концепции художественно-эстетического образования) интегрированным предметом МХК (включая не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной картины мира [20, с.43].
Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи. Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь [18, с.87].
Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой.
Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью.
Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.
В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.
Мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации. Как учебный предмет МХК — это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.
Понятие культурной эпохи Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей. Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы