Курсовая теория на тему Содержание и задачи оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований 5
1.1. Государственные программы и их место в бюджетной политике Российской Федерации 5
1.2. Оценка государственных программ как функция управления программой 8
2. Анализ реализации целевых государственных программ 13
2.1. Сравнительный анализ методик оценки эффективности реализации государственных программ в субъектах Российской Федерации 13
2.2. Программное бюджетирование и оценка эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации 18
2.3. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение:
Введение
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Пятнадцатилетний период перехода к новой модели бюджетного планирования оказался очень сложным и не принес ожидаемых результатов. Переход к полноценной эффективной системе управления по результатам не состоялся. Процесс совершенствования бюджетного планирования мутирует, проявляет устойчивую тенденцию сохранения административного способа распределения бюджетных средств, и этому способствует действующая нормативно-методологическая база оценки эффективности государственных программ.
Анализ хода реализации государственных программ показал, что одной из основных причин не достижения установленных требований по целевым показателям, контрольным событиям, кассовому исполнению средств федерального бюджета также является невыполнение обязательств исполнителями государственных программ, низкая ответственность соисполнителей и участников государственных программ.
Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.
Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
· провести анализ социально-экономического развития Брянской области;
· дать характеристику реализации целевой государственной программы;
· выдвинуть свои предложения по повышению эффективности реализации ЦГП.
Объект исследования: муниципальные целевые программы и нормативно-правовая база.
Предмет исследования: экономико-организационные отношения и процессы разработки и реализации целевых программ, нормативно-правовые акты, муниципальные целевые программы города Липецка.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых.
Методологической основой послужили статистические, социологические методы исследования, а также нормативно-правовые документы, законодательные акты РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников.
Текст работы:
Учитывая зарубежный опыт — прежде всего США, а также уже проявившиеся проблемы применения программных подходов в российской практике, можно выделить ряд рекомендаций по дальнейшему развитию программно-целевого бюджетирования в России:
1. Создание специального подразделения (это может быть подразделение в Министерстве финансов, Министерстве экономического развития и других органах, осуществляющих законодательное и методическое регулирование социально-экономического развития страны), занимающегося разработкой методологического обеспечения процесса программно-целевого бюджетирования, включая проекты новых федеральных законов; поправки в действующее законодательство; рекомендации по доработке государственных программ и соответствующих целевых показателей; методологические рекомендации по реализации инвестиционных проектов за счет бюджетных средств в различных отраслях экономики и в рамках разных государственных программ с учетом соответствующей отраслевой специфики; рекомендации по использованию специфической методологии, характерной для применения программно-целевых подходов — таких, как анализ «затраты-выгода», применение подходов управленческого учета, экономического и инвестиционного анализа при обосновании соответствующих проектов и т.д.
2. Переработка существующего методического обеспечения программно-целевого бюджетирования, начиная с требований к структуре государственных программ и лежащих в их основе целевых показателей и заканчивая вопросами подготовки управленческих решений в рамках разработки и обоснования инвестиционных проектов и их практической реализации.
3. Повышение практической значимости госпрограмм за счет более полного учета отраслевой специфики и проблематики при разработке целей, задач госпрограмм, определении состава целевых показателей и их плановых значений. В этих целях для повышения качества разрабатываемых госпрограмм и более полного учета актуальных отраслевых проблем при их формировании следует привлекать отраслевые институты и высококвалифицированных экспертов в соответствующих отраслях. Следует также проанализировать уже существующие госпрограммы и рассмотреть возможности их переработки с целью охвата неучтенных ранее важных отраслевых проблем.
4. Разработка рекомендаций по повышению качества планирования и реализации инвестиционных проектов с использованием современных методических подходов экономического, управленческого, инвестиционного анализа, анализа «затраты-выгода», а также по ведению управленческого учета в организациях и использованию его результатов в практике управления деятельностью хозяйствующих субъектов, в том числе и в процессе реализации инвестиционных проектов. Разработку соответствующих рекомендаций могут осуществлять как действующие, так и вновь создаваемые подразделения в структуре Министерства финансов, Министерства экономического развития.
Таким образом, дальнейшее развитие и становление программно-целевого бюджетирования в нашей стране должно включать решение вопросов методического обеспечения всех его этапов, начиная с разработки государственных программ, их целей, задач и целевых показателей, заканчивая их увязкой с отдельными инвестиционными проектами, реализация которых обеспечивает практическое достижение целей и задач госпрограмм. В этих условиях требуется привлечение методов корпоративного управления в бюджетный процесс, с использованием лучшей зарубежной практики менеджмента, инвестиционного анализа и управленческого учета, а также решение вопросов организационно-методического и законодательного обеспечения.
Заключение:
Введение
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Пятнадцатилетний период перехода к новой модели бюджетного планирования оказался очень сложным и не принес ожидаемых результатов. Переход к полноценной эффективной системе управления по результатам не состоялся. Процесс совершенствования бюджетного планирования мутирует, проявляет устойчивую тенденцию сохранения административного способа распределения бюджетных средств, и этому способствует действующая нормативно-методологическая база оценки эффективности государственных программ.
Анализ хода реализации государственных программ показал, что одной из основных причин не достижения установленных требований по целевым показателям, контрольным событиям, кассовому исполнению средств федерального бюджета также является невыполнение обязательств исполнителями государственных программ, низкая ответственность соисполнителей и участников государственных программ.
Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.
Целью курсовой работы является изучение методов разработки и оценки целевых государственных программ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты формирования и разработки государственных целевых программ;
· провести анализ социально-экономического развития Брянской области;
· дать характеристику реализации целевой государственной программы;
· выдвинуть свои предложения по повышению эффективности реализации ЦГП.
Объект исследования: муниципальные целевые программы и нормативно-правовая база.
Предмет исследования: экономико-организационные отношения и процессы разработки и реализации целевых программ, нормативно-правовые акты, муниципальные целевые программы города Липецка.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых.
Методологической основой послужили статистические, социологические методы исследования, а также нормативно-правовые документы, законодательные акты РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников.
Список литературы:
1. Теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований
1.1. Государственные программы и их место в бюджетной политике Российской Федерации
Бюджетная политика государства заключается в организации бюджетных отношений, направленных на составление доходной части бюджета с последующим выполнением возложенных обязательств. Бюджетная политика устанавливает цели и задачи в области управления государственными финансами, и поэтому должна быть направлена на проведение грамотной политики в области расходов.
Долгое время в России бюджет был внепрограммной форме, но при этом реализовывались федеральные и ведомственные целевые программы, определялись приоритеты национальных проектов, составлялись доклады об основных результатах и направлениях деятельность субъектов РФ – все это позволило накопить опыт для следующего шага – реформирование бюджетного процесса посредством перехода бюджета к программной форме. Уже в 2013 году был сформирован федеральный бюджет в разрезе государственных программ и, что немаловажно, были указаны органы исполнительной власти, которые ответственны за каждую программу или подпрограмму. Программный бюджет является инструментом, обеспечивающим прозрачность и эффективность использования расходов бюджета, также инструментом долгосрочной бюджетной сбалансированности.
Программный бюджет позволил расширить полномочия органов власти, но при этом и повысилась ответственность за результат их деятельности. Центральное место в программном бюджете занимают государственные программы. Райзберг Б.А. определяет программу как совокупность целеориентированных, намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени мероприятий, направленных на решение определенной проблемы.
Ильенкова С.Д. под программой понимает конкретные меры, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной ситуации. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» дается определение государственной программы: «государственная программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» .
Необходимо уделить внимание структуре расходов федерального бюджета, для определения роли программного принципа в управлении бюджетной политикой. Доля расходов федерального бюджета РФ распределенных по программному принципу составляет около 60 % (табл.1), что говорит об имеющихся проблемах связанных с развитием программного принципа, необходимо повышать долю до 90 %, что было заложено в показателях самих государственных программ, это положительно повлияет на прозрачность и эффективность использования бюджетных средств.
Таблица 1. Доля расходов федерального бюджета РФ, распределенных по программному принципу за 2016-2018 гг., %.
Показатель/года 2016 2017 2018
Доля расходов федерального бюджета РФ, распределенных по программному принципу 61 60,4 61,6
Повышение расходов федерального бюджета по программному принципу позволит повысить роль госпрограмм в бюджетной политике, так международный опыт показывает, что программные расходы в большинстве стран составляют 90-100% расходов
Повышение программной части расходов должно осуществляться за счет уменьшения непрограммных расходов. В настоящее время происходит постоянное совершенствование программного принципа с целью повышения эффективности бюджетной политики. Так, в 2016 году было осуществлено полное формирование федерального бюджета РФ по программам и подпрограммам, а также по основным мероприятиям. Формирование бюджета, таким образом, позволило полностью увязать расходы с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями. Необходимо продолжать процессы, связанные с расширением полномочий и повышением ответственности исполнителей государственных программ. Так, в 2018 году впервые распределение бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации и его представление в Минфин России по госпрограммам осуществлено не главными распорядителями бюджетных средств, а ответственными исполнителями соответствующих госпрограмм. Одним из нововведений бюджетной политики является внедрение принципов проектного управления, реализуемых в рамках госпрограмм, которое было осуществлено в рамках федерального бюджета РФ на 2017 год. Только данное нововведение было формальным, потому что никак не отразилось в процедуре формирования и реализации госпрограмм. Проектное управление представляет собой набор мероприятий, ограниченных во времени, с целью создания конечного результата. Формироваться проектный подход будет на базе института госпрограмм.
По состоянию на 1 июля 2017 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждены паспорта 22 приоритетных проектов (программ) . Проекты были внедрены в структурный состав государственных программ и стали одними из их элементов, а бюджетные ассигнования были направлены на реализацию проектов в рамках госпрограмм. Для повышения роли госпрограмм в бюджетном процессе следует уделить отдельное внимание взаимодействию федеральных и региональных органов власти при реализации госпрограмм. Совершенствование механизма взаимодействия позволит повысить согласованность федерального и регионального уровня по поводу реализации мероприятий госпрограмм.
Таким образом, государственные программы занимают важное место в бюджетной политике страны, но необходимо дальнейшее совершенствование госпрограмм. Необходимо уменьшать непрограммные расходы в федеральном бюджете РФ. Совершенствовать процессы, связанные с расширением полномочий и повышением ответственности исполнителей государственных программ. Необходимо внедрить и дать оценку проектному управлению, реализуемому в рамках госпрограмм, и совершенствовать механизм взаимодействия федерального и регионального уровня по поводу реализации мероприятий госпрограмм. Тем самым госпрограммы повысят свою роль и обозначат свое место в бюджетной политике.