Курсовая теория на тему Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы содержания и
порядка установления режима коммерческой тайны.. 5
1.1. Понятие и сущность коммерческой тайны.. 5
1.2. Режим и доступ к сведениям, составляющим
коммерческую тайну. 8
Глава 2. Содержание режима коммерческой тайны.. 13
2.1. Объекты коммерческой тайны.. 13
2.2. Субъекты коммерческой тайны.. 17
2.3. Ответственность за разглашение коммерческой
тайны.. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 27
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы обосновывается высокими темпами развития информатизации и
значительно возросшей «ценой» ущерба, который причиняют организациям в связи с
неправомерным использованием коммерческой тайны и невыполнением договорных
обязательств по поводу охраны такой информации. Рост числа нарушений в сфере
обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое
экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную
проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.
Анализ правовой базы
Российской Федерации показал, что она не охватывает все отношения, связанные с
правовой охраной информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие
действенных правовых механизмов охраны коммерческой тайны ставит российских
участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к
иностранным партнерам, не позволяет защитить иностранных производителей на
российском рынке, затрудняет защиту прав авторов непатентуемых изобретений,
ограничивает возможность реализации прав граждан на информацию, создаваемую в
предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для ее
охраны органами государственной власти.
Объектом исследования курсовой работы является общественные
отношения, возникающие в процессе установления режима коммерческой тайны.
Предметом исследования курсовой работы является законодательство,
регулирующее содержание и порядок установления режима коммерческой тайны.
Целью курсовой работы является анализ содержания и порядок
установления режима коммерческой тайны.
Достижение
поставленной цели обусловило решение следующих основных задач курсовой работы:
—
раскрыть понятие и сущность коммерческой тайны;
— изучить
режим и доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
—
рассмотреть объекты коммерческой тайны;
—
проанализировать субъектов коммерческой тайны;
—
охарактеризовать ответственность за разглашение коммерческой тайны.
При
исследовании содержания и порядка установления режима коммерческой тайны использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и
дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический,
системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Эмпирической основой курсовой
работы являются правовые акты российского законодательства. Автором изучены
учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные
статьи исследователей.
Нормативную
базу курсовой работы составили: Конституция РФ[1], ГК РФ[2], федеральные законы и другие источники по тематике курсовой работы.
Теоретическая значимость
курсовой работы заключается в том, что изложенные в ней выводы и предложения
могут быть учтены и использованы при дальнейшем изучении содержания и порядка
установления режима коммерческой тайны.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы. [1] Конституция Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». [2]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование в рамках
поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и
практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Понятие
коммерческой тайны в России формировалось на протяжении длительного времени. Не
существует однозначной точки зрения относительно первого этапа становления
данного института, однако основные признаки коммерческой тайны, зародившиеся в
начале формирования указанного института, нашли свое отражение и в
современности. Анализ данного понятия с исторической точки зрения
свидетельствует о расширении круга информации, относящейся к сведениям,
составляющим коммерческую тайну, и конкретизации ее признаков, что подчеркивает
постоянное увеличение роли информации в современности, в том числе в области
предпринимательства, в частности, информации, составляющей коммерческую тайну.
2. Мы
полагаем, что из всех видов тайн, которые предусмотрены в законодательстве РФ,
менее детально урегулирована именно коммерческая тайна. Так как на
законодательном уровне еще есть некоторые пробелы по ее сохранности и контролю.
3. Объектом
режима коммерческой тайны может быть информация, которая должна отвечать
следующим требованиям:
1. сведения должны иметь действительную или
потенциальную коммерческую ценность;
2. сведения не должны быть известны третьим лицам, к
которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;
3. в отношении сведений обладателем их введен
режим коммерческой тайны (режим конфиденциальности информации при обеспечении
коммерческой тайны).
4. В
целях правильного выбора способа защиты нарушенных прав на коммерческую тайну и
определения правового положения предлагается различать четыре вида субъектов:
1. Обладатели коммерческой тайны: кто
создает, владеет, пользуется, распоряжается, ограничивает, передает третьим
лицам конфиденциальную информацию.
2. Пользователи, т.е. работники, которые являются
носителями информации, составляющей коммерческую тайну, в силу своих трудовых
отношений с ее обладателем.
3. Контрагенты, иными словами одна из сторон
гражданского- правового договора, которым в силу договора стала известна
коммерческая тайна. Это продавцы и покупатели, залогодатели и залогодержатели,
кредиторы и поручители, поставщики, перевозчики и т.д.
4. Органы государственной власти, которым, по
мотивированному обращению предприятия, банки, кредитные, транспортные и иные
организации передали информацию, составляющую коммерческую тайну, необходимую
для исполнения первыми возложенных задач и функций.
5. Во всех сферах деятельности,
предпринимательство связано с получением и использованием разного рода
информации. В данный период времени, особого рода товар представляет собой
информация, этот товар имеет свою определенную ценность. Наиболее значимой для
любого предпринимателя является информация, которая направлена в целях
достижения целей предприятия, а также разглашение которой может лишить его
таких возможностей, которые способствуют в реализации определенных целей.
Таким образом, в современном мире любая предпринимательская
деятельность связана с получением и использованием различного рода информации,
которая на данный момент имеет определенную ценность. Для предпринимателя
наиболее важной является информация, которая используется для достижения целей
фирмы. Такая информация и нуждается в защите.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретико-правовые основы содержания и порядка установления режима коммерческой
тайны
1.1. Понятие и сущность коммерческой тайны Во все
времена информация, предоставляющая определенного рода преимущества тому или
иному субъекту, тщательно охранялась ее обладателем. К числу такой информации
относится и коммерческая тайна. Анализ основных этапов развития данного
института, в частности исторической эволюции понятия коммерческой тайны,
позволяет исследовать правовую природу данного явления и проследить тенденции
его развития в современности.
В научных
кругах не имеется единой точки зрения относительно времени возникновения
института коммерческой тайны в России.
Первым
этапом становления данного института является период с IX в. по 1861 г. В
рассматриваемый период между представителями различных слоев населения
заключались договоры, предусматривающие условия по защите торговых и
профессиональных секретов. Торговой тайной считались знание мест закупки
товаров, списки покупателей и другая информация[1].
Вместе с
тем, по мнению некоторых исследователей, институт коммерческой тайны в России
возник лишь в середине XIX века. Прежде всего он регулировался нормами Уложений
о наказаниях 1845 г., 1885 г., предусматривавших ответственность за разглашение
торговой тайны — «сведений, содержащихся в торговых книгах, информации, имеющей
коммерческую ценность и доверенной приказчикам, лавочным сидельцам,
комиссионерам, маклерам».
Вместе с
тем, самого термина «коммерческая тайна» в вышеуказанные периоды не
существовало, хотя уже прослеживалось формирование первых признаков данного
понятия: наличие коммерческой ценности и ограничение доступа к информации,
обладающей такой ценностью.
В Уголовное
уложение 1903 года первоначально планировалось ввести главу 29 «Об оглашении
тайн», которая предусматривала разграничение фабричной, кредитной и коммерческой
тайн. Данная глава не была введена в действие, однако в науке гражданского
права стали разделяться особые приемы производства (фабрично-промышленная
тайна) и коммерческая тайна (элементы индивидуальности торговли, например,
знание мест закупки товаров). Отдельные исследователи (В.В. Розенберг) выделяли
так же кредитную тайну, включавшую в себя кредитные отношения как неотъемлемый
элемент торгового оборота. Указанные виды тайн являлись подвидами торговой
тайны. Некоторые ученые отождествляли торговую тайну с коммерческой. Данные
выводы заложили основу для формирования понятия коммерческой тайны в России, их
отражение прослеживается и в действующем Федеральном законе «О коммерческой
тайне».
После
Октябрьской революции 1917 г. коммерческая тайна практически прекратила свое
существование в России, фабрично-промышленные и торговые секреты стали
относиться к государственной тайне. Некоторые элементы коммерческой тайны
сохранялись в период новой экономической политики, однако централизованное
регулирование данного рода отношений отсутствовало.
Вновь
нормативная база, регулирующая коммерческую тайну, начала формироваться в эпоху
перестройки. Так, в Законе «О предприятиях в СССР» 1990 г. под коммерческой
тайной предприятия понимались «не являющиеся государственными секретами
сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением,
финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка
информации) которых может нанести ущерб его интересам»[2].
Данное
определение существенно отличается от предлагаемого в действующем Законе о
коммерческой тайне, достаточно абстрактно определяет информацию, которая может
быть отнесена к коммерческой тайне, тем не менее это было первое легальное
определение коммерческой тайны, означавшее возрождение данного института в
правовой системе России.
С принятием
части первой ГК РФ информация стала признаваться в качестве объекта
гражданского права. Также ГК РФ содержал определение коммерческой и служебной
тайны: «…информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае,
когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу
неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном
основании и обладатель информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности». Данные положения утратили силу с 01.01.2008, с введением в
действие части 4 ГК РФ, предусматривающей в качестве одного из видов
интеллектуальной деятельности секрет производства «ноу-хау», охрана которого
производится в том числе «путем введения режима коммерческой тайны»[3].
29 июля 2004 г. был принят Федеральный закон №2 98-ФЗ «О
коммерческой тайне»[4]. В
первоначальной редакции под коммерческой тайной законодатель понимал
«конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или
возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,
сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную
коммерческую выгоду». В действующей редакции коммерческой тайной является режим
конфиденциальности указанной информации.
Претерпел
изменения перечень информации, составляющей такую тайну: законодателем расширен
круг видов такой информации, в частности, в действующей редакции
подчеркивается, что к данной информации [1] Воробьева К.А. Понятие коммерческой
тайны в России: историческая эволюция // Аллея науки. — 2020. Т. 2. — № 5 (44).
— С. 406-409. [2] Тетерина Т.В. Понятие коммерческой тайны
// Экономика и предпринимательство. — 2019. — № 7 (108). — С.
604-607. [3] Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 17.01.2021) // СПС «КонсультантПлюс». [4] Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 18.04.2018) "О коммерческой тайне" // СПС «КонсультантПлюс».