Курсовая теория на тему Содержание и организация музыкально-исполнительской деятельности учащихся»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОБЛЕМАТИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Специфика музыкально-исполнительской деятельности 6
1.2 Характеристика видов музыкально-исполнительской деятельности школьников..7
1.3 Связь методики обучения от способностей к музыкально- исполнительской деятельности 9
2. МЕТОДИКИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1. Специфика хорового исполнительства школьников 13
2.2 Технологии обучения хоровому исполнительству 19
2.2 Методика работы над хоровым произведением 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Введение:
В современном музыкальном образовании уже несколько лет проявляются тенденции к обновлению музыкально-педагогических методик, при этом авторы статей призывают анализировать новые исследования и брать на вооружение описанные в них стратегии, избегать давно устоявшихся канонов, стереотипов и штампов.
Культурные процессы (зависящие в свою очередь от политических, социальных, экономических), которые начались в 21 в. не могли не измениться, вместе с этим начались поиски новых векторов развития и стратегий. В области музыкально-педагогических норм переоценка прежних ценностей проходит особенно остро и иногда противоречиво. Главный аспект непонимания – это отношение старого педагогического состава к современности. Более всего здесь проявляется инертность и отстаивание традиционных и устоявшихся форм. И этот консерватизм наносит культурный урон новому поколению.
А ведь именно педагогика должна идти если не впереди времени, то хотя бы находится на острие современных процессов, ощущая именно современное время. Иногда педагоги сталкиваются с другими проблемами, идущими «сверху». Культурные реформы часто бывают непродуманными, неопробованными живым опытом, хаотичными и они, скорее, затрудняют процесс. А ведь современная педагогика как никто другой испытывает необходимость в эволюции и в эволюции грамотной, компетентной, опирающейся на авторитет старой науки и идеи новой. Самое важное в этом, что педагоги несут огромную ответственность за учащихся, которые только начинают свой путь.
В учебнике Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой «Теория музыкального образования
интересно выведено определение музыкального образования как соединения музыкального воспитания (как приобретение нравственного и художественного опыта) и музыкального обучения (как приобретений навыков и знаний).[1, c.5]
Роль музыкального образования в процессе самоидентификации будущей исполнительской личности очень велико и педагогам в процесс организации работы нужно учитывать многие факторы:
• Особенности познания учащихся разных возрастов.
• Индивидуальные особенности и представление каждого о самообучаемости.
• Личные смыслы и мотивация в процессах обучения.
• Возможные пути самореализации в музыкально-исполнительской деятельности.
• Творческий потенциал учащегося и его ресурсы.
• Методы раскрытия каждого учащегося.
Актуальность темы. Исходя из этих размышлений, мы полагаем, что две важные темы, которые будут всегда актуальны в организации процесса – это методы активизации у учащихся эмоционально-духовного восприятия и формирование духовных ценностей.
Чтобы погрузить учащегося в этот процесс и реализовать важные идеи современного общества, к педагогам предъявляются особые и даже повышенные требования. Поскольку современные учащиеся не воспринимают устаревшие директивные методы воспитания, от педагогов требуются знания психологии, коучинга, этики и самых новых методик – ролевой, ассоциативной, иллюстративной, креативной.
Появилось новое явление – взаимопроникновение знаний, что привело к интеграции курсов. В сферу внимания педагогов вовлекаются идеи новой музыкальной информатики и новых музыкальных мультимедийных и компьютерных технологий.
Темой интересных методик, их развития и видоизменения занимались выдающиеся педагоги Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, В.Л.Живов, Д.Б. Кабалевский, И.Я.Лернер, М.С.Осеннева, В.А.Сластенин, Л.А.Тарасова, Р.А.Тельчарова, В.Н.Шацкая и другие исследователи процесса воспитания музыканта.
Проблема, исследуемая в работе, заключается в том, что кроме техники, которая необходима для будущего исполнительства, необходимо развивать у школьников общую музыкальную культуру, вкус, понимание музыкальных ценностей и идей. В этом смысле педагог сам должен постоянно развиваться и предъявлять к себе высокие духовные требования.
Исходя из вышесказанного, решение видится таким: способы организации музыкально-исполнительской деятельности должны быть принципиально новыми, но с учетом применения лучшего опыта предыдущей педагоги и открытий современных методов обучения.
Объект исследования – музыкально-исполнительская деятельность школьников.
Предмет исследования – содержание и методики организации разных видов музыкально-исполнительской деятельности школьников.
Цель исследования – изучение современных процессов школьной организации музыкально-исполнительской деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ специфики обучения в современной музыкальной школе
2. Обоснование традиционных и современных методик образования.
3. Осмысление проведения интегрированных уроков музыкального воспитания.
В своем исследовании мы будем опираться на работы Э.Б.Абдуллина «Методологический анализ проблем музыкальной педагогики», Ю.Б.Алиева «Настольная книга учителя-музыканта», В.Л.Живова «Теория хорового исполнительства» и других педагогов, которые занимались процессом воспитания музыканта с разных сторон – духовные ценности, артистизм, понимание прекрасного, художественное воздействие музыки и средства донесения высоких идей до слушателя.
Заключение:
В этой работе была проанализирована важная особенность музыкально-исполнительской подготовки: кроме технического развития знаний исполнительского мастерства, очень важно воспитывать осознание ценностей духовных идей своего времени и стремление реализовать их на практике и в этом смысле стало понятно, что: 1. Педагог сам должен постоянно развиваться и предъявлять к себе высокие духовные требования. 2. Способы организации уроков должны быть иными, учитывая весь опыт предыдущей педагоги и открытие современных методов обучения.
Мы выяснили, что формировать музыкальную и общую художественную культуру учащихся должны все виды музыкальной деятельности и все они поставляют детям широту и объем знаний. Все знания – о стилях, жанрах, истории музыки, композиторах и исполнителях – раскрывают перед будущим музыкантом все многообразие музыки и делают его богаче. В процессе учебной музыкально-исполнительской деятельности учащийся постепенно переходит с одного уровня на другой. Кроме технических возможностей, учащийся учится чувствовать, любить искусство, оценивать его с правильной точки зрения (имеется ввиду культура художественных представлений), а затем самому создавать музыкальные ценности.
Что же касается развития навыков музыкально-исполнительского мастерства, то в данном вопросе необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей, а также каждого конкретного учащегося. Мы увидели правильные методики, выработанные многолетним опытом выдающихся педагогов и рассмотрели методики, которые появились в наше время – современные дети отличаются от предшествующих поколений способами восприятия обучения. Тем не менее, основополагающими остаются методики, построенные на последовательном, целенаправленном и грамотном обучении. Также вы пришли к выводу, что освоение всех технических навыков должно происходить параллельно, так же как и одновременное закладывание общих музыкальных знаний и развитие общей музыкальной культуры.
Поэтому чем больше об это будет задумываться педагог, тем будет лучше для всех, поскольку педагогика – это не отработка рабочих часов, это особая миссия, которая работает на общую культуру общества. Педагог музыкального образования – это не методика, это искусство, креативность и творческая изобретательность.
Фрагмент текста работы:
1. ПРОБЛЕМАТИКА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Специфика музыкально-исполнительской деятельности
Музыкально-исполнительская деятельность имеет важнейшее значение в музыкальном искусстве. Академик Борис Асафьев охарактеризовал это значение так: «Жизнь музыкального произведение — в его исполнении, т.е. в раскрытии его смысла через интонирование для слушателей…» Исполнителя можно называть соавтором музыкального произведения, поскольку без него произведение не состоится. Только начиная с момента исполнения, которое бережно перенесет композиторский замысел в жизнь, начинается так самая настоящая жизнь произведения. Исполнительская деятельность – это важнейший аспект музыкального образования, это возможность для учащегося почувствовать себя музыкантом, который может прочувствовать произведение и донести его до зрителя.
Советские музыковеды и исполнители (тот же Б. Асафьев, Л. Баренбойм, Я. Мильштейн, А. Николаева) уделяли много внимания проблеме исполнительского мастерства, привлекая к диалогу специалистов из других областей знаний – культурологов, социологов, педагогов и психологов. Исследователи этой темы пришли к выводу, что главная цель музыкально-исполнительской деятельности – это глубокое погружение в духовный мир композитора, в содержание его произведения, понимание и передача этого зрителю. Чтобы раскрыть идею произведения полноценно нужно найти точное звучание, а для этого нужно обладать целым комплексом навыков, умений, знаний и музыкально-слуховых чувствований. Часто образы, созданные композитором, у исполнителя приобретают черты исполнительского стиля, который обладает своим стилем, манерой, вкусом и темпераментом. В результате мы можем услышать два разных произведения, в которых могут быть заложены самостоятельные ценности.
Образовательный процесс в музыке строится на пояснении методов самостоятельной музыкальной деятельности учащихся и в первую очередь акцент падает на правильной организации процесса. Педагоги содействуют учащимся в этой организации, внедряя в процесс элементы современных педагогических технологий.
Вывод: таким образом, становится понятно, что очень важный момент для музыкального образования – музыкально-исполнительская деятельность, в процессе которой ученик может ощутить себя настоящим музыкантом, для которого нет преград, чтобы почувствовать музыкальное произведение и донести его до слушателей.