Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Содержание и методы нравственного воспитания школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания школьников. 6

1.1 Проблема формирования нравственности
школьников в процессе обучения…. 6

1.2 Педагогические основы нравственного
воспитания. 12

Глава 2. Практические основы нравственного воспитания школьников. 18

2.1 Дидактические основы нравственного воспитания школьников. 18

2.2 Методы и формы нравственного воспитания. 24

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 34

  

Введение:

 

Актуальность. Современное российское общество
столкнулось с серьёзной проблемой массового ухудшения нравственной культуры
подрастающего поколения. 90-е гг. прошлого столетия стали для России временем
серьезных перемен, повлекшие за собой как позитивные, так и негативные явления,
неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления
оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское
самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на
отношение человека к человеку.

В
период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества,
меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей
старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и
нравственных установок. И потому, в современном образовательно-воспитательном
пространстве одной из важнейших проблем является воспитание нравственности у
современных школьников.

Федеральный
государственный стандарт второго поколения рисует портрет школьника, исходя из
которого на выходе из школы выпускник должен любить свой край и свою Родину,
уважать свой народ, его культуру и духовные традиции; осознавать и принимать
традиционные ценности семьи, российского гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества, осознавать свою
сопричастность судьбе Отечества; осознавать себя личностью, быть социально
активным, уважающим закон и правопорядок, осознающим ответственность перед
семьёй, обществом, государством, человечеством, уважающим мнение других людей,
умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно
взаимодействовать; осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни. Школьное образования
должно соответствовать данному заказу, исходя из чего перед школой ставится
задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно
оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых
нравственных свойств личности школьника. Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.

Предметом исследования являются формы и методы
нравственного воспитания школьников.

Цель исследования – определить содержания
нравственного воспитания школьников.

Задачи:

1. Раскрыть проблемы нравственного воспитания школьников.

2. Рассмотреть понятие и сущность нравственного воспитания в
отечественной педагогике.

3. Раскрыть дидактические основы нравственного воспитания школьников.

4.  Определить формы и методы нравственного
воспитания школьников.

Методы исследования.


теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;


анализ, синтез, диалектический и структурно-функциональный методы;


изучение и обобщение передового педагогического опыта;

Структура. Работа представлена введением, двумя
главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное
общество переживает серьезный нравственный кризис молодого поколения. На смену
четкого, целенаправленного идеологического воспитания советского периода,
пришла волна полной свободы, отсутствие должного контроля за нравственностью со
стороны государства. Это привело к тому, что подростки оказались заложниками
низкосортной массовой культуры, распространяющей аморальные ценности.

Первым
коллективом, где происходит развитие ребенка и закладываются основы будущей
личности, является его семья. В современном обществе все заметнее становится
кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Родители, вынужденные в
сложной экономической ситуации все большее внимание уделять работе, перестают
заниматься воспитанием детей, а ведь именно в семье закладываются первые
«кирпичики» нравственности: представления о «добре» и «зле», уважение к
старшим, любовь к Родине, доброта, гуманность, и так далее.

Следующей
ступенью социализации ребенка является школа, которая на современном этапе
представляет собой совершенно новые технологии, методики, учебники, в отличии
от советской педагогики. Несмотря на это, школа также столкнулась с
воспитательными проблемами из-за экономической нестабильности и духовного
дисбаланса в обществе.

На современных педагогов ложится очень большая
ответственность, а задача нравственного воспитания обладает повышенной
сложностью, и потому проблема нравственного воспитания в школьном образовании и
причины неуспеха, зачастую, кроются в непонимании самими педагогами механизма
восприятия нравственных установок ребенком. Нравственность не имеет ничего
общего с послушно-механическим, принуждаемым внешними обстоятельствами и
требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил, упор
на которые как раз-таки и делают большинство педагогов. Она есть не что иное,
как внутренний мотив личности, в качестве побудительных сил которого выступают
ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды,
убеждения и идеалы. Насаждение моральных и нравственных норм, традиций,
ограничений будут проявляться в душе ученика в системе чисто словесных реакций,
которые будут вызывать исключительно конфликт между поведением ребенка и
моральным правилом. В связи с чем,

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
нравственного воспитания школьников

1.1 Проблема формирования нравственности школьников в процессе
обучения Современное
российское образование и воспитание детей и молодежи осуществляется в условиях
экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно
изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования
образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств
массовой информации, силовых структур. Формирование взглядов и убеждений современных школьников является одной
центральных задач воспитательного процесса, поскольку от этого зависит
интеллектуальный уровень любой страны, ее будущее развитие и процветание.

В
процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование
ее нравственности, поскольку люди, являясь членами социальной системы и
находясь во множестве общественных и личных связей, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с
другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и
требованиям. Именно поэтому в каждом обществе вырабатывается множество
разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека
во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в
отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях,
играх и т.д.[20, с.201].

 И.Ф.
Харламов трактует нравственностьчеловека
как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с
соблюдением этих норм, правил и требований[20, с.203].

Проблема нравственноговоспитания является
очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди
большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании,
преступности, самоубийств. Число беспризорников и сирот превышает показатель
послевоенных лет. Следовательно, задачей современной образовательной системы
является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляет
собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в
духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но первые
ценности начинают формироваться в результате семейного воспитания[1, с. 561-563].

Первым коллективом, где происходит развитие ребенка
и закладываются основы будущей личности, является его семья. Определяющее значение семьи
обуславливается её глубоким влиянием на процесс становления личности ребёнка,
его физическое, психическое и духовно-нравственное развитие. Семья стоит у
колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы
отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и
социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые
естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

По мнению И.П. Подласого, «семейное воспитание – общее
название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других
членов семьи с целью достижения желаемых результатов»[16, с.199]. Поскольку
семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то,
естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и
государство в организации правильного воспитательного

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы