Курсовая теория на тему Социометрия как метод социологического исследования социально-культурной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения социометрии как метода социологического
исследования. 5
1.1. Понятие методов
социологического исследования. 5
1.2. Понятие социометрии:
преимущества и недостатки в качестве метода социологического исследования. 9
Глава 2. Анализ использования метода социометрии в
социально-культурной деятельности. 12
2.1. Использование
социометрического метода в работах отечественных и зарубежных социологов. 12
2.2. Социометрии в
социально-культурной деятельности. 17
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение:
Введение
Актуальность
исследования. В современной социологии наиболее
востребованными становятся исследования отношений между различными малыми
группами. При этом среди основных методов исследования используется метод
социометрии, что говорит о его достаточно частом применении.
Социометрия – часто
используемая психодиагностическая процедура в социально-психологическом анализе
групповых отношений. С самого начала пользуется большим успехом у специалистов,
и получила свой рост в различных модификациях, улучшении вычисления данных и
объяснении результатов исследования.
Социометрия в психологии
– это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления –
Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным
названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле
социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе.
Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего
применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также
определим основные понятия и процедуры метода социометрии.
Методы социометрии
предоставляют обширные возможности изучения структуры отношений между
индивидами в группе, их применение вместе с другими методами психодиагностики
предоставляет возможность получить ценную информацию о динамике развития
межличностных отношений в группе. Этот метод применяется и в прикладных, и в
научных исследованиях.
Социометрию используют
для выявления эффективности работы в той или иной группе, для изучения
психологической обстановки в коллективе, выявления формального и неформального
лидеров группы. Одной из целей может являться правильное распределение членов
группы по командам, бригадам и так далее.
Метод социометрии
является простым в проведении, но в то же время требует тщательной подготовки и
базы специальных знаний. Существует множество использования социометрии и для
всех них остается общим сущность метода: социометрия – метод, имеющий
направление на определение структуры отношений между индивидами в группе через
фиксирование взаимных чувств симпатии и антипатии среди членов этой группы.
Степень разработанности
темы в литературе.
Изучение социометрии посвящены работы ряда зарубежных и отечественных
исследователей, таких как Е. С. Кузьмина, Р. С. Немова, А. Н. Елсукова, А. Ф.
Кудряшова, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, В. И. Паниотто, Н. В. Макаренко и
др.
Цель курсовой работы: анализ социометрии как метода социологического
исследования социально-культурной деятельности.
Объект исследования: социометрия как
метод.
Предмет исследования: анализ социометрии как метода социологического
исследования социально-культурной деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать понятие методов социологического
исследования.
2. Выделить понятие социометрии: преимущества и
недостатки в качестве метода социологического исследования.
3. Проанализировать использование социометрического
метода в работах отечественных и зарубежных социологов.
4. Рассмотреть социометрии в социально-культурной
деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по теме
исследования.
Структура курсовой
работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Если
рассматривать социометрию как методику исследования отношений, можно выделить
ряд характерных особенностей:
—
она направлена, прежде всего, на получение качественных показателей.
—
она использует широкий спектр методов из психиатрии, педагогики, антропологии и
других наук.
—
она изучает социальные отношения в небольших группах и коллективах.
—
результаты исследования позволяют корректировать состав коллектива, быстро
разрешать конфликты и избегать конфликтных ситуаций вообще, улучшать
взаимоотношения между участниками и повышать эффективность работы.
Многообразные
отношения, возникающие между людьми в процессе длительного общения, составляют
две основные системы: систему деловых отношений и систему личных отношений.
Деловые
отношения связывают людей как исполнителей производственных, общественных,
учебных и т.д. функций. Но, исполняя, какую-либо общественную или
производственную функцию, человек не перестает быть личностью, которая
избирательно относится к другим личностям. Так, например, к одним сокурсникам
студент испытывает симпатию, к другим — антипатию, к третьим — безразличен. Все
эти отношения и составляют систему личных взаимоотношений. Это — и дружба, и
товарищество, и вражда, и т.п.
Каждый член
группы занимает определенное место не только в в системе деловых отношений, но
и в системе личных, эмоциональных отношений. В данном случае речь идет о том,
что наряду с интеграционными процессами в каждой группе по мере ее развития
протекают и процессы дифференциации, т.е. различия занимаемых мест в той или
иной системе взаимоотношений.
Одним из наиболее
распространенных в социальной психологии методов анализа системы межличностных
отношений в группе является социометрия или социометрический тест. Термин
«социометрия» происходит от латинских слов «socius» — друг, товарищ и «metrum»
— измерение, мера.
Исследование
социометрической структуры группы показало низкий уровень сплоченности во
взаимоотношениях между подростками. Такой уровень эмоциональных связей
отрицательно влияет на эффективность формирования навыка синхронного исполнения
движений у подростков, потому что невозможно добиться высоких результатов в
работе, не имея сознания общей цели, что является обязательным условием высоких
достижений. Возникает необходимость строить работу детей на уроке так, чтобы в
контексте учебных целей и задач решались вопросы формирования у детей
взаимоотношений поддержки, помощи, внимания друг к другу.
Подводя итоги, отметим, что социометрия,
выявляя симпатии-антипатии членов группы друг к другу, показывает всё
многообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное
функционирование самой малой группы, так и на самочувствие, работоспособность,
перспективу развития отдельного человека в данной группе. Подходя к социометрии
как к эксперименту, можно проследить динамику развития внутригруппового взаимодействия
и, таким образом, управлять формированием личностных качеств каждого члена
группы и конструктивного общения, взаимодействия между членами группы.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения
социометрии как метода социологического исследования
1.1. Понятие методов социологического
исследования Социологическое исследование —
система логических и последовательных методологических, методических и
организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о
социальных явлениях, а также их процедур, процессов.
Социальная психология –
это наука, изучающая общение, его природу, сам процесс. В качестве субъекта
общения выступают люди, которые взаимодействуя между собой создают общую
картину реальности. Задача социальных психологов состоит в том, чтобы правильно
распознать субъективность субъектов, а также должны участвовать в самом
процессе общения, участвовать в процессе социальной организации. Под
субъективностью необходимо понимать социальное качество. Выбор для общения
между субъектами это социальное количество. В данное понятие также входят
ситуация, дистанция. Как раз – таки наука социометрия занимается всеми
вопросами по измерению межличностных отношений [12].
Основателем данной теории
является Якоб Леви Морено (1892-1974). Именно он положил начало
социометрическому движению, которое уже имеет свои отголоски по всему миру.
Мореном был написал научный труд «Усвоение через забвение» около 50 лет назад,
который очень точно характеризует события современности. Это не могло не
отразиться в кинематографии. Нужно сказать, что с каждым годом наблюдается
увеличение социометрического движения. Социометрию принято связывать со школой
символического интеракционизма, особенно с теорией ролевого развития, которая
еще с древних времен закрепилась во всех учебниках по социологии и психологии,
правда, к сожалению ссылки на Морено и Мида можно было обнаружить редко, даже
несмотря на то, что Морено создал не только теорию, но и применил ее на
практике. Как писал сам Морено, теория ролей не ограничивалась одним лишь
социальным измерением, она распространяется на все сферы жизнедеятельности.