Курсовая теория на тему Социометрия как метод социологического исследования социально-культурной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социометрии как метода социологического исследования 6
1.1. Понятие о методах социологического исследования 6
1.2. Понятие социометрии: преимущества и недостатки в качестве метода социологического исследования 10
Глава 2. Анализ использования метода социометрии в социально-культурной деятельности 16
2.1. Использование социометрического метода в работах отечественных и зарубежных социологов 16
2.2. Социометрии в социально-культурной деятельности 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность исследовании обусловлена тем, что существует необходимость исследования межличностных отношений и социально-психологического климата в любом коллективе, как во взрослом, так и в детском. Именно социометрия, как один из методов социологического исследования позволит выявить и определить межличностные отношения в коллективе. Особенно актуально использование этого метода в социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность охватывает различные направления: во-первых, это профессиональная сфера, которая очень многофункциональна, т.к. предполагает, то человек, который ей занимается будет сохранять исторические, культурные, художественные и духовно-нравственные ценности. Во-вторых, участниками социально-культурной деятельности является широкий слой населения, от детей до взрослых людей, которые являются потребителями данных ценностей, транслируемых профессионалами социально-культурной детальности. В целом, социально-культурная деятельность сама по себе — диалогична. И если диалог между профессионалом и потребителем будет нарушен, то данные ценности перестанут транслироваться. Именно поэтому существует необходимость измерять каналы коммуникации, способствующие измерению межличностных отношений и социально-психологического климата.
Степень научной разработанности. К методам социологических исследований было обращено внимание еще в начале ХХ века. Данными методами, позволяющими измерять различные социально-психологические явления, заинтересовались зарубежные социологи: Ф. Тейлор, А.Файоль, К. Левин, Д. Морено.
В отечественной науке, можно отметить труды А.Н. Аверина, Ю.Д. Красовского, А.И. Пригожина.
Многими авторами, была обозначена важность социометрии, как метода, направленного на изучение межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. Однако, нам не встретилось научных разработок и методологии использования метода социометрии в социально-культурной деятельности.
Объектом данной работы выступила социометрия, как метод социологического исследования.
Предмет исследования — особенности использования социометрии в социально-культурной деятельности.
Цель исследования — обосновать важность использования социометрии как социологического метода исследования в социально-культурной деятельности.
Задачи работы:
1. изучить особенности социометрии, как социологического метода исследования,
2. определить особенности использования социометрии как социологического метода исследования в социально-культурной деятельности.
Методы работы: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования, описание и анализ опыта по использованию социометрии как социологического метода исследования в социально-культурной деятельности.
В данной работе рассмотрены три аспекта социометрических исследований в социально-культурной деятельности. Во-первых, обсуждаются основные вопросы использования социометрических методов для изучения отношений, в том числе значение социометрического статуса, базовая процедура, основные элементы социометрических процедур и определения терминов, а также подробное обсуждение методологических вариаций в каждом из блоков социометрических методов. Во-вторых, обсуждается теория, имеющая отношение к социометрическим измерениям. В-третьих, представлены ключевые классические и недавние исследования, которые отмечают важные вехи в развитии социометрических методов в социально-культурной деятельности.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные выводы могут послужить для практических исследований по использованию социометрии как социологического метода исследования в социально-культурной деятельности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Социометрия — это метод описания социальных отношений между людьми в группе. Косвенным образом социометрия пытается описать влечение или отталкивание между людьми, предлагая им указать, кого они выбрали бы или отвергли в различных ситуациях. Таким образом, социометрия представляет собой новую методику изучения глубинных мотивов респондентов.
Основной принцип социометрического метода заключается в том, что каждый член группы имеет возможность оценивать каждого другого члена группы по одному или нескольким критериям
В ходе социометрического теста выбирается критерий, на котором основывается выбор, и члены группы определяют на бумаге или в действии диапазон вариантов (выбирать, не выбирать, оставаться нейтральным) и степень положительных и отрицательных чувств, лежащих в основе их выбора.
В настоящем исследовании оцениваются связи внутри творческой группы детей и выявляются сходства, взаимный выбор или неприятие между детьми. Эти отношения могут выявить динамику группы, а также структуру и иерархию участников в группе. Проанализировав эти факторы, мы можем определить лидера группы, маргинализированных индивидов, групповую сплоченность и статус каждого члена команды. Выводы, которые мы можем сделать, применив наш метод опроса и социометрический тест, могут помочь нам определить групповую сплоченность (независимо от того, объединена группа или разделена), групповые предпочтения и выявит социальные проблемы в группе, которую мы хотим исследовать. Анализируя сходства, мы можем обнаружить и улучшить сплоченность группы, а также стимулировать позитивные отношения, которые могут повлиять на развитие и результаты общей творческой деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социометрии как метода социологического исследования
1.1. Понятие о методах социологического исследования
С точки зрения научной литературы метод — способ достижения определенной цели, конкретный алгоритм, позволяющий решить определенную проблему. По сути, это достаточно полно характеризует этот термин, который действительно на практике подразумевает использование определенного набора инструментов и подходов для решения задач. Слово «метод» пошло из греческого языка, и при дословном переводе означает «путь к чему-либо»
Методы в социологии – основной способ получения информации, а также последующей систематизации научного знания об особенностях социальной реальности. В эту категорию входят также все тонкости организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, а также общий набор инструментов и алгоритмов действия. Таким образом, можно сделать вывод, что методы в социологии позволяют провести изучение конкретного объекта, поскольку они являются набором знаний и инструментов для осуществления подобной деятельности [5].
В самом общем смысле все основные методы социологии могут быть объединены в две основные категории – общенаучные и частные научные. Рассмотрим каждую из этих групп несколько подробнее.
В категорию общенаучных относятся методы, которые являются инструментом для многих наук. Из числа общенаучных социология использует следующие методы: метод сравнительного анализа, исторический метод, метод качественного анализа, систематический, абстрагирование.
К специальным методам относят: наблюдение, опрос, анкетирование, биографический метод, метод парных сравнении.
Термин «социометрические методы» относится к большому классу методов, которые оценивают положительные и отрицательные связи между людьми внутри группы. Социометрия — это метод измерения взаимоотношений в группах. Идеальный социометрический метод использует циклическую схему, которая, в принципе, позволяет каждому члену группы оценивать каждого другого члена группы по одному или нескольким критериям. Например, каждый член группы потенциально может назвать каждого другого члена группы по параметрам: кто ему нравится или кого он считает другом. Или все члены группы оценивают друг друга в соответствии с их принятием или отвержением.
Основной принцип социометрического метода заключается в том, что каждый член группы имеет возможность оценивать каждого другого члена группы по одному или нескольким критериям в циклическом режиме. В литературе по отношениям со сверстниками термин «социометрия» часто имеет более узкое значение, то есть оценку социометрического статуса в группах сверстников. Социометрические методы широко использовались при изучении отношений со сверстниками для оценки «положительного» и « отрицательного» отношения между детьми.
Количество социометрических исследований, опубликованных за более чем 70 лет, прошедших с момента первоначальной публикации Морено, велико. Критические исследования, которые я представляю, носят выборочный характер из-за ограниченности пространства. В-четвертых, и, наконец, обсуждаются направления будущих исследований[12].
Истоки социометрических методов, применяемых в исследованиях отношений со сверстниками, обычно приписываются Джейкобу Морено (1934). Морено действительно был основателем методов, которые до сих пор используются с детьми и подростками в школах. Работа Морено была включена в более широкое движение в социальных науках в начале 20-го века, направленное на измерение и определение социальных отношений в группах. Таким образом, методы Морено отражают исторические особенности, связанные с изменением социальных условий в 20-м веке, и предоставляют общий набор методов и идей для исследователей из разных отраслей социальных наук.
Якоб Леви Морено (1889-1974), урожденный Якоб Морено Леви в Румынии, был студентом-медиком в Вене во времена расцвета психоаналитического кружка З.Фрейда. Целью Морено было распространить методы индивидуальной психотерапии З.Фрейда на группы, что сделало его основателем групповой психотерапии. После Первой мировой войны австрийское правительство, столкнувшись с большим притоком беженцев в район Вены, и пригласило Морено, к тому времени психиатра, в качестве консультанта для разработки сообщества переселения. Морено решил спросить, с кем семьи хотели бы жить рядом, и его карта деревенской общины, представленная стрелками на графике, стала первой социограммой, которая была опубликована в его книге 1934 года.
Морено переехал в Соединенные Штаты в 1925 году, где жил и работал в Биконе, штат Нью-Йорк. Он был колоритным человеком, который никогда по-настоящему не был частью академической психологии, хотя и общался с некоторыми ведущими социальными психологами своего времени. Его идеи о группах и взаимоотношениях быстро привели к социометрическому движению, которое включало большое количество социометрических исследований в сфере образования, психического здоровья и организаций. Для Морено социометрия была, во-первых, теорией социальной психологии, во-вторых, подходом к групповой психотерапии и только в-третьих, методом оценки групп. Хотя он рассматривал социометрические методы всего лишь как инструмент для достижения своих более грандиозных целей, сегодня Морено больше всего помнят именно за эту методологию.
Хотя Морено инициировал этот метод, многие другие с самого начала работали над применением социометрических методов для изучения развития ребенка. В эту группу исследователей раннего развития детей входили, среди прочих, Хелен Дженнингс, Мерл Бонни, Джоан Крисвелл и Мэри Нортуэй.
Методологические разработки с первых дней социометрии прошли через различные этапы. Различия в методах социометрической оценки зависели от (1) того, было ли принято решение использовать имена, рейтинги или парные сравнения, (2) критерии, используемые для оценки привлекательности (например, «С кем вы хотите работать?», «С кем ты хочешь поиграть?»), (3) решение использовать только положительные элементы или использовать положительные и отрицательные элементы (например, «понравилось больше всего» или «понравилось меньше всего») и (4) как наилучшим образом количественно оценить баллы, полученные в результате социометрического теста[6].
Силлессен и Буковски указали на три критических события в истории социометрических методов для изучения отношений со сверстниками:
1) переход от одномерных к двумерным системам (одновременное использование как положительных, так и отрицательных номинаций),
2) введение социального воздействия в дополнение к социальному предпочтению,
3) определение пяти групп социометрического статуса (популярные, отвергнутые, забытые, спорные и средние).
То есть социометрия позволяла измерить социометрический статус.
Межличностные и межгрупповые отношения со сверстниками могут быть концептуализированы на трех уровнях социальной сложности: индивидуальном, диадном и групповом. Информация о каждом уровне может быть получена из социометрического теста. Например, на основе матрицы социометрических выборов в классе можно присвоить каждому ребенку индивидуальные оценки статуса. Эти оценки могут быть либо непрерывными (например, принятие или отклонение), либо категоричными (например, популярные, отклоненные или средние). Также возможно получить двоичную информацию из одной и той же социоматрицы, такую как выбор взаимной дружбы или взаимные антипатии.
Существует тенденция рассматривать социометрический статус как абсолютную характеристику отдельного ребенка или подростка (например, принятый ребенок всегда социально активен, или отвергнутый ребенок всегда некомпетентен и агрессивен). Однако индивидуальный статус не является независимым от группы, и его значение необходимо рассматривать относительно группы, в которой он оценивается. Таким образом, социометрический статус представляет собой отношения между индивидом и группой. Человек, которого принимают в одном социальном контексте, может не быть принят в другом, если нормы, на которых основаны оценки статуса, различаются в зависимости от контекста.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения социометрии как метода социологического
исследования. 5
1.1. Понятие методов
социологического исследования. 5
1.2. Понятие социометрии:
преимущества и недостатки в качестве метода социологического исследования. 9
Глава 2. Анализ использования метода социометрии в
социально-культурной деятельности. 12
2.1. Использование
социометрического метода в работах отечественных и зарубежных социологов. 12
2.2. Социометрии в
социально-культурной деятельности. 17
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение:
Введение
Актуальность
исследования. В современной социологии наиболее
востребованными становятся исследования отношений между различными малыми
группами. При этом среди основных методов исследования используется метод
социометрии, что говорит о его достаточно частом применении.
Социометрия – часто
используемая психодиагностическая процедура в социально-психологическом анализе
групповых отношений. С самого начала пользуется большим успехом у специалистов,
и получила свой рост в различных модификациях, улучшении вычисления данных и
объяснении результатов исследования.
Социометрия в психологии
– это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления –
Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным
названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле
социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе.
Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего
применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также
определим основные понятия и процедуры метода социометрии.
Методы социометрии
предоставляют обширные возможности изучения структуры отношений между
индивидами в группе, их применение вместе с другими методами психодиагностики
предоставляет возможность получить ценную информацию о динамике развития
межличностных отношений в группе. Этот метод применяется и в прикладных, и в
научных исследованиях.
Социометрию используют
для выявления эффективности работы в той или иной группе, для изучения
психологической обстановки в коллективе, выявления формального и неформального
лидеров группы. Одной из целей может являться правильное распределение членов
группы по командам, бригадам и так далее.
Метод социометрии
является простым в проведении, но в то же время требует тщательной подготовки и
базы специальных знаний. Существует множество использования социометрии и для
всех них остается общим сущность метода: социометрия – метод, имеющий
направление на определение структуры отношений между индивидами в группе через
фиксирование взаимных чувств симпатии и антипатии среди членов этой группы.
Степень разработанности
темы в литературе.
Изучение социометрии посвящены работы ряда зарубежных и отечественных
исследователей, таких как Е. С. Кузьмина, Р. С. Немова, А. Н. Елсукова, А. Ф.
Кудряшова, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, В. И. Паниотто, Н. В. Макаренко и
др.
Цель курсовой работы: анализ социометрии как метода социологического
исследования социально-культурной деятельности.
Объект исследования: социометрия как
метод.
Предмет исследования: анализ социометрии как метода социологического
исследования социально-культурной деятельности.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать понятие методов социологического
исследования.
2. Выделить понятие социометрии: преимущества и
недостатки в качестве метода социологического исследования.
3. Проанализировать использование социометрического
метода в работах отечественных и зарубежных социологов.
4. Рассмотреть социометрии в социально-культурной
деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по теме
исследования.
Структура курсовой
работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Если
рассматривать социометрию как методику исследования отношений, можно выделить
ряд характерных особенностей:
—
она направлена, прежде всего, на получение качественных показателей.
—
она использует широкий спектр методов из психиатрии, педагогики, антропологии и
других наук.
—
она изучает социальные отношения в небольших группах и коллективах.
—
результаты исследования позволяют корректировать состав коллектива, быстро
разрешать конфликты и избегать конфликтных ситуаций вообще, улучшать
взаимоотношения между участниками и повышать эффективность работы.
Многообразные
отношения, возникающие между людьми в процессе длительного общения, составляют
две основные системы: систему деловых отношений и систему личных отношений.
Деловые
отношения связывают людей как исполнителей производственных, общественных,
учебных и т.д. функций. Но, исполняя, какую-либо общественную или
производственную функцию, человек не перестает быть личностью, которая
избирательно относится к другим личностям. Так, например, к одним сокурсникам
студент испытывает симпатию, к другим — антипатию, к третьим — безразличен. Все
эти отношения и составляют систему личных взаимоотношений. Это — и дружба, и
товарищество, и вражда, и т.п.
Каждый член
группы занимает определенное место не только в в системе деловых отношений, но
и в системе личных, эмоциональных отношений. В данном случае речь идет о том,
что наряду с интеграционными процессами в каждой группе по мере ее развития
протекают и процессы дифференциации, т.е. различия занимаемых мест в той или
иной системе взаимоотношений.
Одним из наиболее
распространенных в социальной психологии методов анализа системы межличностных
отношений в группе является социометрия или социометрический тест. Термин
«социометрия» происходит от латинских слов «socius» — друг, товарищ и «metrum»
— измерение, мера.
Исследование
социометрической структуры группы показало низкий уровень сплоченности во
взаимоотношениях между подростками. Такой уровень эмоциональных связей
отрицательно влияет на эффективность формирования навыка синхронного исполнения
движений у подростков, потому что невозможно добиться высоких результатов в
работе, не имея сознания общей цели, что является обязательным условием высоких
достижений. Возникает необходимость строить работу детей на уроке так, чтобы в
контексте учебных целей и задач решались вопросы формирования у детей
взаимоотношений поддержки, помощи, внимания друг к другу.
Подводя итоги, отметим, что социометрия,
выявляя симпатии-антипатии членов группы друг к другу, показывает всё
многообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное
функционирование самой малой группы, так и на самочувствие, работоспособность,
перспективу развития отдельного человека в данной группе. Подходя к социометрии
как к эксперименту, можно проследить динамику развития внутригруппового взаимодействия
и, таким образом, управлять формированием личностных качеств каждого члена
группы и конструктивного общения, взаимодействия между членами группы.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения
социометрии как метода социологического исследования
1.1. Понятие методов социологического
исследования Социологическое исследование —
система логических и последовательных методологических, методических и
организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о
социальных явлениях, а также их процедур, процессов.
Социальная психология –
это наука, изучающая общение, его природу, сам процесс. В качестве субъекта
общения выступают люди, которые взаимодействуя между собой создают общую
картину реальности. Задача социальных психологов состоит в том, чтобы правильно
распознать субъективность субъектов, а также должны участвовать в самом
процессе общения, участвовать в процессе социальной организации. Под
субъективностью необходимо понимать социальное качество. Выбор для общения
между субъектами это социальное количество. В данное понятие также входят
ситуация, дистанция. Как раз – таки наука социометрия занимается всеми
вопросами по измерению межличностных отношений [12].
Основателем данной теории
является Якоб Леви Морено (1892-1974). Именно он положил начало
социометрическому движению, которое уже имеет свои отголоски по всему миру.
Мореном был написал научный труд «Усвоение через забвение» около 50 лет назад,
который очень точно характеризует события современности. Это не могло не
отразиться в кинематографии. Нужно сказать, что с каждым годом наблюдается
увеличение социометрического движения. Социометрию принято связывать со школой
символического интеракционизма, особенно с теорией ролевого развития, которая
еще с древних времен закрепилась во всех учебниках по социологии и психологии,
правда, к сожалению ссылки на Морено и Мида можно было обнаружить редко, даже
несмотря на то, что Морено создал не только теорию, но и применил ее на
практике. Как писал сам Морено, теория ролей не ограничивалась одним лишь
социальным измерением, она распространяется на все сферы жизнедеятельности.