Курсовая теория на тему Социологические элементы психоаналитической концепции З. Фрейда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Предпосылки возникновения психоаналитического направления в социологии 5
1.1. Основные положения классического психоанализа 5
1.2. Формирование теоретических и практических взглядов З. Фрейда 7
2. Составные элементы психоаналитической концепции З. Фрейда 14
2.1. Структура личности и ее социальные действия 14
2.2. Конфликт личности и общества 20
3. Психоаналитическая составляющая в современной социологии 24
3.1. З. Фрейд и его последователи 24
3.2. Неофрейдизм как модификация классического психоанализа 29
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Введение:
Австрийский психолог, психоаналитик Зигмунд Фрейд основал одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее существенное влияние не только на многие философские школы, но и на медицину, культуру, науку, антропологию, историю, искусство, в том числе на социологию. Воззрения Фрейда на сущность человека были новаторскими для его времени и на протяжении всего жизненного пути не прекращали вызывать резонанс и критику в научных кругах.
В число наиболее важных достижений З. Фрейда входит разработка трёхсоставной структурной модели психики, состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я», обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений.
На современном этапе фрейдизм представляет собой не унитарную систему как таковую, а разнообразие множеств научных школ и течений. Различные теории психоанализа разрабатывались как дальнейшая эволюция, расширение или критический пересмотр первоначально основанной Фрейдом теории психоанализа, бывшими коллегами и учениками, такими как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Позднее же эта концепция была проанализирована неофрейдистами Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Салливаном.
В качестве научных источников в данной работе были использованы труды ведущих социологов и психологов как начала прошлого века, так и современных представителей психоанализа. Для рассмотрения выбранной темы были использованы работы З. Фрейда, такие как «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Я и Оно», а также труды К. Хорни «Невротическая личность нашего времени», Э. Фромма «Бегство от свободы» и К. Юнга «Коллективное бессознательное».
Тема курсовой работы интересна тем, что полученная информация может быть использована для теоретических и практических исследований в современной социологии. Целью является приобретение умений социологического анализа скрытых и труднодоступных социальных процессов, а также получение навыков междисциплинарного подхода к изучению поведения человека.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки возникновения психоаналитического направления в социологии.
2. Ознакомиться со структурой психоанализа З. Фрейда и выявить в ней социологические элементы.
3. Проанализировать использование психоаналитических концепций в различных направлениях современной социологии.
Объект исследования- психоаналитическая теория З. Фрейда.
Предмет, рассматриваемый в данной работе — социологические элементы теории.
Курсовая работа содержит введение, три раздела, заключение и список использованных источников. В первом разделе курсовой работы раскрыты идейные истоки и формирование теоретических и практических взглядов учёного. Во втором – охарактеризованы главные социологические аспекты концепции З. Фрейда. В третьем разделе представлены последователи теории и выявлена связь с последующими теоретическими представлениями.
Заключение:
Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что психоанализ представляет собой научную концепцию, которая в качестве средоточия внимания выставляет бессознательные процессы мотивации и психики. Психоанализ представляет собой психотерапевтический метод, который базируется на анализе подавленных или неявных переживаний личности. В данной теории ключевым источником невротических проявлений и всевозможных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд – ученик знаменитого врача психиатра того времени Жана Мартена Шарко, от которого он и получил свои фундаментальные знания о неврологии.
Теория Зигмунда Фрейда описывает множество вариантов замены детских желаний более зрелыми и взрослыми. Такие процессы он назвал «механизмами адаптации». В их основе лежат устремления маленького ребёнка, претерпевшие трансформацию в результате определённого жизненного опыта и возраста. Это лишний раз подчёркивает, что каждый человек – большой ребёнок. Если с него сорвать груз лет и лишнюю шелуху, то на свет появится очаровательный малыш со своими детскими пристрастиями и желаниями.
Другой основополагающий момент психоанализа – наличие в сознании человека самых разнообразных конфликтов. Это означает, что в психике каждого человека идёт непрестанная борьба противоборствующих сил. Это жадность и щедрость, добро и зло, легкомыслие и основательность, порок и целомудрие. Данный перечень можно продолжать очень долго. Это нужно обязательно помнить для того, чтобы лучше познать свой внутренний мир и раскрыть свою истинную природу. Ведь иногда человек знает себя очень плохо и не может даже представить, на что он способен в той или иной ситуации.
Различные методы и системы основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии. Несмотря на то, что на сегодняшний день эти методы используют множество существенно отличных друг от друга методов и базируются на совершенно различных подходах к личности человека, ее структуре и развитию, все они используют в качестве базовой идеи одни и те же концепции, разработанные Фрейдом.
Основная задача теории Фрейда заключается в создании универсальной методики, способной помочь человеку решить его жизненные проблемы. Психоанализ и старается по мере сил справиться с тем грузом проблем, который давит на психику и мешает каждому из нас почувствовать себя по-настоящему счастливым. Фрейдовские методы подсказывают, как переосмыслить самые глубинные свои желания. Внешне они регулярно проявляются в повседневном поведении, но вот так сразу определить их очень сложно.
Поэтому люди иногда годами ходят к психоаналитику. Даёт ли пользу такое лечение? Всё зависит от конкретного человека, от его желания познать свой внутренний мир и измениться к лучшему. Чтобы был положительный результат, нужно в первую очередь верить в эффективность психоанализа, а стало быть, и в самого австрийца, придумавшего его. Если же относиться ко всему этому несерьёзно или с иронией, то позитивный итог никогда не наступит, а теория Фрейда так и останется теорией и не обретёт практическую ценность.
Психоанализ Фрейда, при всей неоднозначности отношения к нему со стороны как общества, так и ученых, совершенно точно стал настоящей революцией в психологии. Практически все методики психотерапии и направления в психологии, так или иначе используют идеи и элементы психоанализа. Эти идеи легли в основу многих теорий о структуре человеческого сознания и именно от них в своей работе до сих пор отталкивается большинство психологов. Что касается самого психоанализа как метода работы с клиентами, то он до сих пор жив, очень неплохо себя чувствует, активно используется в работе с людьми и приносит хорошие результаты. Можно смело сказать, что и на сегодняшний день это один из самых распространенных методов в психотерапии.
Таким образом, можно говорить о том, что именно Фрейд является «отцом» современного психоанализа, который оказал огромное влияние не только на медицину, но и на социологию, искусство, литературу. Австриец внёс большой вклад в понимание причинно-следственных связей поведенческих функций личности. Благодаря этому, стало более ясно, почему человек думает, чувствует, поступает именно так, а не иначе. Для одних специалистов теория Фрейда является образцом понимания человеческой сущности, для других – конъюнктурщиной, не имеющей под собой никакой рациональной основы. Однако, несмотря на агрессивно настроенных оппонентов, всемирное признание налицо.
Фрагмент текста работы:
1. Предпосылки возникновения психоаналитического направления в социологии
1.1. Основные положения классического психоанализа
В классическом психоанализе аналитик занимает позицию некой закрытости и отстраненности от клиента. Это приводит к тому, что он чаще всего воспринимается клиентом как некая абстрактная символическая фигура. Считается, что именно по этой причине и происходит так называемый перенос, который означает, что клиент наделяет психолога чертами значимой для него личности, перенося свое эмоциональное отношение к этой личности на фигуру аналитика. Происходит как бы наполнение пустого содержимого новыми смыслами. Это могут быть черты отца или матери в зависимости от половой принадлежности аналитика. Через последующий анализ этих вновь возникающих фантомных отношений между клиентом и образом значимого человека выявляются аспекты полученных (чаще всего в детстве) травматических переживаний.
Один из основных терминов классического психоанализа – «интерпретация» является важнейшим инструментом психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое его истолковать правильно.
При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала и осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно лишь при условии правильного истолкования.
Истоком сопротивления является обычно не осознаваемый механизм психологических защит, который и мешает выявлению истинного содержания подсознания. Задачей психолога является не разрушение этих механизмов, поскольку они являются во многих случаях необходимыми элементами личности, но помощь в осознании факта их наличия и их деятельности самим клиентом.