Курсовая теория на тему Социальный эксперимент как метод исследования аудитории СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Средства массовой информации, их виды и значение в обществе 5
1.1 Общие понятия и классификация средств массовой информации 5
1.2 Аудитория – понятие, характеристики 13
1.3 Социологические исследования СМИ 16
Глава 2. Метод социального эксперимента и его применение в СМИ 18
2.1 Определение понятия, суть, особенности и методы проведения социального эксперимента 18
2.2 Социальный эксперимент как метод социологических исследований аудитории СМИ 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение:
Понятие аудитории отражает более динамичные и изменчивые процессы, поскольку объединяющей чертой людей в аудитории является наличие сходных потребностей, чаще всего – информационных.
Аудитория – это люди, которые непосредственно участвуют в процессе восприятия информации и вступают в контакт с источником информации, например, читательская аудитория журнала «Лайф», интернет – аудитория [5, С. 31], аудитория слушателей публичных лекций известного педагога и профессора.
По мнению белорусского социолога и журналиста А. А. Грнцанова, аудитория – это устойчивая совокупность людей, которая возникает на основе их общих информационных потребностей, интересов, а также форм, методов и каналов удовлетворения этих потребностей.
По мнению доктора философских наук, профессора МГУ, журналиста и публициста А. А. Шереля, аудитория СМИ – это часть общества или общество в целом в своих отношениях со СМИ.
По мнению российских исследователей Леонида Сухотерина и Ивана Удинцева аудитория – это группа людей, получающих информацию [7, С. 82].
В научной литературе по массовым коммуникациям и рекламе аудитория относится к группе людей с общими демографическими характеристиками и культурными вкусами и используется для изучения эффективности воздействия сообщений (например, рекламы) на различные группы населения.
Использование методов социологического исследования позволяет собрать мощную базу данных, обнаружить много неизвестного в природе социальных процессов в современной России, а также придать результатам исследования достоверность, обоснованность и научную обоснованность.
Необходимость изучения различных типов аудитории, их информационных потребностей и интересов обусловлена появлением и развитием новых медиа.
Изучение социальных характеристик и построение типологических моделей аудитории, разработка практических рекомендаций для сотрудников СМИ позволят усовершенствовать их деятельность с учетом знаний специфики потребителя информации.
Например, исследователь А. Б. Алдакушева [12, С. 84] установила, что низкая эффективность рекламы на телевидении определяется несоответствием целевой аудитории рекламодателя и аудитории телеканала (телешоу).
Методы социологических исследований и, соответственно, методы сбора информации в аудиторных исследованиях условно разделяют на группы количественных и качественных.
К количественным относят методы массовых опросов, которые требуют обращения к большому количеству респондентов и результатом применения которых являются данные, представленные в виде статистических показателей.
Методы массовых опросов представлены анкетированием, интервьюированием (в форме очных, телефонных и электронных опросов), ведением дневников с указанием времени и типа потребления массовой информации и др.
Но для выявления, например, психологических характеристик невозможно использование массовых количественных методов исследования аудитории [15 С. 61].
Эффективное изучение психологии мотивации и восприятия предполагает обращение к качественным методам: экспериментам, фокус – группам, биографическому интервью и т.п.
Качественные методы «больше ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта, на выяснение определенных закономерностей, происходящих в социальной действительности, наконец, на воссоздание тех процессов, которые невозможно объяснить анализом статистических данных».
Цель работы – рассмотреть социальный эксперимент как метод исследования аудитории СМИ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общие понятия и классификация средств массовой информации;
– исследовать аудиторию – понятие, характеристики;
– описать социологические исследования СМИ;
– рассмотреть определение понятия, суть, особенности и методы проведения социального эксперимента;
– исследовать социальный эксперимент как метод социологических исследований аудитории СМИ.
Предмет исследования – методы исследования аудитории СМИ. Объект исследования – социальный эксперимент.
Заключение:
В данной работе мы узнали, что такое средства массовой информации, их виды, а так же выяснили, что понятие «аудитория» происходит от латинского слова auditorium, что буквально означает «место для прослушивания». В социологии журналистики аудитория определяется как совокупность людей, являющихся реципиентами журналистских произведений, возникающих на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, методов и каналов их удовлетворения.
Аудитория любого СМИ является социальной группой, то есть группой взаимодействующих людей, которая характеризуется определенным набором социальных норм и собственной ролевой структурой, но только в том случае, если СМИ ориентируются на целевую аудиторию, имеющую набор общих социальных характеристик и состоящую из людей с общими информационными интересами, которые, в свою очередь, определяются единством социальных статусов (в частности, профессиональных). Таким образом, деловая пресса ориентируется на предпринимателей как на целевую аудиторию, которая является социальной группой [4, С. 87].
Большинство исследований аудитории предполагает прямое обращение к ней с целью установить, какие и как часто источники массовой информации она использует, как их оценивает, каковы ее удовлетворенные и неудовлетворенные этими источниками интересы, как люди используют полученную информацию, обмениваются ее и. т.д.
Понятно, что для таких целей надо использовать методы социологического опроса – с соблюдением требований репрезентативности и надежности информации: ведь необходимо получить вывод, касающийся массового сознания и поведения. Социальный эксперимент – это исследовательский проект, проведенный с людьми в реальном мире. Главная задача – узнать, как общество и отдельные индивидуумы будут реагировать в различных жизненных ситуациях. Это необходимо для лучшего понимания того, как работает культура и люди, как они взаимодействуют между собой.
Социальный эксперимент – это уникальный способ исследования общества в целом, а также каждого человека по отдельности. Прежде, чем начать изучать социум, необходимо разработать определенную концепцию. Важно понять, какие условия считаются критическими, как может отреагировать отдельный индивидуум на ту или иную ситуацию, какие инструменты необходимы для проведения очередного анализа. В этой статье мы узнаем все о методах социального эксперимента и для чего они вообще нужны.
Зачастую недостающую информацию о системе можно получить только из самой системы, проведя специально спланированный для этой цели эксперимент. Информация, содержащаяся в протоколе эксперимента, извлекается путем обработки полученных данных и преобразования их в форму, пригодную для включения в модель системы.
Эксперимент – это мощный метод получения причинно – следственных связей, но, как можно заключить из этого описания проблем метода, один изолированный эксперимент обычно допускает множество интерпретаций. На самом деле, если вы посмотрите на журнал, который фокусируется на систематической оценке альтернативных теорий, таких как психологический обзор, вы увидите, что статьи, основанные на экспериментах, часто включают в себя несколько экспериментов, каждый из которых постепенно устраняет одну альтернативную интерпретацию [19, С. 91].
Разработка условий эксперимента, разработка стимулов и тестирование участников являются сложными и трудоемкими задачами. Тем не менее, результаты высококачественных экспериментов могут быть полевыми преобразователями.
Фрагмент текста работы:
Если средства деятельности пражурналистской были преимущественно устными и письменными формами общения, то собственно журналистика непосредственно связана с использованием разработанных технических средств коммуникации — прессы (средства распространения информации посредством печатного воспроизведения текста и изображений), радио (передача звуковой информации посредством электромагнитных волн) и телевидения (передача звуковой и видеоинформации также посредством электромагнитных волн для радио и телевидения, использование соответствующего приемника).
Благодаря использованию этих средств коммуникации возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного количества каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книг, радио – и телепрограмм, которые могут распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, округах, округах).
Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю журналистских функций, основанных на использовании ее специфических особенностей, которые проявляются, прежде всего, в способах записи и передачи информации [17, С. 134].
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе средств массовой информации благодаря фиксации информации на бумажном листе (на ткани, полимерной ткани и др.), что не является существенным с использованием типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно – белом или цветном исполнении.
Выход из печатного станка несет информацию в виде печатного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, диаграмм, графиков и других визуальных и графических форм, которые воспринимаются читателем – зрителем без помощи каких – либо дополнительных средств (тогда как для получения радио – телевизионной информации необходимы телевизор, радио, магнитофон и др.).
Это обстоятельство (то, что информация в прессе записывается на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников») способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений между прессой и аудиторией.
Во – первых, можно быстро просмотреть весь» репертуар « сообщений, входящих в выпуск или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (исходя из места работы на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведения).
Это позволяет составить общее впечатление о содержании номера и, далее, выбрать интересующий вас материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное чтение, детальное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и перечитывания и т. д.).
Во – вторых, вы можете воспользоваться функциями «отложенного чтения» — после первоначального просмотра оставьте материал для внимательного и детального прочтения в удобное время и в подходящем месте (например, перенесите знакомство с номером на вечер, прекратите чтение книги, чтобы вернуться к ней позже и т. д.).
Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря способу фиксации. Легко иметь их «при себе» и обращаться для «извлечения» информации в удобное время, не мешая другим, а также в обстоятельствах, которые не позволяют или мешают вам слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т. д.) [17, С. 138].
Правда, вы можете пользоваться портативным радио или телевизором, оснащенным наушниками (в том числе и плеером), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (нужно носить оборудование с собой, возможны помехи и запреты, показ, трансляция программы, которая не представляет интереса и т. д.).
В этом случае чтение текста и восприятие визуального печатного материала происходит в соответствии с желанием выборочно, в том порядке, темпе и ритме, который задает себе читатель. Он может ссылаться на одну и ту же работу несколько раз, хранить необходимую информацию, подчеркивать ее, делать пометки на полях (маргиналии) и т. д.
Все это определяет множество степеней свободы в контакте с печатными изданиями, что делает их незаменимыми и важными носителями информации на обозримый период.