Курсовая теория на тему Социальные проблемы регионального развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Ретроспективный анализ и теоретические основы регионального
социального развития. 7
1.1.Исторические аспекты социального развития в российском
законодательстве 7
1.2.Сущность и основные направления социального развития в регионах. 9
Глава 2. Ключевые социальные проблемы регионального развития и их
тенденции в условиях устойчивого развития. 12
2.1 Актуальные проблемы социального развития регионов в России. 12
2.2 Основные механизмы и способы совершенствования социально-экономической
системы регионов. 17
Заключение. 25
Список литературы. 26
Приложения. 29
. 29
Введение:
Актуальность
темы. Социально-экономические преобразования, происходившие в России в конце XX
— начале XXI вв., привели к серьезному социальному напряжению, в результате
которого стала все более очевидной необходимость выработки новых инструментов и
механизмов государственного регулирования социальных процессов. Последние
пятнадцать лет формировалась и формируется система государственного
регулирования отраслей экономики, основанная на сочетании взаимодействия
государственных и рыночных принципов.
Несмотря
на провозглашенную приоритетность целей социального развития, проблемы
социальной сферы в России заметно обострились. В тяжелом положении находятся
здравоохранение, образование, наука и культура. Во многих регионах России
остается низким уровень жизни населения, сокращается реальная заработная плата,
разрушается социально-культурная инфраструктура.
Необычайно
высоким в последние годы стало расслоение общества на богатых и бедных. В 2010
году 13 процентов населения страны имело денежные доходы ниже величины
прожиточного минимума. Заметно ухудшилась демографическая ситуация, повысилась
заболеваемость населения наркоманией и алкоголизмом. Растущая дифференциация
наблюдается в уровне жизни населения отдельных субъектов Российской Федерации.
Для
современного российского общества стало характерным состояние крайнего
социального напряжения, нарастание агрессивности в поведении отдельных людей и
всего общества в целом, снижение социальной защищенности и гражданской
безопасности. Сложившаяся ситуация является следствием ошибок в управлении
социально-экономическим развитием страны на протяжении последних двух
десятилетий. Для сохранения социальной стабильности необходима разработка и
реализация эффективной социальной политики, обеспечивающей условия для
достойного уровня, высокого качества жизни всех территориальных общностей людей
и каждого человека.
В условиях
изменения общественно-экономических отношений особую актуальность приобретают
вопросы управления и развития регионального социального комплекса. От их
решения зависит не только успех социальных реформ, но и нормализация
социально-политической ситуации в России. При этом важную роль играет
сбалансированное использование ограниченных природных, финансовых и
человеческих ресурсов, которыми располагают территории. Эффективное решение
социальных проблем на региональном уровне будет способствовать повышению
благосостояния населения и всестороннему развитию личности.
Цель
исследования — на основе комплексного анализа сущности и основных направлений формирования
и реализации региональной политики выявить ее специфику, особенности разработки
и осуществления, определить пути оптимизации, ориентированные на повышение
устойчивости общественного развития.
Достижению
данной цели способствует решение следующих исследовательских задач:
—
осуществить анализ основных теоретико-методологических положений региональной
политики в условиях политических и экономических трансформаций общества;
— выявить
и проанализировать механизмы реализации региональной политики как особые
политические технологии;
—
определить основные направления деятельности федеральных органов
государственной власти по реализации региональной политики;
—
исследовать содержание взаимодействия федерального центра и регионов в процессе
реализации региональной политики;
—
сформулировать основные направления оптимизации региональной политики.
Заключение:
Региональная политика —
это составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных,
административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее
рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни
населения.
Является составной частью
политики государства, направленная на организацию национального пространства в
соответствии с избранной стратегией развития.
Основными объектами
являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции);
единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или
полиэтнической основе); субъекты федерации.
В чрезвычайных ситуациях
объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов.
Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от
государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия
разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении
политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии
регионального развития.
Региональная политика
охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость
населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д.
Главная цель политики
заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических
диспропорций между отдельными районами страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Ретроспективный анализ и теоретические основы регионального социального
развития
1.1.Исторические
аспекты социального развития в российском законодательстве Долгое время региональной
политике уделялось мало внимания. Однако в настоящее время многие считают это
очень важным, потому что региональные экономические различия объясняются
социальными проблемами.
Региональная политика в
настоящее время вызывает большой интерес. Общая оценка того, что региональные
экономические различия имеют далеко идущие последствия для экономического
процветания, социальной сплоченности и демократических дебатов, придала этой теме
новое значение, которое на самом деле давно не было известно[1].
Этот вопрос был отдельно
рассмотрен в годовом отчете за 1984 год. 2 Мотивирующим фактором для этого было
наблюдение, что из-за федеральной традиции государственного устройства Германии
региональные различия, как правило, довольно малы, и предыдущая региональная
политика способствовала «сокращению межрегионального разрыва в благосостоянии»,
в то время как проблемные регионы доказали, что при этом быть упрямым.
Отставание «менее густонаселенных и периферийных регионов, традиционных
областей поддержки совместной задачи улучшения региональной экономической
структуры» »должно не только продолжаться, но, по мнению Совета экономических
экспертов, усиливаться.
В рамках общей
государственной региональной политики — все меры, направленные на устранение
экономических недостатков менее развитых территорий с целью создания одинаковых
условий жизни для населения. Для этого например, сокращаются региональные
различия в развитии, упрощаются структурные изменения и создаются
конкурентоспособные рабочие места в регионах с небольшим количеством рабочих
мест. Меры региональной политики в первую очередь направлены на привлечение инвестиций
в обслуживаемые области стимулировать
то, что делается прямо или косвенно. Компании при поддержке предоставления
инвестиционных субсидий или специальной амортизации. Косвенно недостатки
регионального расположения должны быть компенсированы улучшением инфраструктуры
и стимулированием инвестиций[2].
Региональная политика в
первую очередь направлена на новые федеральные земли, так как там необходимо
было провести комплексную конверсию экономики[3].
В древности и в средние
века со стороны государства предпринимались отдельные попытки облегчить
материальные трудности своих граждан или подданных. Идея этого всегда
заключалась в предотвращении беспорядков и восстаний и обеспечении политической
стабильности.
Истоки современной
концепции государства всеобщего благосостояния также можно проследить до таких
соображений. Государство всеобщего благосостояния возникло в XIX веке в
результате промышленной революции и массового обнищания широких слоев
населения. Он основан на признании того, что собственность является основой для
осуществления прав и что свобода остается несущественной, если ее осуществление
не гарантируется имуществом. Государственное перераспределение должно
обеспечивать бедным и слабым элементарную базовую безопасность.
Социальные действия
всегда были в то же время регулирующей политикой, направленной на поддержание
социального мира.
Например, пенсионное
страхование, страхование здоровья и страхование от несчастных случаев,
введенное в Германии при канцлере Отто фон Бисмарке в 1880-х годах, было
предназначено для удержания растущих промышленных рабочих от революционных
усилий. Защита с тяжелыми формами
инвалидности была предоставлена после Первой мировой войны[4].
В 1919 году страхование
по безработице было введено во время экономического бума в 1927 году после
опыта периода инфляции и страхования по долгосрочному уходу в 1995 году, чтобы
облегчить бремя государственных бюджетов из-за процентного увеличения пожилых
групп населения.
После Второй мировой
войны пособия государства всеобщего благосостояния почти во всех странах
Западной Европы были расширены за пределы базового социального обеспечения. [1]Аренд, Рюдигер:
Понимание экономических показателей российских регионов в периоды спада и
роста. Подход к анализу экстремальных границ, в: Экономические системы,
36.2012, № 3, стр. 426-443 [2] Аренд, Рюдигер:
Понимание экономических показателей российских регионов в периоды спада и
роста. Подход к анализу экстремальных границ, в: Экономические системы,
36.2012, № 3, стр. 426-443 [3] Яковлев, Евгений,
Екатерина Журавская: Неравномерное применение либерализации. Доказательства
реформы регулирования бизнеса в России, в: Журнал Европейской экономической
ассоциации, 11.2013, № 4, стр. 838. [4] Рубинштейн А.Я. Введение в общую теорию
изъянов смешанной экономики // Пространственная экономика. 2016. № 4. С. 13-32.
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Ретроспективный анализ социального развития 7
1.1 История социального развития по российскому законодательству 7
1.2 Зарубежное законодательство о социальном развитии 12
Глава 2. Пути оптимизации социальных проблем на примере Северо-Западного региона 14
2.1 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления в социальной среде 14
2.2 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Введение:
Актуальность темы. Рост межрегиональных контрастов и накопление социально-экономических проблем в отдельных регионах могут привести к обострению социальной напряженности, усилению межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, к замедлению темпов экономического роста в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям необходима активная и эффективная региональная политика, одной из стратегических целей которой является выравнивание условий социально-экономического развития регионов, включающее в себя поэтапное создание предпосылок для укрепления в отстающих регионах собственной экономической базы.
Целью выравнивания социально-экономического развития регионов Российской Федерации является обеспечение единого, стандартизированного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны, а также обеспечение достойных (близких к среднему показателю по стране) условий жизни населения в каждом отдельно взятом регионе России, посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что Указом Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов
и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития отражена в числе основных вызовов и угроз национальной экономике Российской Федерации.
На сегодняшний день, ввиду сильной дифференциации регионов
по социально-экономическому развитию, Российская Федерация не может позволить себе обходиться без политики выравнивания. Политика выравнивания — это сложный и тонкий механизм, в основе которого лежит перераспределение финансовых потоков между уровнями государственной власти. Неэффективная политика выравнивания может привести
к возникновению «сепаратистских» настроений в обществе, когда благополучные регионы не захотят нести излишнее бремя налоговой нагрузки. В то же самое время отсутствие данной политики может стать причиной возникновения угрозы целостности страны и социальных конфликтов в неблагополучных (депрессивных) регионах.
Учитывая все выше сказанное, проблемная ситуация исследования заключается в отсутствии эффективного механизма выравнивания экономического развития регионов нашей страны.
Объект исследования: социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации.
Предмет исследования: сокращение разрыва уровней социально-экономического развития передовых и депрессивных регионов нашей страны.
Гипотеза исследования: использование эффективного механизма выравнивания социально-экономического развития регионов России позволит существенно сократить дифференциацию регионов Российской федерации по данному показателю и обеспечит равномерное социально-экономическое развитие территории нашей страны.
Степень научной разработанности темы. Проблемы расслоения регионов по уровню социально-экономического развития не один год привлекают внимание представителей отечественной политологической и экономической наук. На регулярной основе проводятся научные конференции, круглые столы, защищаются диссертации. Исследованием сходных, но не идентичных вопросов занимается достаточно большое количество отечественных и зарубежных ученых. Проводимые в данном направлении исследования можно условно разбить на четыре направления.
Первое направление включает в себя так называемые нормативные работы, рассматривающие международный опыт и предлагающие схемы бюджетного федерализма и системы межбюджетного выравнивания в условиях, наиболее соответствующих российским условиям (Трунин И., Поздняков А., Лавровский Б., Луговой О., Синельников С., Баранова К. и др.). В этих работах анализируются кардинальные изменения в межбюджетных отношениях в России и предлагаются механизмы использования зарубежного опыта в отечественных условиях.
Второе направление объединяет работы, анализирующие реальные факторы, воздействующие на межбюджетные трансферты в переходный период (Сабуров Е., Бухвальд Е., Игудин А., Лавриков И., Подпорина И., Годин А. и др.). В данных работах идет активное обсуждение эффективности применяемой в настоящее время в Российской Федерации политики, выравнивания. Главный вопрос, рассматриваемый в этих работах, — это определение того, насколько фактические трансферты были выравнивающими, то есть насколько они соответствовали принципам симметричного бюджетного федерализма.
Третье направление включает в себя исследования более широкого плана, в которых межбюджетные финансовые потоки рассматриваются в качестве одной из составляющих общих отношений между центром и регионами (Швецов A., Лексин В. и др.). В этих работах в основном анализируются причины и последствия процессов централизации и децентрализации в государстве и оценивается влияние данных процессов на эффективность политики выравнивания.
Четвертое направление объединяет исследования ученых-регионалистов (Трейвиш А., Гранберг А., Артоболевский С. и др.), несомненная заслуга которых состоит в разработке объективной экономической классификации регионов, нуждающихся в получении финансовой помощи.
Несмотря на обширный перечень научных работ, так или иначе связанных с поиском возможных путей решения проблемы выравнивания социально-экономического развития территорий, некоторые существенные аспекты данного вопроса остались изучены недостаточно полно.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы как общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ так и специфические методы, например, экономико-математический метод, метод математического анализа и другие.
Цель исследования: сократить расслоение регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития
Задачи исследования:
проанализировать текущий уровень социально-экономического развития регионов России;
провести сравнительный анализ депрессивных и передовых регионов и факторов, влияющих на уровень их социально-экономического развития;
определить показатели и критерии оценки расслоения регионов по уровню их социально-экономического развития;
разработать методику оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического развития;
разработать рекомендации по сокращению расслоения регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития;
оценить сокращение расслоения регионов нашей страны по уровню социально-экономического развития при реализации разработанных в исследовании рекомендаций.
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка использованных источников.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ретроспективный анализ социального развития
1.1 История социального развития по российскому законодательству
С развитием общества, ростом его технологических возможностей, совершенствованием системы производственных отношений и расширением совокупности социально-экономических потребностей на этой основе происходит увеличение числа факторов, влияющих на форму и содержание экономической деятельности. Деятельность, получение окончательных результатов и, следовательно, устойчивое развитие экономики региона.
Внутренние факторы делятся на основные и второстепенные. Основными внутренними факторами являются: инструменты и предметы труда или технико-технологическое обеспечение, организация производства, труда и управления, трудовые ресурсы. Хотя внутренние незначительные факторы определяют работу производственного коллектива, они не связаны напрямую с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушения экономической и технологической дисциплины.
Кроме внутренних факторов на развитие региона существенное влияние оказывает окружающая внешняя среда, под воздействием которой также формируется устойчивое социально-экономическое развитие .
Инвестиции имеют определяющую роль в функционировании и развитии региональной экономики. Их можно назвать «архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Благодаря инвестициям создаются современные предприятия и высокотехнологичные производства, осваиваются передовые технологии и обновляется основной капитал. Инвестиции способствуют увеличению интенсивности производства, обеспечивают выход на рынок конкурентоспособных товаров и услуг. Это все идет на благо как конечному потребителю, так и производителю, инвестору и государству в целом.
Инвестиционные ресурсы выступают в роли основополагающего источника развития региональной экономики, обеспечения темпов социально-экономического роста. Перемены в количественных соотношениях инвестиций оказывают влияние на значения большинства показателей социально-экономического развития, в том числе на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер производства. Обеспечивают накопление основных фондов, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности и как следствие на степень дифференциации субъектов нашей страны по уровню социально-экономического развития, от которого в прямой зависимости находится уровень экономической безопасности Российской Федерациив целом.