Региональное управление и территориальное планирование Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Социальные проблемы регионального развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Ретроспективный анализ социального развития 7
1.1 История социального развития по российскому законодательству 7
1.2 Зарубежное законодательство о социальном развитии 12
Глава 2. Пути оптимизации социальных проблем на примере Северо-Западного региона 14
2.1 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления в социальной среде 14
2.2 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий 19
Заключение 26
Библиографический список 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Рост межрегиональных контрастов и накопление социально-экономических проблем в отдельных регионах могут привести к обострению социальной напряженности, усилению межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, к замедлению темпов экономического роста в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям необходима активная и эффективная региональная политика, одной из стратегических целей которой является выравнивание условий социально-экономического развития регионов, включающее в себя поэтапное создание предпосылок для укрепления в отстающих регионах собственной экономической базы.
Целью выравнивания социально-экономического развития регионов Российской Федерации является обеспечение единого, стандартизированного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны, а также обеспечение достойных (близких к среднему показателю по стране) условий жизни населения в каждом отдельно взятом регионе России, посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что Указом Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов
и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития отражена в числе основных вызовов и угроз национальной экономике Российской Федерации.
На сегодняшний день, ввиду сильной дифференциации регионов
по социально-экономическому развитию, Российская Федерация не может позволить себе обходиться без политики выравнивания. Политика выравнивания — это сложный и тонкий механизм, в основе которого лежит перераспределение финансовых потоков между уровнями государственной власти. Неэффективная политика выравнивания может привести
к возникновению «сепаратистских» настроений в обществе, когда благополучные регионы не захотят нести излишнее бремя налоговой нагрузки. В то же самое время отсутствие данной политики может стать причиной возникновения угрозы целостности страны и социальных конфликтов в неблагополучных (депрессивных) регионах.
Учитывая все выше сказанное, проблемная ситуация исследования заключается в отсутствии эффективного механизма выравнивания экономического развития регионов нашей страны.
Объект исследования: социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации.
Предмет исследования: сокращение разрыва уровней социально-экономического развития передовых и депрессивных регионов нашей страны.
Гипотеза исследования: использование эффективного механизма выравнивания социально-экономического развития регионов России позволит существенно сократить дифференциацию регионов Российской федерации по данному показателю и обеспечит равномерное социально-экономическое развитие территории нашей страны.
Степень научной разработанности темы. Проблемы расслоения регионов по уровню социально-экономического развития не один год привлекают внимание представителей отечественной политологической и экономической наук. На регулярной основе проводятся научные конференции, круглые столы, защищаются диссертации. Исследованием сходных, но не идентичных вопросов занимается достаточно большое количество отечественных и зарубежных ученых. Проводимые в данном направлении исследования можно условно разбить на четыре направления.
Первое направление включает в себя так называемые нормативные работы, рассматривающие международный опыт и предлагающие схемы бюджетного федерализма и системы межбюджетного выравнивания в условиях, наиболее соответствующих российским условиям (Трунин И., Поздняков А., Лавровский Б., Луговой О., Синельников С., Баранова К. и др.). В этих работах анализируются кардинальные изменения в межбюджетных отношениях в России и предлагаются механизмы использования зарубежного опыта в отечественных условиях.
Второе направление объединяет работы, анализирующие реальные факторы, воздействующие на межбюджетные трансферты в переходный период (Сабуров Е., Бухвальд Е., Игудин А., Лавриков И., Подпорина И., Годин А. и др.). В данных работах идет активное обсуждение эффективности применяемой в настоящее время в Российской Федерации политики, выравнивания. Главный вопрос, рассматриваемый в этих работах, — это определение того, насколько фактические трансферты были выравнивающими, то есть насколько они соответствовали принципам симметричного бюджетного федерализма.
Третье направление включает в себя исследования более широкого плана, в которых межбюджетные финансовые потоки рассматриваются в качестве одной из составляющих общих отношений между центром и регионами (Швецов A., Лексин В. и др.). В этих работах в основном анализируются причины и последствия процессов централизации и децентрализации в государстве и оценивается влияние данных процессов на эффективность политики выравнивания.
Четвертое направление объединяет исследования ученых-регионалистов (Трейвиш А., Гранберг А., Артоболевский С. и др.), несомненная заслуга которых состоит в разработке объективной экономической классификации регионов, нуждающихся в получении финансовой помощи.
Несмотря на обширный перечень научных работ, так или иначе связанных с поиском возможных путей решения проблемы выравнивания социально-экономического развития территорий, некоторые существенные аспекты данного вопроса остались изучены недостаточно полно.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы как общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ так и специфические методы, например, экономико-математический метод, метод математического анализа и другие.
Цель исследования: сократить расслоение регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития
Задачи исследования:
проанализировать текущий уровень социально-экономического развития регионов России;
провести сравнительный анализ депрессивных и передовых регионов и факторов, влияющих на уровень их социально-экономического развития;
определить показатели и критерии оценки расслоения регионов по уровню их социально-экономического развития;
разработать методику оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического развития;
разработать рекомендации по сокращению расслоения регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития;
оценить сокращение расслоения регионов нашей страны по уровню социально-экономического развития при реализации разработанных в исследовании рекомендаций.
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения, а также списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты проведенного анализа позволили предположить, что уровни социально-экономического развития регионов России значительно отличаются. Передовыми регионами по уровню социально-экономического развития являются г. Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ автономный округ, Тюменская область, Республика Татарстан и др. Депрессивными регионами являются: Чувашская республика, республика Тыва, Ивановская область, а также Дальневосточные приграничные регионы и регионы Северного Кавказа.
2 Результаты сравнительного анализа депрессивных и передовых регионов позволяют предположить, что различия в их уровне социально-экономического развития обусловливаются рядом факторов:
-объемами инвестиций в основной капитал;
-наличием и эффективностью использования ограниченных финансовых ресурсов
-природными условиями и др. 
Инвестиционные ресурсы выступают в роли основополагающего источника развития региональной экономики, обеспечения темпов социально-экономического роста. Перемены в количественных соотношениях инвестиций оказывают влияние на значения большинства показателей социально-экономического развития, в том числе на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер производства. Обеспечивают накопление основных фондов, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности и как следствие на степень дифференциации субъектов нашей страны по уровню социально-экономического развития, от которого в прямой зависимости находится уровень экономической безопасности Российской Федерации в целом. 
Использование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства и технологии не даст положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций повлечет за собой исключение из оборота части ограниченных ресурсов и вследствие этого не достижение запланированного уровня социально-экономического развития территорий нашей страны. Эффективность использования инвестиций имеет определяющее значение для экономики: рост объемов инвестирования без достижения необходимого уровня эффективности не ведет к стабильному экономическому росту, обеспечивающему сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов нашей страны.
3.Основными показателями, характеризующими расслоение регионов по уровню социально-экономического развития являются:
-дифференциация объемов валового регионального продукта, так как данный показатель является ключевым показателем уровня социально-экономического развития региона, который показывает величину вновь созданной стоимости товаров и услуг, произведенных на территории региона;
-различия показателей оборота розничной торговли, которые характеризуют емкость регионального рынка розничной торговли и показывают развитость сферы розничной торговли в регионе;
-разница в объемах инвестирования в основной капитал показывает объем инвестиций за счет всех источников финансирования, тем самым характеризует уровень инвестиционной привлекательности и активности в регионе.
-дифференциации по величине основных фондов в экономике и др.
В качестве критериев оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического развития могут выступать пороговые значения соответствующих показателей.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Ретроспективный анализ социального развития

1.1 История социального развития по российскому законодательству

С развитием общества, ростом его технологических возможностей, совершенствованием системы производственных отношений и расширением совокупности социально-экономических потребностей на этой основе происходит увеличение числа факторов, влияющих на форму и содержание экономической деятельности. Деятельность, получение окончательных результатов и, следовательно, устойчивое развитие экономики региона.
Внутренние факторы делятся на основные и второстепенные. Основными внутренними факторами являются: инструменты и предметы труда или технико-технологическое обеспечение, организация производства, труда и управления, трудовые ресурсы. Хотя внутренние незначительные факторы определяют работу производственного коллектива, они не связаны напрямую с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушения экономической и технологической дисциплины.
Кроме внутренних факторов на развитие региона существенное влияние оказывает окружающая внешняя среда, под воздействием которой также формируется устойчивое социально-экономическое развитие .
Инвестиции имеют определяющую роль в функционировании и развитии региональной экономики. Их можно назвать «архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Благодаря инвестициям создаются современные предприятия и высокотехнологичные производства, осваиваются передовые технологии и обновляется основной капитал. Инвестиции способствуют увеличению интенсивности производства, обеспечивают выход на рынок конкурентоспособных товаров и услуг. Это все идет на благо как конечному потребителю, так и производителю, инвестору и государству в целом.
Инвестиционные ресурсы выступают в роли основополагающего источника развития региональной экономики, обеспечения темпов социально-экономического роста. Перемены в количественных соотношениях инвестиций оказывают влияние на значения большинства показателей социально-экономического развития, в том числе на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер производства. Обеспечивают накопление основных фондов, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности и как следствие на степень дифференциации субъектов нашей страны по уровню социально-экономического развития, от которого в прямой зависимости находится уровень экономической безопасности Российской Федерациив целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы