Курсовая теория Экономические науки Макроэкономика

Курсовая теория на тему Социальные ориентиры российской экономики в XXI веке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
социально-ориентированной экономики. 6

1.1 Сущность и основные признаки
социально-ориентированной экономики. 6

1.2 Модели социально-ориентированной
экономики. 10

Глава 2. Формирование
социально-ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации. 17

2.1 Предпосылки, цели, задачи и
направления формирования социально-ориентированной экономики в РФ.. 17

2.2 Россия на пути к
социально-ориентированной рыночной экономике. 22

Заключение. 30

Список использованных источников. 33

 

 

  

Введение:

 

Самая амбициозная задача
социально ориентированной государственной экономики в условиях формирующейся рыночной
экономики России — работать над социальной защитой всех слоев общества и
выработка эффективной стратегии социальной политики. Форма его реализации —
реальное функционирование государства, выраженное в социальной политике,
которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. В конечном итоге
хозяйственная деятельность человека направлена на создание материальной базы
для улучшения условий жизни.

Потому что люди тесно
связаны в своей экономической деятельности до тех пор, пока изменение условий
жизни одного человека не может происходить изолированно от изменения этих
условий для других людей. Это, в свою очередь, требует координации действий,
обеспечивающих благоприятные условия жизни. Эта деятельность известна как
социальная политика. По сути, социальная политика выражает конечные цели и
результаты экономического роста. С точки зрения функционирования экономической
системы социальная политика играет двоякую роль.

В ходе экономического
прогресса создание благоприятных условий в социальной сфере становится основной
целью экономической деятельности, то есть цели экономического роста
сосредоточены на социальной политике. Во-вторых, социальная политика также
является фактором экономического роста. Если экономический рост не идет рука об
руку с увеличением благосостояния, люди теряют стимул действовать эффективно.
Чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к
людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре и т.д. Это, в
свою очередь, требует дальнейшего развития социальной сферы.

Теоретические основы
социальной рыночной экономики были заложены в рамках концепции ордолиберализма
В. Ойкеном, Ф. Бёмом и Л. Эрхардом. Переход от централизованной экономической
системы к рыночной создает ряд проблем в социальных отношениях и работе и
обостряет проблемы с занятостью. Только грамотное регулирование государством
социально-экономических процессов, в том числе занятости населения, может
приблизить реформы к успеху.

Социально ориентированная
государственная экономика в России с формирующейся рыночной экономикой призвана
защищать социальную защиту всех социальных классов и разрабатывать эффективную
стратегию социальной политики. Социальная политика государства влияет и
охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из основных
направлений государственной деятельности является регулирование занятости и
поощрение высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие,
увеличение национального дохода.

Объектом исследования
выступает экономика России.

Предмет исследования

экономические и социальные условия и специфика формирования
социально-ориентированной рыночной экономики в России с учетом примеров других
стран.

Целью курсовой работы
является определение факторов, условий и специфики формирования
социально-ориентированной рыночной экономики в России.

Для достижения
поставленной цели в работе решаются следующие задачи:


рассмотреть основные характеристики социально-ориентированной экономики;


исследовать признаки и принципы социально-ориентированного экономического
развития;


выявить предпосылки, цели, задачи и направления формирования
социально-ориентированной экономики в РФ;


определить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в
России.

В данной работе
рассматриваются понятия, ключевые элементы, принципы и функции
социально-ориентированной рыночной экономики. А так же
социально-ориентированная рыночная экономика в странах Западной Европы и
отличительные особенности социально-ориентированной модели рыночной экономики.

Теоретической
и методологической основой исследования являются концептуальные положения,
содержащиеся в научных трудах ведущих отечественных экономистов в области
стратегического программирования, законодательства, материалах экономических и
практических конференций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Подводя итог, можно
сказать, что социальные, культурные и другие аспекты все чаще выходят на первый
план при формировании экономической политики в современных странах. Реализация
государством социальной политики, включая социальную защиту в различных
системах, также показывает разнообразие характеристик национальных моделей
социальной ориентации экономики.  Кроме
того, опыт ведущих промышленно развитых стран показывает, что эффективное
использование и поддержание человеческих ресурсов является важнейшим фактором
современного развития в целом и экономического роста в частности.

Социальная рыночная
экономика — это форма экономической организации, которая обеспечивает
взаимодействие производства и потребления через рынок, государственное
регулирование экономики и государственных институтов и гарантирует
социально-экономическую стабильность общества.

Концепция социальной
рыночной экономики в Германии была разработана такими учеными, как Альфред
Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. Л. Эрхард
представил концепцию социальной рыночной экономики.

Авторы социальной
рыночной экономики предполагают, что эта модель получила название «Третий
путь». Он движется между диким, необразованным рынком и
командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна
обеспечивать свободное, эффективное и стабильное положение в обществе и
экономике.

Социальная рыночная
экономика гарантирует, с одной стороны, экономическую свободу, рыночные методы
управления и конкуренцию, а с другой стороны, социальную безопасность и
справедливость.

Социальная ориентация
экономики может быть обеспечена только за счет высокопроизводительной
экономики, сочетающей инициативу и конкуренцию. Только на основе
функционирующей экономики может быть создана сильная система социальной защиты
граждан, гарантирующая им равные возможности доступа к универсальным ценностям.

Социальная рыночная
экономика ориентирована на реализацию ряда целей, реализация которых позволяет
повысить качество жизни населения и обеспечить стабильный экономический рост.

Без прогресса в
социальной сфере невозможно рассчитывать на уверенность широких слоев общества
в трансформации экономики и, следовательно, на успех самих реформ. Особое
внимание уделяется проблеме социальной справедливости.

Социально ориентированная
экономика и опыт реализации ее общих принципов показывают, что сегодня в
условиях глобализации практически во всех странах мира это наиболее эффективный
инструмент решения долгосрочных социальных проблем — безработицы и отчуждения
социально незащищенных групп от рынка труда, улучшения условий труда, повышение
качества образования и здравоохранения.

В настоящее время
социально ориентированная экономика наиболее развита в Италии, Германии,
Великобритании, Швеции, Бельгии и Франции. В то же время это означает, что в
этих странах действительно созданы экономические, социальные и технологические
условия для развития социальной экономики.

Социальная рыночная
экономика — это особая форма организации бизнеса, такая как «социальное
предпринимательство», то есть виды экономической деятельности, которые в
основном ориентированы на решение социальных проблем.

Социальная экономика —
это инновационный инструмент для решения проблем, которые сейчас входят в
базовую компетенцию и ответственность крупных государственных институтов.
Основная проблема здесь — перераспределение функций и финансовых ресурсов.
Конечно, социально ориентированная экономика основана на государственном
секторе и «третьем секторе», которые в то же время несут новые вызовы и новые
возможности.

Следует отметить, что в
сегодняшних реалиях как опыт социально-рыночной экономики модель Швеции
социально-рыночной экономики могут оказаться важным подспорьем в поиске и формировании
собственного, наиболее подходящего для России своего, собственного, наиболее подходящего для неё пути
социально-рыночного развития.

Однако социально
ориентированная модель российской экономики должна строиться с учетом
национальных социальных традиций, при взаимопомощи, сотрудничестве и нестяжательстве
русского народа и народов России. В основе такой модели должны лежать
существующие научные и производственные центры, а также внутренние сырьевые и
финансовые ресурсы. Основываясь на опыте этих стран в построении нового
общества, основным направлением экономической политики России должно быть
сосредоточение внимания на человеческих проблемах, что означает переход от
экономики, ориентированной на бизнес и основанной на ресурсах, к экономике,
основанной на государственном регулировании рыночных отношений.

Исходя из проведенного
исследования следует сделать вывод, что необходимо разработать новые подходы.
Которые должны читывать баланс интересов российского общества, государства и
частного сектора при сохранении рыночных условий функционирования жилищного
сектора на основе государственно-частного партнерства, а также используя
зарубежный опыт для построения социальной рыночной экономики.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы социально-ориентированной экономики

 

1.1 Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики

 

Вторая половина ХХ века
ознаменовалась появлением концепции государства всеобщего благосостояния, суть
которой заключается в понимании государства как суперклассовой структуры,
выражающей интересы всех слоев населения. Концепция государства всеобщего
благосостояния коренным образом отличается от марксистской концепции
формирования коммунистического общества, которая подразумевает обязательную
вербовку для создания социального равенства и построения бесклассового
общества, и от классического либерализма, который требует лишь минимального
вмешательства государства в социально-экономические процессы общества.

Гуманизация производства,
технократическая революция второй половины двадцатого века и социальные реформы
в конечном итоге привели к принятию новой концепции, согласно которой
стратегическая цель государства — обеспечить всем гражданам адекватные условия
жизни и благополучие.

Теоретические основы
социальной рыночной экономики были заложены в рамках концепции ордолиберализма
В. Ойкеном, Ф. Бёмом и Л. Эрхардом. Основное отличие теории социальной рыночной
экономики от других направлений экономической мысли состоит в том, что
предметом деятельности экономических единиц, в том числе государства, является
целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных
институтов. Модель социальной рыночной экономики, созданная при
ордолиберализме, в первую очередь основана на признании рынка ведущим социально-экономическим
институтом. Развитие компании основано на широкой конкуренции и системе
договорных отношений.

Так в дальнейшей
трансформации ордолиберальной модели социальной рыночной экономики А. Мюллер-Армак
опирается на более значимую роль государства в экономической жизни общества [17].

Социально ориентированная
экономика — это отлаженная система рыночной экономики, которая, преследует не
только экономический рост и получение прибыли, но и ориентируется решение
социальных проблем  весьма прогрессивными
способами. Социально ориентированная экономика ставит перед собой достижений следующих
целей [3]:

— уважать основные права
человека и принципы социальной справедливости и обеспечивать равные возможности
для компетентности, усердия, инициативы и инициативы;

— повышение
благосостояния людей и социальной защиты, связанное с возможностью защитить
каждого в стране от риска потери достойной жизни;

— защита стабильности,
гражданского согласия и социального мира в обществе.

Германия, Канада, Швеция,
Япония , а также мировой опыт и других стран показывает, что социальная
ориентация рыночной экономики обеспечивается успешным развитием ее производства
на основе научно-технического прогресса и высокого уровня занятости [9]. Здесь
одним из важных факторов в этом является определяющая роль государства в
политике, основанная на принципах свободного рынка, общественной поддержки и
солидарности. В рыночной экономике государство берет на себя гарантии поддержки
социальной ориентации экономики и является хранителем фундаментального баланса
между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В целях
создания реального социального партнерства продвигаются меры по
совершенствованию законодательства, государственного бюджета, активной
налоговой политики, регулирования доходов и системы социальных услуг и оказания
услуг.

Социально ориентированная
экономика должна характеризоваться следующими параметрами [11]:

а) достаточно большое
распределение ВВП за счет бюджета (около 50%);

б) создание крупных
страховых фондов за счет работодателя;

в) способствовать
развитию социального партнерства;

г) обеспечение сохранения
высокого уровня занятости для физически здоровых людей.

Общие характеристики
социальной рыночной экономики и, следовательно, направления деятельности в
государственном формировании должны быть следующими: [16]:

1) Социальное государство
обязано создавать условия для развития личности и в то же время бороться с
социальной зависимостью.

2) Государство и
гражданин в равной степени несут ответственность за материальное благополучие,
основанное на развитии гарантированных отношений свободы и собственности.

3) Государство с его
характерными методами и методами государственного регулирования обеспечивает
обобществление отношений в экономической и социальной сфере: рациональные
налоги, долги, инвестиции, антимонопольные меры, финансирование социальных
программ;

4) Концепция государства
всеобщего благосостояния, которое представляет собой социальную рыночную
экономику, предполагает, что с помощью государственной структуры может быть
достигнуто справедливое и экономически рациональное сочетание интересов
отдельного человека и общества в целом. 
В то же время нельзя нарушать частную инициативу и свободу
личности.  Люди должны определять свои
собственные социальные потребности.

5) Создание социальной
рыночной экономики — одна из основных задач государства всеобщего
благосостояния. На каждом этапе развития государство должно поддерживать баланс
между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, измерять
экономическую свободу и социальную защищенность государства и использовать
правовые методы для содействия производству социально значимых товаров и
услуг.  законные нужды, потребности и
занятость граждан.

6) Социальный мир и
экономический рост зависят от эффективного участия граждан в разработке и
применении политических и правовых норм в их жизненно важных интересах.  Государство всеобщего благосостояния
возникает в результате переговоров и соглашений между социальными партнерами,
правительством, работодателями и профсоюзами, которые представляют интересы
трудящихся.

Ключевыми принципами
социально-рыночной экономики и современного государства всеобщего
благосостояния следующие:

1) признание
экономической свободы человека и права предпринимателей, работников и
профсоюзов на автономию в ведении коллективных переговоров на основе
социального партнерства;

2) убежденность в
регулирующей роли рыночных отношений, основанной на спросе и предложении,
свободных ценах и конкуренции;

3) ответственность
государства за разработку правил игры на свободном рынке и, таким образом, за
создание условий для честной конкуренции;

4) гарантия полной загруженности
(а не только занятости) работающего населения;

5) государственная
поддержка и общественная поддержка инвалидов;

6) участие работников в
управлении производственной, общественной и общественной жизнью;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы