Курсовая теория на тему Социальные нормы первобытного общества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие и признаки социальных
норм первобытного общества…….. 5
1.2 Причины появления социальных норм
в первобытном обществе…. 10
ГЛАВА II. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В
ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 15
ГЛАВА III. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….. 33
Введение:
Социальные нормы – это общеобязательные правила
поведения людей в их взаимоотношениях между собой и имеющие общий характер.
Социальные нормы регулируют разнообразные общественные отношения. Выделяются
нормы: правовые, моральные, политические, религиозные, корпоративные, нормы
обычаев и традиций. Они имеют различные источники формирования, механизмы
закрепления и регулирования, но в совокупности выполняют регулирующие,
контрольные, воспитательные и иные функции. Социальные нормы первобытного
общества обладали существенными особенностями по ряду причин. В первую очередь
они стали первыми общественными регуляторами. Именно из первых социальных норм
возникли все современные нормы, которыми пользуется человек. Они имели
непосредственную связь с самой организацией первобытного общества.
Первобытное общество обладало определенными
особенностями организации власти и
управления. Это один из способов организации
совместного проживания и деятельности людей в условиях неразвитости
общественных отношений. Ценность информации об общественном устройстве и
социальных нормах первобытного общества заключается в том, что это общество
было самым первым примером определенной
организации, упорядочения общественной жизни. Особенности власти и управления
переросли с течением времени в государственный механизм, а мононормы
первобытного общества преобразовались в нормы права. Поэтому изучение власти и
социальных норм первобытного общества приобретает значение как изучение той обстановки, которая сложилась перед
возникновением в государства и права. Изучение основных особенностей
первобытного общества позволит выявить основные причины и особенности
исторического процесса возникновения и развития государства и права.
Актуальность исследования властных институтов и
норм первобытного общества заключается в их историческом значении как первых
способов общественной организации и совместной деятельности людей.
Предметом исследования являются социальные
нормы первобытного общества.
Цель исследования — охарактеризовать
организацию власти и особенности социальных норм в первобытном обществе.
Для достижения указанной цели должны быть
выполнены следующие задачи: определить общее понятие социальных норм
первобытного общества, охарактеризовать
виды норм первобытного общества, охарактеризовать основные особенности и
формы организации власти и управления в первобытном обществе.
Теоретическую основу исследования составляют
работы следующих авторов: Пиголкин А.С., Марченко М.Н., Мелехин А.В.
Структурно работа состоит из введения, трех
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате рассмотрения основных особенностей
властной организации и социальных норм первобытного общества, можно прийти к
следующим выводам.
1.
Первобытное
общество — первый пример организации совместного проживания людей в условиях неразвитых экономических и
политических отношений. В этом обществе все отношения строились по принципу
кровного происхождения людей. Для проживания, добывания пищи и имущества,
необходимого для выживания люди объединялись в родовые общины по принципу
своего кровного происхождения. Все необходимые вещи добывались путем
присваивания плодов природы. Самостоятельного производства продуктов еще не
было. Все имеющиеся предметы, орудия труда, жилища находились в собственности
родовой общины.
2.
Для первобытного
общества как и для любого общества, в котором организуется совместная
деятельность людей было необходимо определенное регулирование. Оно
осуществлялось на основе обычаев — многократных, повторяющихся правил
поведения. Обычаи регулировали и права и обязанности членов общины, они были
продиктованы религиозными верованиями и сложившимся порядком совместного
проживания. Возможны были и обычаи, которые не соответствуют нормам морали,
например обычай кровной мести. Особый механизм принуждения отсутствовал, обычно
это были общественное осуждение и порицание, лишение определенных прав внутри
общины. Помимо этого к социальным нормам
первобытного общества можно отнести нормы морали, религиозные нормы, мифологию
и агрокалендари. Специфика данных ном заключается в том, что они формировались
на оснвое тесной связи человека с природой и с итеми закономерностями, которые человек наблюдал в
природе. Первые социальные нормы строились для обеспечения выжывания рода илит той общины, в которую люди
объединялись. Соблюдение этих норм
обеспечивалось силой общественного принуждения, но, в то дже время сушествовали
и достаточно значимые наказания, в том числе изгнание из общины. Социальные
нормы первобытного общества представляют собой первый механизм упорядочения
общественных отношений, который был вызван самим развитием общества и общественных отношений.
Власть в первобытном обществе характеризуется
тем, что она осуществлялась на основе принятия совместных решений членами
общины. Наиболее важные вопросы решались общим собранием членов общины. Они же
избирали и наиболее уважаемых людей, старейшин и т д., которые были уполномочены
решать повседневные возникающие вопросы. Они разрешали споры, выносили решение
о наказании того или иного члена общины и т д. Для упорядочения существовавших
общественных отношений этого было достаточно. Возникновение права и государства
как особых инструментов управления обществом было связано с развитием способов
производства, умножением и присвоением материальных благ, усложнением
общественных отношений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие и признаки социальных
норм первобытного общества
Социальная норма представляет собой правило
поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе развития
общества и регламентирующее поведение людей, социальных групп, организаций в их
взаимоотношениях между собой. «Целостная, динамичная система социальных норм
является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления,
организации и функционирования государства, обеспечение согласованного
взаимодействия людей, прав человека. Система социальных норм отражает
достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного
развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и
национальные особенности жизни страны, характер государственной власти»[1].
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1. Социальные
нормы обращены к неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неоднократное
применение. Они носят общий характер.
2. Социальные нормы устанавливают границы и
определенные правила поведения в обществе, устанавливая какое поведение
является желательным, какое допустимым, а какое
запрещается.
3. Социальные нормы формулируются и
устанавливаются волей и сознанием людей, то есть носят в определенной степени
субъективный характер.
4. Социальные нормы направлены исключительно на
регулирование поведения людей в обществе.
5. Социальные нормы являются отражением
процесса развития общества и тесно связаны с уровнем культурного,
исторического, экономического развития общества. Например, в средневековом
обществе считалось нормальным установление различного рода жестоких наказаний, связанных с
членовредительством, допускалось применение пыток. В современном обществе такие
нормы недопустимы. Существенны различия в социальных нормах и современных
государств, которые отличаются своими
культурными особенностями. Например можно привести различия в нормах
морали христианских и мусульманских государств.
«Таким образом,
социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие
правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в
процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие
типу культуры и характеру его организации»[2].
Социальные нормы
первобытного общества отличаются тем, что
являются исторически первыми правилами,
которые стали регламентировать поведение человека.
Огромную роль в родовой общине играли обычаи,
т.е. устоявшиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате
постоянного применения, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода
и его членов. Обычаи рода, племени носили синкретический (слитный,
нерасчленный) характер. В современной исторической науке и этнографии нормы
первобытного общества получили название “мононорм”, специфичных для этого
периода истории человечества. «Социальные нормы первобытного общества
обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода,
регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные
отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету
выражали главный интерес людей того общества — выжить. Этот интерес собирал
силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям»[3].
В формировании и
поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические
представления первобытных людей. Мононормы были продиктованы естественно-природной
основой общества, в котором человек является частью природы. В обычаях
содержались непререкаемые запреты (табy) или ритуальные действия, а также мифы,
создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям
очага, традиций и долга продолжения рода. Соблюдение обычаев становилось
прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода.
Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов
родовой общины, равенство их положения, на отсутствие непримиримых противоречий
между ними. Обычаи соблюдались в силу
привычки, но в тех случаях, когда требовалось применение принуждения, то за
нарушение обычаев в роли карательной силы выступало общество, определяющее
наказание для нарушителя. В обычаях родового строя не было еще видового
различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет
место в цивилизованных обществах. Обычаи были одновременно и нормами
организации общественной жизни, и нормами морали и ритуальными и обрядовыми правилами.
Основные признаки норм первобытного общества
заключались в следующем.
— они исходили от рода и выражали его волю и
интересы;
— исполнялись добровольно в силу привычки, а
при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;
— специальных органов управления, охраняющих
незыблемость обычаев, не было;
— не наблюдалось различия между правами и
обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе
характерны следующие черты:
1. Естественно-природный
(как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс
формирования.
2. Действие на
основе механизма
обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность
норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их
название — «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания
мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их
требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением
социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф.
Энгельс писал по этому поводу: «Внутри родового строя не существует еще
никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует
вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата
выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же
нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение
семьи, частной собственности и государства», 1884).
Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее
интересов.
5. Доминирование
запретов. Преимущественно в форме табу, то есть
непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами.
Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных
браков.
6. Распространение
только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное
дело»).
7. Нормативно-регулятивное
значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного
сознания.
8. Специфические
санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового
коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в
результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически
было равносильно смерти).
Социальные регуляторы первобытного общества
выполняли две функции.
Первая
функция социальных норм состояла в том, что
они позволяли первобытным людям освободить свою психическую
энергию от страха перед окружающим миром, тревожности и направить ее на
производительную деятельность.
Содержание ритуальных и магических действий
было бесконечно разнообразным и охватывало все сферы и стороны тогдашней
человеческой деятельности. Побудительными причинами их выполнения принято
считать недостаток знаний первобытного человека об окружающем мире и стремление
найти защиту от неведомых сил. Люди
сообща настраивались на выполнение какой-либо деятельности, освобождались от
страхов и неуверенности. Затем эти навыки закреплялись у потомков путем
обучения.
Вторая
функция социального регулирования заключается
в установлении в обществе стабильных отношений, поскольку
именно такие отношения исключали влияние случайностных, чисто субъективных
мотивов и обстоятельств, которые могли исходить от любого из сородичей и
соплеменников.
Основной функцией социальных норм согласно их
определению является регулятивная. Она заключается в том, что нормы
устанавливают правила поведения в обществе. Как уже было отмечено, они устанавливают
границы дозволенного и запрещаемого поведения. При этом соблюдение предписаний
нормы, совершение разрешенных, одобряемых нормой действий и соблюдение запретов
нормы является социально полезным поведением. Нарушение же запретов является
социально вредным и влечет за собой ответственность в виде применения мер
государственного принуждения или общественного осуждения, порицания. Регулируя
жизнь общества, нормы обеспечивают стабильность его функционирования,
упорядоченность общественных отношений. Помимо регулятивной, социальные нормы
выполняют также и другие функции.
Социальные нормы выполняют
оценочную функцию, тог есть выступают в общественной практике критериями оценки
тех или иных действий, основанием оценки социально значимого поведения
конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
Воспитательная функция выражается в воздействии социальных норм на сознание
человека и в усвоении на основании этих норм определенных общепризнанных
ценностей: принципов справедливости и гуманизма, уважения к правам человека,
определяющего значения законности и правопорядка. Можно сказать, что социальные
нормы формируют уважительное отношение человека к указанным ценностям и
побуждают к соблюдению предписаний данных норм. Трансляционная или информационная
функция заключается в передаче через социальные нормы достижений культуры и
опыта, накопленного поколениями к другим поколениям.