Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая теория на тему Социальные конфликты и пути их разрешения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Структура и проблема конфликта в современной науке 5
1.1. Проблема конфликта 5
1.2. Структура конфликта и его объективные составляющие 8
2.1. Социальные конфликты в современном мире и пути их разрешения 12
2.1. Основные функции и проблемы социальных конфликтов 12
2.2. Стадии развития социальных конфликтов 15
2.3. Студенческая революция 1968 года во Франции как пример социальных конфликтов 20 века 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Характерной чертой современной эпохи является глобализация, проявляющаяся в том, что цивилизации, народы и государства все более и более сближаются, но с другой стороны — не утихают конфликты, существуют противоречия между разными культурами и цивилизациями. Социальный конфликт — неотъемлемый процесс человеческой истории. Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели миллионов людей.
Конфликт как один из основных элементов социальной реальности, выступает непосредственным источником и механизмом ее изменений, постоянно находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. Например, уже в трактате «Политика» Аристотель в рамках развития учения о государстве всесторонне анализирует причины, последствия развития и условия предупреждения возникновения аффектов (внутренних индивидуальных волнений), распрей, мятежей и государственных переворотов. В целом, стоит заметить, что результаты исследований проблемного поля конфликта (в разных формах его проявления — от государственных переворотов в культурной травмы) наиболее широко представлены в трудах Р. Арона, К. Боулдинга, М. Вебера, Т. Гоббса, Р. Дарендорфа, К. Клаузавеца, Р. Коллинза, М. ван Кревельда, Н. Макиавелли, К. Маркса, Ч. Миллса, К. Райта, А. Рапопорта.
Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области знаний (науки) или практики. Это социальный феномен, который проникает во все сферы человеческого социума, поэтому его и начали изучать специалисты различных отраслей науки. Сама же наука конфликтология имеет интегративный характер, она обогащается жизненным опытом и достижениями всех отраслей науки.
Конфликты, их изучение, прогнозирование общественного развития, гармонизация общественных отношений создали предпосылки для выделения самостоятельной отрасли знаний — конфликтологии. Более точное понимание конфликтологии как науки можно получить из такого определения. Конфликтология — это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Цель курсовой работы – охарактеризовать основные проблемы социального конфликта и привести современные примеры социальных конфликтов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Описать проблему конфликта;
 Проанализировать структуру конфликта и его объективные составляющие;
 Рассмотреть основные функции и проблемы социальных конфликтов;
 Охарактеризовать стадии развития социальных конфликтов;
 Проанализировать студенческую революцию 1968 года во Франции как пример социальных конфликтов 20 века.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение проблем социального конфликта приобретает особую актуальность не только с позиции современного повышения интереса со стороны отечественных исследователей к западной социальной науке вообще, но и в связи с тем, что системный кризис в Российской Федерации, который пронизывает все структуры общества, влечет возникновение и развитие множества социальных противоречий.
Осуществление рационального урегулирования, с одной стороны, предполагает наличие совокупности знаний о природе, общие свойства, типологию, формы развития и особенности проявления на микро-, макро- и глобальном уровне социальных противоречий и социальных конфликтов. С другой стороны, рациональное урегулирование социальных конфликтов имеет место только при тех обстоятельствах, когда субъекты управления готовы и способны адекватно реагировать на кризисные явления, осуществлять на практике экспертизу социальных противоречий, которые вызвали, и последовательно реализовывать механизм их решения.
Мировая практика свидетельствует, что только систематизированное знание способствует реальному решению социальных проблем, в социальных теориях находится ключ к пониманию социальных процессов, объяснения конкретных явлений и фактов, определение перспективы общественного развития в целом. Таким образом, создание концепции социального конфликта остается, по признанию философов, политологов и социологов, перспективным направлением с точки зрения научного и практического интереса и наименее разработанным с позиции реальных теоретичных построений в современных исследованиях этого элемента социальной реальности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Структура и проблема конфликта в современной науке
1.1. Проблема конфликта
Конфликты существуют так долго, как существует общество. Со многим люди научились справляться — природными силами, силами атома, но они не научились жить без конфликтов. На пороге XXI века адаптивность людей стала почти безграничной. Одно, с чем человек и человечество не могут справиться — это с самим собой, со своим могуществом, которое далеко не всегда используется рационально, а нередко, вольно или невольно, ею злоупотребляет, поворачивая против себя. Результат — конфликты различного масштаба, значимости и свойств. Конфликт — это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло. Эйнштейн писал, что природа сложная, но не злонамеренная [3].
Природа конфликта иная: конфликтующие стороны, могут быть злонамеренными, доброжелательными или нейтральными, порой сами того не ведая и тем более не зная истинных тенденций другой стороны. Особенно обостряются конфликты в переходные периоды общественного развития, подобно тем, что переживает сейчас наше общество. Именно поэтому, как бы нам ни хотелось спокойной, бесконфликтной жизни, нам не удастся избавиться конфликтов и конфликтных ситуаций. А потому — врага, говорят, надо знать в лицо.
Перед специалистами различного профиля восстает задача — научиться смотреть на конфликты профессионально и вмешиваться в них профессионально, то есть изучать их и решать так же, как решается любое другое профессиональное задачи. Изучением конфликтов занимаются представители разных наук — историки, философы, социологи, психологи. Каждый из них разрабатывает свои подходы к проблеме конфликтов, оперирует своими понятиями и терминами, сосредотачиваясь на определенных сторонах жизни человека или общества. Накопленная учеными теоретическая и эмпирическая информация стала основой для возникновения в XX веке отдельной научной отрасли, непосредственно связанной с исследованием конфликтов.
Конфликтология, возникнув как самостоятельная, научная отрасль сначала в США и Западной Европе, постепенно распространилась на все регионы мира, стала полноправным членом научного сообщества. Почти сразу после получения статуса научной дисциплины она приобрела и статус учебной дисциплины. И это неслучайно, поскольку потребность изучать конфликтологии имеют не только будущие профессиональные конфликтологии, но и все те, кто хочет облегчить свое существование умением находить выход из самых сложных конфликтных ситуаций, которые постоянно возникают в экономическом, социальном политической жизни, межличностных отношениях людей [1].
Объектом конфликтологии есть конфликт: конфликт, в трудовом коллективе, семье, между этническими группами и государствами, между отдельными людьми и группами людей. Каждый отдельный вид конфликта изучает отдельная наука.
Политические конфликты изучает политология, трудовые — социология труда и теория менеджмента, международные — теория международных отношений. Каждая из них имеет собственную концепцию конфликта.
Несмотря на большое значение естественнонаучных моделей конфликта, они не дают возможности выявить природу конфликта в обществе. Они не способны найти скрытые пружины человеческого поведения в конфликтной ситуации. «Классическая трагедия и серьезный роман, — отмечают ученые, — все так же остаются лучшим источником наших знаний о конфликт».
По мнению американского конфликтолога Р. Коллинза [6], «теория конфликта в значительной степени была разработана с помощью четких принципов теоретизирования и систематизации, которые периодически использовались в эмпирическом исследовании. Классические варианты теории конфликта являются частью макроисторическими. Большинство историков, в определенной мере теоретиками конфликта по той простой причине, что драматические факты истории, которые они описывают, состоят из борьбы, раздоров».
Философский подход — исторически первая попытка познать и рационально осмыслить природу социального конфликта. Он получил развитие в работах философов Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Они значительное внимание уделяли анализу источников конфликта, и нашли его в борьбе противоположных сторон явлений или процессов. Это философы первыми увидели, что конфликт — это закономерное, вечное явление, без которого не может существовать ни природа, ни общество, ни мышления.
В зависимости от их мировоззренческих позиций они видели главный источник этих конфликтов в столкновении материальных сторон бытия, духовных противоположностей или во внутренней противоречивой природе человека. Практически все идеи, заложенные еще древними философами, были развиты позже в социологии, психологии и конфликтологии.
Основные идеи о конфликте, развитые философами:
1) конфликты — атрибут общественной жизни, непременное и важное условие общественного развития;
2) их возникновение обусловлено комплексом материальных, политических и психологических причин;
3) конфликты имеют двойную природу, это обусловливает их позитивное и негативное влияние на развитие общества;
4) конфликты нельзя полностью устранить из общественной жизни, но их можно сделать менее острыми и разрушительными;
5) предотвращению конфликтов в государстве способствует политическое маневрирование [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы