Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая теория на тему Социально-психологические условия психологической готовности к браку у девушек и юношей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАКЕ 5

1. Основные теоретические аспекты семейных отношений в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2. Психологические особенности, этапы развития супружеских отношений 8

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ У ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ 18

2.1. Психологические особенности юношей и девушек в период готовности к браку 18

2.2. Социально-психологические условия психологической готовности к браку у девушек и юношей 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования связана с тем, что общество за-интересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Семья является одним из важнейших социальных институтов. Традиционно семья определяется как объединение людей, основанное на браке и кровном род-стве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Основой семейных отношений является брак как исторически изменяющаяся соци-альная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством ко-торой общество регулирует и санкционирует их сексуальную жизнь, уста-навливает их супружеские и семейные права и обязанности.

С другой стороны, семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку может объединять не только супругов, но и их детей и других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не только как супружескую пару, но и как социо-культурный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе опреде-ленных ценностей и норм, подвергающихся широкому социальному кон-тролю через систему позитивных и негативных санкций.

Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказываются нежизнеспособными. Вопрос укрепления брака и улучшения брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение та-ких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отно-шений.

Постановка проблемы современного брака и семьи, определение психологических основ их понимания и изучения является важной задачей в связи с кризисом современной молодой семьи, который отмечают уче-ные. Особенно остро эта ситуация ощущается в России: кризис семьи явля-ется доминирующим, всепоглощающим и пока трудно преодолимым. От-крытые печатные «цифровые люстрации» свидетельствуют о наличии кри-зисных тенденций в современной российской семье, что подтверждает необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической основы для оказания психологической помощи семье.

Объект исследования: брак и супружеские отношения.

Предмет исследования: социально-психологические условия психо-логической готовности к браку у девушек и юношей.

Цель исследования: анализ теоретических представлений о соци-ально-психологических условиях психологической готовности к браку у девушек и юношей.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют причи-ны готовности к браку в юношеском возрасте, изучение которых может помочь практикующему психологу при составлению программы преодо-ления кризиса молодой семьи.

Задачи исследования:

1.Проанализировать содержание основных теоретических аспектов семейных отношений в отечественной и зарубежной психологии;

2.Рассмотреть психологические особенности, этапы развития супру-жеских отношений;

3. Выявить психологические особенности юношей и девушек в пери-од готовности к браку;

4.Определить социально-психологические условия психологической готовности к браку у девушек и юношей.

Методы исследования: анализ литературных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования мы решали поставленные перед нами задачи. Итак, мы проанализировали содержание основных теоретических аспектов семейных отношений в отечественной и зарубежной психологии. Супруже-ские отношения или брак — это отношения двух взрослых людей противо-положного пола, не состоящих в близких родственных отношениях и доб-ровольно выбравших друг друга для совместной жизни и развития лично-сти каждого. В рамках семейных взаимодействий — супружеские отношения имеют общую черту: высокую степень удовлетворения основных потреб-ностей всех членов семьи в процессе успешного общения.

Рассмотрены психологические особенности и этапы развития супру-жеских отношений. Брак характеризуется неинституциональным характе-ром отношений, равенством и симметричностью моральных обязательств и привилегий обоих супругов. Существуют следующие уровни брачных отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социокультурный.

Нами выявлены психологические особенности юношей и девушек в период готовности к браку. Подростковый возраст — это период интенсив-ного психического и социального развития, формирования готовности к профессиональному самоопределению, освоения статусной роли студента и вхождения в новую, более самостоятельную жизнь. В этот период чело-век испытывает различные эмоциональные изменения, такие как страх, стресс, влечение, настроение, ярость, но основные из них делятся на эмо-ции и чувства.

В возрасте от 16 до 20 лет серьезные решения и поступки даются легко. Девушки и юноши еще не задумываются о последствиях своих по-ступков. Именно в этом возрасте увлечение и похоть воспринимаются мо-лодыми людьми как настоящее чувство. Необходимо проверять свои чув-ства, пытаться определить их серьезность. Но даже в этом возрасте можно создать брачный союз, который станет надежной опорой на всю оставшу-юся жизнь.

Мы определили социально-психологические условия психологиче-ской готовности к браку у девушек и юношей. Брачный возраст — это ми-нимальный возраст, с которого закон или обычай разрешает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается зако-ном с учетом возраста полового созревания, психологической и социаль-ной зрелости пары, а также традиций, обычаев и других условий страны.

В современном мире не существует установленных рамок для опре-деления среднего возраста вступления в брак. Принято считать, что каж-дая пара должна самостоятельно принимать решение о вступлении в брак.

Готовность к браку и семейной жизни включает в себя физическую, эмоционально-волевую, социально-нравственную, этико-психологическую и образовательную зрелость.

Вступление в брак для девушки в возрасте от 18 до 23 лет – наиболее приемлемый вариант. К этому времени завершается половое созревание, и она не только физически, но и психологически готова к материнству. Рож-дение ребенка в эти годы благотворно влияет на ее организм и способству-ет расцвету ее физических и духовных сил. Лучший возраст вступления в брак для мужчин — между 22 и 25 годами.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАКЕ

1. Основные теоретические аспекты семейных отношений в оте-чественной и зарубежной психологии

Супружеские отношения — это отношения двух взрослых людей про-тивоположного пола, не состоящих в близких родственных отношениях и добровольно выбравших друг друга для совместной жизни и личностного развития каждого. В рамках семейного взаимодействия супружеские от-ношения имеют общую черту: высокую степень удовлетворения основных потребностей всех членов семьи в процессе успешного общения. Для них также характерно наиболее адекватное восприятие друг друга и взаимо-понимание, совпадение ценностей, совместные идеи и мысли супругов, ро-дителей и детей, гармоничное распределение власти (эгалитаризм или от-ветственность мужа за семью), терпимость к разногласиям, открытость в обсуждении.

Изучение брачно-семейных отношений составляет одну из интенсив-но развивающихся областей отечественной и зарубежной психологической науки. В настоящее время семья рассматривается как сложная система от-ношений, общность людей, связанных узами брака, родительства и род-ства, выполняющая ряд социально значимых функций.

Изучением функций семьи и их психологического содержания, а также различных типов распределения ролей в семье занимался ряд уче-ных: Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.И, Антонов, В.М. Медков, И.Ф. Гребенников, С.В. Ковалев, Д.А, Леви, Б.М. Левин, М.В. Петрович, В.П. Левкович, Е.А. Личко, Г. Навайтис, А.Г. Харчев и др. Они показали, что функции семьи призваны реализовать ее возможности по созданию опти-мальных условий для социализации детей, а также для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Через свои функции семья связана, с одной стороны, с обществом, с другой — с состав-ляющими ее индивидами. Все функции семьи имеют социальный характер [18].

Важно отметить, что многочисленные исследования семьи и супру-жеских отношений проводились представителями различных психологиче-ских школ, используя собственное научное видение актуальности и психо-логических аспектов проблемы. Современные исследователи значительно склоняются к изучению психологических аспектов семьи, будь то супруже-ские или детско-родительские отношения,

Семья — это малая социальная группа, важнейшая форма организа-ции личной жизни, основанная на брачном союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [29].

По определению А.И. Антонова, семья — это сообщество людей, свя-занных узами супружества, родительства и родства на основе единой се-мейной деятельности, обеспечивающей воспроизводство населения и пре-емственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддер-жание существования членов семьи. Только наличие такого триединого отношения позволяет говорить о построении семьи как таковой в ее стро-гом виде [15].

А.Г. Харчев рассматривает семью как исторически конкретную си-стему отношений между супругами, между родителями и детьми, как ма-лую группу, члены которой связаны брачными или семейными отношени-ями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социаль-ная потребность в которой обусловлена потребностью общества в физиче-ском и духовном воспроизводстве населения. Основой для формирования семьи является брак.

По мнению А.Г. Харчева, брак — это исторически изменяющаяся со-циальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество регулирует и санкционирует их половую жизнь, уста-навливает их права и обязанности как супругов.

Согласно Зацепину, брак — это особый социальный институт, истори-чески обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [29].

Анализируя работы А.Г. Харчева, Ю.И. Семенова, Л.Е. Иова, Кени-га и Нойберта браку и семье можно дать следующее определение:

— брак это комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной.

— семья это малая группа, сформированная на основе брачных отно-шений и объединяющая супругов и их потомство.

Выделение супружества как структурной единицы произошло в ис-торическом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных соци-ально-экономических преобразований современного общества

Супружество это — личностное взаимодействие мужа и жены, регули-руемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему цен-ностями. Такое определение супружества дет Голод С.И., при этом под-черкивая неинституционный характер связи, свойственной супружеству, равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов [15].

Супружеские отношения — одни из наиболее загадочных и внутрен-не противоречивых человеческих отношений. Они начинаются с состояния взаимного притяжения — аттракции (влюбленности), проходят стадию конфликтных отношений, достигают зрелой фазы психологического осо-знанного отношения и развиваются до отношений духовного единства, наиболее полно описанного Э. Фроммом. Несмотря на то, что супруже-ство это один из важнейших элементов человеческой культуры, далеко не все люди реализуют эту форму человеческих отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы