Социально-педагогическая деятельность Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданской активности подростков в условиях школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданской активности у школьников 5

1.1. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии 5

1.2. Воспитание гражданской активности у современного школьника 14

Глава 2. Особенности социально-педагогического сопровождения процесса формирования гражданской активности школьников 18

2.1. Особенности методики работы по патриотическому воспитанию 18

2.2. Особенности формирования гражданской активности школьников в условиях целостного педагогического процесса 22

Заключение 31

Список использованных источников 33


  

Введение:

 


Актуальность работы. Обязанностью педагога является воспитать гражданина, который должен обладать совокупностью знаний, умений и навыков для реализации высокой профессиональной деятельности, обеспечения механизма самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, что позволит ему наилучшим образом выполнять гражданские обязанности и права, иметь гражданскую позицию и участвовать в общественной жизни страны

Социальный заказ на формирование компетентного гражданина является объективной необходимостью. С изменением цели образования обновляется и содержание, где знания, навыки и ценности увеличивают компонент компетентности, основанный на гражданской компетентности учащихся, их социальной активности, моральной гражданской позиции и готовности эффективно выполнять гражданские обязательства.

Проблема гражданского образования в Российской Федерации находится на новом этапе становления, включающего теоретическое подтверждение концептуальных основ, формулировку значения гражданского образования, гарантию масштабного участия членов школьного общества в управлении школой, организацию социальной практики обучающихся.

Также необходимо знать, что российское гражданское образование имеет длительную историю как особый показатель факта появления государственности в IX в. Трудности гражданского образования захватывают одну из значимых зон в единой теме педагогических исследований Ф. Б. Горелика, В. И. Кожокаря, A. B. Мудрика, В. М. Обухова, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского и др. Различные аспекты гражданского образования изучали Л. И. Аманбаева, A. M. Бабаев, С. Н. Беккер, С. И. Беленцов, Е. Р. Евдокимова, К. И. Маслов, С. В. Никитина, Т. Н. Османкина, Ю. Е. Подлесная, O. A. Рожнов, Т. В. Саенко, Т. Ю. Сайпулаева, П. П. Симоненко, Т. П. Скребцова, B. C. Собкин, М. В. Суворова, И. В. Суколенов, Г. Т. Суколенова, Т. А. Сухарева, С. А. Щербачева, М. С. Якушкина и др. Данные исследования привнесли значительный вклад в теорию и практику гражданского образования учащихся.

Цель исследования – изучить основные аспекты социально-педагогического сопровождения процесса формирования гражданской активности подростков в условиях школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть сущность гражданской позиции в педагогике и психологии;

2. проанализировать особенности воспитания гражданской активности у современного школьника;

3. изучить особенности методики работы по патриотическому воспитанию;

4. выявить особенности формирования гражданской активности школьников в условиях целостного педагогического процесса.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Таким образом, можно сделать вывод, что В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1756-Р, в качестве приоритетных направлений образования в 110 частности указаны: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, гражданственность провозглашена как базовая национальная ценность. Формирование нравственных качеств личности через гражданское воспитание достаточно широко используется в практике воспитательной работы в российских школах.

Формирование активной гражданской позиции является одной из основных задач в современной школьной образовательной программе. Данной проблеме уделено большое внимание, что нашло свое отражение в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте среднего общего образования, в постановлениях Министерства образования, правительства Российской Федерации и в других нормативно-правовых актах.

Вопрос гражданской идентичности связан прежде всего с тем, что современная молодежь отходит от понятий гражданственности, нравственного воспитания, забывает историю своего Отечества, малой родины и других качеств, которые необходимы гражданину Российской Федерации. Гражданская позиция включает в себя такие черты как патриотическое воспитание, толерантность к народностям нашей страны, гражданская идентичность, веротерпимость, любовь, забота и уважение к Родине, семье, правовое воспитание учащихся, уважение прав и свобод человека. Все вышеперечисленные качества формируются на уроках истории и обществознания, где учитель играет далеко не последнюю роль, используя различные приемы и методы в преподавании: деловую игру, викторину, проектную работу, исследовательскую деятельность, написание эссе и т.д.

Основными направлениями воспитания и социализации российских школ являются:

— воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

— формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;

— воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Волонтерская деятельность дает возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои авторские общественные проекты.

Следует отметить, что юношеский возраст в силу присущих ему специфических ценностных ориентации, идеалов, интересов является одним из наиболее благоприятных этапов становления личности для формирования гражданской позиции учащегося.

Итак, гражданская позиция – это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо. Формирование гражданской позиции личности, по нашему мнению, закладывается не только субъективными усилиями педагогов, но прежде всего объективным состоянием общества, социально-политической обстановкой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданской активности у школьников

1.1. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии

Современные тенденции в социокультурной сфере (миграционные процессы, виртуальные формы межкультурной коммуникации, академическая мобильность и др.) обостряют проблему формирования общечеловеческих ценностных ориентаций учащейся молодежи, тем самым актуализируют в педагогической науке и практике задачи поиска нового содержания и эффективных форм воспитания современной молодежи, в частности воспитания гражданской позиции, которая проявляется в общении, социальной активности, профессиональной деятельности.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и И. Д. Шведовой определяет понятие «позиция» двумя точками зрения: принцип, положенный в основу поведения, действий личности, и положение, место, занимаемое личностью .

И. С. Кону принадлежит понятие «социальная позиция», которое он характеризует как место человека в структуре социальных отношений, иными словами, его «социальная роль» .

Современные ученые в области педагогики отмечают следующие виды позиций: жизненная позиция, социальная позиция, внутренняя позиция. В научных исследованиях психологов понятие «позиция» изучается как позиция личности. Б. Г. Ананьев исследовал позицию личности в обществе (социальная, экономическая, политическая) как социальные роли, выполняемые человеком в зависимости от его положения и политической обстановки . По мнению ученого, такие отношения или роли, выполняемые

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы