Курсовая теория на тему Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
I
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.. 6
1.1 Понятие «ребенок с ограниченными возможностями
здоровья» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Классификации детей с ограниченными возможностями
здоровья. 9
1.3 Психолого-педагогическая характеристика семьи,
воспитывающей «особого» ребенка. 11
II СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА.. 16
2.1 Принципы организации педагогической работы с семьей
ребенка с особыми образовательными потребностями. 16
2.2 Основные направления работы педагога с семьей «особого»
ребенка. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
Введение:
Актуальность
темы. К детям-инвалидам,
имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический
или психический недостатки. Сегодня общей
тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его
индивидов. В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ) отмечается, что число детей с ОВЗ в мире достигает 13% (10% детей с
физическими и психическими недостатками; 3% — с недостатками интеллекта)[1].
«Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня
практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или
умственными недостатками в развитии»[2].
В. В. Лебединский, изучив ситуацию в России, утверждает, что устойчивым
остается положение по увеличению детей с ограниченными возможностями. Так, с
конца XX века детская инвалидность в Российской Федерации увеличилась в два
раза, что составляет от 6 до 9% несовершеннолетних[3].
Безусловно, сохранение данной тенденции формирует неблагоприятный прогноз на
будущее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные, для
них продумано множество видов помощи, методик социализации и коммуникации. Но в
этой проблеме есть еще участники – их родители (законные представители).
Степень
разработанности проблемы. Особенности работы педагогов с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
раскрыты в трудах отечественных исследователей С. В. Алехиной[4], А. В
Алёшиной[5], Е.
А. Афанасьевой[6], Е. Ю. Брусяниной[7], Н.
С. Булгаковой[8], Н. А. Голикова[9], Н.
Ф. Дементьевой[10], В. Я. Титаренко[11] и
др.
Объект исследования: семьи,
воспитывающие ребенка-инвалида.
Предмет исследования: содержание
работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Цель исследования: на основе анализа
психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание, особенности
и направления работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Гипотеза
исследования: работа
педагога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями
здоровья, должна охватывать такие направления, как педагогическое просвещение
родителей, оптимизация взаимодействия и коммуникаций внутри семьи.
Для
реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать понятие «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;
— описать основные типы детей с ограниченными возможностями
здоровья;
— дать психолого-педагогическую характеристику семей,
воспитывающих ребенка-инвалида;
— проанализировать особенности и направления работы педагога с
семьей, воспитывающей ребенк-инвалида.
Методы исследования: теоретический анализ,
сравнение, дедукция и индукция.
Практическая
значимость
работы заключается в возможности использовать результаты исследования при
организации работы педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
Структура работы. Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе
дана психолого-педагогическая характеристика детей, раскрыта сущность типологии
таких детей, дана психолого-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во второй главе представлен
обзор основных психолого-педагогических подходов к трактовке содержания и
основных направлений работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. В
заключении представлены основные выводы. Список литературы включает 25
источников. [1]
Инклюзивное образование в
России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf
(дата обращения: 11.02.2021). [2]
Титаренко, В. Я. Семья и
формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. — М., 2018. С. 5. [3]
Лебединский, В. В. Нарушение
психического развития [Текст] / В. В. Лебединский. М.: Педагогика. 2004. С. 38. [4]
Алехина, С. В. Готовность
педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
[Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая
наука и образование. 2017. № 1. С.83–92; Алехина, С. В. Основной вопрос
развития инклюзивного образования на современном этапе [Текст] / С. В. Алехина
// Инклюзивное образование: результаты, опыт, перспективы: сб. материалов III
Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Алехиной, М.: МГППУ, 2016. С.
304-318. [5]Алёшина, А. В.
Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья [Текст] / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. №
9. С. 1063-1066. [6]
Афанасьева, Е. А.
Проектирование образовательной среды в условиях реализации инклюзивной практики
[Электронный ресурс] / Е. А. Афанасьева // Вестник
Томского государственного педагогического университета, 2016. Выпуск № 1 (166). – Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ proektirovanie
-obrazovatelnoy-sredy-v-usloviyah-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki (дата
обращения: 11.02.2021). [7] Брусянина,
Е.Ю. Инклюзия как философия пространства современной жизни [Текст] / Е. Ю.
Брусянина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII
междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое
издательство, 2016. С. 124-126. [8]
Булгакова, Н. С.
Социально-психологические аспекты социальной адаптации в условиях инклюзивного
образования в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] / Н.
С. Булгакова // Ученые
записки Российского государственного социального университета, 2017. Выпуск № 2 (114) / том 2. –
Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-sotsialnoy-adaptatsii-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy
(дата обращения: 11.02.2021). [9]
Голиков, Н. А. Инклюзивное
образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными
нуждами [Текст] / Н. А. Голиков-(Коррекционная педагогика, специальная
психология): Новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными
нуждами // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 232-240. [10]
Дементьева, Н. Ф. Социальная
работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н. Ф.
Дементьева. М.: Академкнига, 2015. 247 с. [11]
Титаренко, В. Я. Семья и
формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. — М., 2018. 175 с.
Заключение:
В исследовании
мы охарактеризовали понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». В
работе нами были описаны классификации категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья, предложенные Т. В. Егоровой, Н.Ф.
Дементьевой, Г.Н. Багаевой, Т.А. Исаевой и др. Был сделан вывод о
том, что для каждого из перечисленных нами категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья необходимо организовывать образовательное пространство,
оказывать педагогическую поддержку с учетом особенностей здоровья. В результате исследования,
направленного на реализацию первой задачи, было проанализировано понятие
«ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и сделан вывод о том, что оно
в настоящее время представлено в литературе как неопределённое, размытое,
употребляемое, как правило, применительно к детям с определёнными отклонениями
в психическом развитии. Эти отклонения могут проявляться не только, например, в
усилении памяти или сообразительности, но и в особенностях поведения,
эмоционально-волевом своеобразии.
Нами были описаны основные типы детей с ограниченными возможностями
здоровья, рассмотрены основные подходы к классификации детей с ограниченными возможностями
здоровья и наиболее распространенные из них охарактеризованы по различным
основаниям: по характеру нарушения здоровья (классификация А. Р. Маллера); по
специфике патологии (классификация Т. В. Егоровой); по степени поражения
нарушенных функций (классификация Н. Ф. Дементьевой, Г. Н. Багаевой, Т. А.
Исаевой). На основе проведенного сравнительного анализа был сделан вывод о том,
что особое значение они имеют в период организации обучения таких детей, так
как он должен быть адаптирован под особые образовательные потребности ребенка.
Успех психолого-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ зависит от
мастерства учителя, целей и задач, которые он ставит перед собой. Итогами такой
работы может выступать обогащение эмоционального опыта учеников с ОВЗ,
нивелирование или полное устранение недостатков в их личностном развитии. По
итогам реализации второй задачи исследования – описать основные типы детей с
ограниченными возможностями здоровья – была дана характеристика особенностей
организации учебного процесса с учетом основного ограничения «особых» детей.
В работе дана психолого-педагогическая характеристика семей,
воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нами были описаны
типичные реакции родителей на появление ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, включающие 4 основные фазы: растерянности и беспомощности (зачастую
приводящих к дисгармонии семейных отношений), негативизма (отрицания
поставленного диагноза, его неприятия), депрессии (связанной с принятием факта,
приводящим к чувству гнева и синдрому «хронической усталости») и сознательного
обращения к специалистам (собственно началу социально-психологической
адаптации). Было выявлено, что эта категория родителей испытывает
многочисленные проблемы комплексного характера (от финансовых до медицинских и
психологических), поэтому они не должны оставаться с многочисленными
проблемами, связанными с воспитанием «особого» ребенка, без внимания
специалистов, которые могут объяснить, как вести себя, чтобы не сломать
ребёнка, не утратить его доверие. Было показано, что серьезные проблемы у
родителей начинаются тогда, когда ребенок с ограниченными возможностями
здоровья идет в школу. Несмотря на различия в патологии здоровья, у него, как
правило, возникают проблемы с обучением.
В работе мы
описали особенности и направления работы учителя начальной школы с семьей,
воспитывающей ребенка с ОВЗ. Нами были описаны основные принципы
взаимодействия учителя начальных классов с семьей ребенка с ограничениями по
здоровью: личностно-ориентированный подход и к детям, и к родителям (в центре
которого стоит учет личностных особенностей ребенка и его семьи),
гуманно-личностный подход, основанный на психолого-педагогической поддержке
ребенка и семьи, принцип комплексности, предполагающий взаимодействие в такой
работе учителя с разными специалистами (психологом, социальным педагогом и
т.д.), принцип доступности (учет реальных возможностей ребенка и его семьи).
Нами был сделан вывод о том, что взаимодействие педагогов и родителей детей
с ОВЗ является одним из основополагающих разделов в психолого-педагогическом
сопровождении детей с ОВЗ в условиях дошкольной общеобразовательной
организации. При работе с такими детьми стоит помнить, что родители – главные
люди в жизни ребенка, которым также требуется помощь и поддержка со стороны
педагогических работников. При работе с такими детьми и их родителями нужно
суметь стать союзниками, ведь без их поддержки и участия добиться значительных
результатов практически невозможно.
Нами были выявлены особенности и направления работы учителя начальной
школы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и сделан вывод о том, что педагоги при
разработке программы и внедрении её в практику, постановке задач успешной
социализации лиц с ОВЗ должны учитывать их особенности:
— соматическую ослабленность, которая
выражается в недостатках физического здоровья;
— ограниченные возможности детей-инвалидов, не
позволяющие им полноценно участвовать в ведущей деятельности, которая опирается
на их возраст (игровая, учебная, коммуникативная, трудовая), что влияет на
процесс социализации. Такого ребенка взрослые зачастую стремятся уберечь от
взаимодействия с обществом, что нарушает процесс гармоничного развития
личности;
— характер инвалидности (нарушения
опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, психические заболевания);
— психофизиологические особенности
(темперамент, тип высшей нервной деятельности, характер психических процессов и
др.);
— ограниченные возможности коммуникации (дети
из-за ограничения мобильности и независимости воспитываются в мире,
ограниченном рамками семьи, обучаются на дому, в результате у них недостаточное
общение со сверстниками и, как следствие, гиперопека со стороны взрослых).
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась,
задачи реализованы.
Фрагмент текста работы:
I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, Актуальность темы. К детям-инвалидам,
имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический
или психический недостатки. Сегодня общей
тенденцией для мирового сообщества становится ухудшение состояния здоровья его
индивидов. В данных, предоставленных всемирной организацией здравоохранения
(ВОЗ) отмечается, что число детей с ОВЗ в мире достигает 13% (10% детей с
физическими и психическими недостатками; 3% — с недостатками интеллекта)[1].
«Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня
практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или
умственными недостатками в развитии»[2].
В. В. Лебединский, изучив ситуацию в России, утверждает, что устойчивым
остается положение по увеличению детей с ограниченными возможностями. Так, с
конца XX века детская инвалидность в Российской Федерации увеличилась в два
раза, что составляет от 6 до 9% несовершеннолетних[3].
Безусловно, сохранение данной тенденции формирует неблагоприятный прогноз на
будущее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные, для
них продумано множество видов помощи, методик социализации и коммуникации. Но в
этой проблеме есть еще участники – их родители (законные представители).
Степень
разработанности проблемы. Особенности работы педагогов с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
раскрыты в трудах отечественных исследователей С. В. Алехиной[4], А. В
Алёшиной[5], Е.
А. Афанасьевой[6], Е. Ю. Брусяниной[7], Н.
С. Булгаковой[8], Н. А. Голикова[9], Н.
Ф. Дементьевой[10], В. Я. Титаренко[11] и
др.
Объект исследования: семьи,
воспитывающие ребенка-инвалида.
Предмет исследования: содержание
работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Цель исследования: на основе анализа
психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание, особенности
и направления работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.
Гипотеза
исследования: работа
педагога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями
здоровья, должна охватывать такие направления, как педагогическое просвещение
родителей, оптимизация взаимодействия и коммуникаций внутри семьи.
Для
реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
— охарактеризовать понятие «ребенок с ограниченными
возможностями здоровья»;
— описать основные типы детей с ограниченными возможностями
здоровья;
— дать психолого-педагогическую характеристику семей,
воспитывающих ребенка-инвалида;
— проанализировать особенности и направления работы педагога с
семьей, воспитывающей ребенк-инвалида.
Методы исследования: теоретический анализ,
сравнение, дедукция и индукция.
Практическая
значимость
работы заключается в возможности использовать результаты исследования при
организации работы педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
Структура работы. Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе
дана психолого-педагогическая характеристика детей, раскрыта сущность типологии
таких детей, дана психолого-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Во второй главе представлен
обзор основных психолого-педагогических подходов к трактовке содержания и
основных направлений работы педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. В
заключении представлены основные выводы. Список литературы включает 25
источников. [1]
Инклюзивное образование в
России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf
(дата обращения: 11.02.2021). [2]
Титаренко, В. Я. Семья и
формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. — М., 2018. С. 5. [3]
Лебединский, В. В. Нарушение
психического развития [Текст] / В. В. Лебединский. М.: Педагогика. 2004. С. 38. [4]
Алехина, С. В. Готовность
педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
[Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая
наука и образование. 2017. № 1. С.83–92; Алехина, С. В. Основной вопрос
развития инклюзивного образования на современном этапе [Текст] / С. В. Алехина
// Инклюзивное образование: результаты, опыт, перспективы: сб. материалов III
Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Алехиной, М.: МГППУ, 2016. С.
304-318. [5]Алёшина, А. В.
Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья [Текст] / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой учёный. 2016. №
9. С. 1063-1066. [6]
Афанасьева, Е. А.
Проектирование образовательной среды в условиях реализации инклюзивной практики
[Электронный ресурс] / Е. А. Афанасьева // Вестник
Томского государственного педагогического университета, 2016. Выпуск № 1 (166). – Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ proektirovanie
-obrazovatelnoy-sredy-v-usloviyah-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki (дата
обращения: 11.02.2021). [7] Брусянина,
Е.Ю. Инклюзия как философия пространства современной жизни [Текст] / Е. Ю.
Брусянина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII
междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое
издательство, 2016. С. 124-126. [8]
Булгакова, Н. С.
Социально-психологические аспекты социальной адаптации в условиях инклюзивного
образования в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] / Н.
С. Булгакова // Ученые
записки Российского государственного социального университета, 2017. Выпуск № 2 (114) / том 2. –
Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-sotsialnoy-adaptatsii-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy
(дата обращения: 11.02.2021). [9]
Голиков, Н. А. Инклюзивное
образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными
нуждами [Текст] / Н. А. Голиков-(Коррекционная педагогика, специальная
психология): Новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными
нуждами // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 232-240. [10]
Дементьева, Н. Ф. Социальная
работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Н. Ф.
Дементьева. М.: Академкнига, 2015. 247 с. [11]
Титаренко, В. Я. Семья и
формирование личности [Текст] / В. Я. Титаренко. — М., 2018. 175 с.