Курсовая теория на тему Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование социально-педагогической деятельности 6
1.1 Содержательные аспекты социально-педагогической деятельности 6
1.2 Структурно-функциональные особенности социально-педагогической деятельности 9
1.3. Виды социально-педагогической деятельности 13
ГЛАВА 2 Организация социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму, в образовательной организации 18
2.1 Детский алкоголизм. Причины и уровни вовлеченности 18
2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму 21
2.3 Информационно-методические основы социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Введение:
Актуальность исследования. Трансформация современного общества привела к распространению различных форм девиантного поведения среди подрастающего поколения, в частности к активному распространению алкоголизма. При этом склонность к алкоголизму присутствует не только у детей «группы риска», но и у мальчиков и девочек из благополучных семей. Поэтому данная проблема становится актуальной на сегодняшний день, особенно в рамках социально-педагогической деятельности.
На мой взгляд, изучение различных аспектов данной проблемы отражает реальные потребности сегодняшней практики, способствуя повышению качества профессиональной подготовки студентов. И на данном этапе существует необходимость в пересмотре содержания социально-педагогической деятельности, в связи с меняющимися запросами современной научной теории и практики.
Степень разработанности выбранной темы. Социально-педагогическая деятельность с детьми склонными к алкоголизму представлена в работах В.Б. Альтшулера В.Р. Амировой, А.В. Бараненко, Т.Г. Бетелевой, Э.Е. Бехтель С.А. Богданчикова, Л.И. Иванова, Т.В. Третьяковой и др. Ученые представили определения детского алкоголизма; выявили причины появления этой зависимости; разработали пути профилактики алкоголизма.
Также, в исследованиях описаны психолого-педагогические концепции и выделены модели социально-педагогической деятельности работы с детьми и подростками групп социального риска. Этим занимались В.Н. Барсуков, Т.А. Бондаренко, М.Е. Бурно, В.Н. Ирхин, В.И. Игнатенко, М.И. Рожков, В.В. Трифонов и др.
Таким образом, в научных трудах рассматриваются отдельные аспекты социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму, что указывает на необходимость в комплексном теоретическом исследовании данной деятельности, согласно современным тенденциям развития педагогической науки и практики.
Проблема исследования. Необходимо отметить, что для будущих специалистов важно иметь целостную картину об организации социально-педагогической деятельности. Поэтому проблема исследования заключается в выявлении специфики организации данной деятельности, которая направлена на предотвращение алкоголизма у детей, обучающихся в образовательной организации.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму.
Задачи исследования:
изучить содержание социально-педагогической деятельности;
выделить функциональные характеристики данной деятельности;
описать виды социально-педагогической деятельности;
рассмотреть причины и уровни детского алкоголизма;
выявить современные направления социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму;
представить нормативно-правовую базу организации социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму;
Методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез.
Структура исследования – работа состоит из двух глав, шести параграфов, двух рисунков, двадцати исследуемых источников.
Заключение:
В ходе исследования социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму подтвердилась актуальность данной темы, которая обращает внимание на существование данной проблемы, особенно в образовательных организациях.
Был проведен теоретический анализ различных научных источников, раскрывающих уникальные аспекты социально-педагогической деятельности. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
социально-педагогическая деятельность включает работу со всеми возрастными категориями людей, но в приоритете помощь тем детям, которые относятся к группам риска или имеют какие-либо проблемы, связанные с их социализацией;
структура социально-педагогической деятельности позволяет добиваться оптимальных результатов;
данный вид деятельности отличается многообразием направлений деятельности, а содержательность ее объекта обусловливает множество видов и форм деятельности;
детский алкоголизм способен быстро развиваться и причины, и он детерминирован внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами;
диагностика, экспертиза; коррекция, реабилитация и профилактика в социально-педагогической деятельности приводят к предотвращению алкоголизма и восстановлению психофизиологического благополучия ребенка;
социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму, опирается на информационно-методическое обеспечение, тем обеспечивая защиту ребенка и результативность работы с проблемой.
Данное исследование имеет значимость для будущих социальных педагогов, систематизировав основные вопросы, связанные с работой с детьми, склонными к алкоголизму.
Существует необходимость дальнейшего изучения социально-педагогической деятельности в рамках современных вызовов и неопределенности в обществе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование социально-педагогической деятельности
1.1 Содержательные аспекты социально-педагогической деятельности
История возникновения социально-педагогической деятельности связана с зарождением человеческого общества. Необходимо отметить, что ее развитие происходило в двух направлениях. С одной стороны, осмысливалась практика социального воспитания в рамках древней философии, что привело к формированию понятия социально-педагогической деятельности. Другое направление – это развитие социально-педагогической деятельности в рамках практической профессиональной деятельности, где формируются различные формы благотворительности и социальной поддержки обездоленных членов общества. Жестокость норм первобытнообщинного строя и Древнего мира сформировала в общественном сознании идею об обязанности человека следовать общепринятому порядку [6].
В ходе своего развития социально-педагогическая деятельность получила следующее научное определение: это «оказание необходимой помощи в процессе освоения личностью, субъектом собственной жизнедеятельности, социо-культурного опыта и социализации, совершенствование и самореализация в социальной среде» [6].
Социально-педагогической деятельностью является «разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе» [9].
Социально-педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, в основе которой обязательная социальная защита детей и оказание им необходимой помощи в самоорганизации и стабилизации своего психологического состояния; формирование конструктивных отношений в семье, в образовательном учреждении, в обществе; организация их обучения, реабилитации и адаптации [4].
Отечественные ученые указывают, что социально-педагогическая деятельность «отражает прежде всего сферы профессиональной деятельности с педагогическими целями, включая в себя работу как с детьми, так и со взрослыми, поскольку развитие, воспитание и обучение являются процессами, сопровождающими всю жизнь человека» [9].
Специалисты выделяют такие ее особенности, как:
она осуществляется педагогическими работниками (воспитатель, социальный педагог и др.) во всех учреждениях, где находятся дети, и в первую очередь, в образовательных организациях;
эта деятельность воздействует на личность ребенка как субъекта самосовершенствования и саморазвития;
она обеспечивает социальную защиту, и готовит обучающихся к конкурентным условиям современного общества;
потребность в ней возникает в случае появления проблем у определенного ребенка; при этом она носит локальный характер и выполняется в течение промежутка времени, достаточного для решения этой проблемы;
в комплекс проблем входят проблемы, связанные с межличностными отношениями, с проблемами жизнедеятельности в социуме, т. е. проблемы социализации;
она направлена на создание условий, способствующих компенсированию проблем социализации; при этом данный вид деятельности не осуществляется лишь в границах работы только с теми детьми, у которых имеются конкретные проявления социальных девиаций;
данная деятельность носит процессный характер, т. к. ее результаты требуют определенных временных промежутков для реализации целей деятельности [6; 9; 14; 18].
Считается, что социально-педагогическая деятельность связана с взаимодействием личности и ее социального окружения; с социальным образованием; с направлением социализации; с социальными проблемами развития личности [6].
Необходимо отметить, что научное познание о социально-педагогической деятельности основано на содержании двух фундаментальных для нее наук: на социальной педагогике; на теории социальной работы [18].
Эти две науки имеют свой научно-методический аппарат, поэтому различные специалисты опираются на их специфику в своей работе. К примеру, у социальных педагогов основной инструмент – это теоретические и методические знания в области педагогической деятельности, а у социальных социальные работников – это знания теории, методов и методик в сфере психосоциальной работы с детьми [18].
Но ученые утверждают, что педагогические и психосоциальные технологии нельзя делить, т. к. они близки по целям, задачам, инструментарию и содержательным характеристикам, что позволяет им постоянно взаимно дополнять друг друга.
Так, ученые предлагают соотносить педагогику и социальную работу в следующем содержании социально-педагогической деятельности:
постановка и решение информационных задач;
проблемы, связанные с формированием социальной среды детей, либо семейных отношений;
социализация ребенка и его родителей:
формирование готовности субъекта к самопомощи на основе педагогических методов, технологий и средств [18].
В настоящее время в понятие «социально-педагогическая деятельность» входит ряд социальных аспектов: социальная защита; социальная помощь сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; профилактика делинквентного поведения, девиантного, аддиктивного поведения; работа с семьей и другим близким окружением; взаимодействие с детьми и с подростками «группы риска» [6].