Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование социально-педагогической деятельности 6

1.1 Содержательные аспекты социально-педагогической деятельности 6

1.2 Структурно-функциональные особенности социально-педагогической деятельности 9

1.3. Виды социально-педагогической деятельности 13

ГЛАВА 2 Организация социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму, в образовательной организации 18

2.1 Детский алкоголизм. Причины и уровни вовлеченности 18

2.2 Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму 21

2.3 Информационно-методические основы социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Трансформация современного общества привела к распространению различных форм девиантного поведения среди подрастающего поколения, в частности к активному распространению алкоголизма. При этом склонность к алкоголизму присутствует не только у детей «группы риска», но и у мальчиков и девочек из благополучных семей. Поэтому данная проблема становится актуальной на сегодняшний день, особенно в рамках социально-педагогической деятельности.

На мой взгляд, изучение различных аспектов данной проблемы отражает реальные потребности сегодняшней практики, способствуя повышению качества профессиональной подготовки студентов. И на данном этапе существует необходимость в пересмотре содержания социально-педагогической деятельности, в связи с меняющимися запросами современной научной теории и практики.

Степень разработанности выбранной темы. Социально-педагогическая деятельность с детьми склонными к алкоголизму представлена в работах В.Б. Альтшулера В.Р. Амировой, А.В. Бараненко, Т.Г. Бетелевой, Э.Е. Бехтель С.А. Богданчикова, Л.И. Иванова, Т.В. Третьяковой и др. Ученые представили определения детского алкоголизма; выявили причины появления этой зависимости; разработали пути профилактики алкоголизма.

Также, в исследованиях описаны психолого-педагогические концепции и выделены модели социально-педагогической деятельности работы с детьми и подростками групп социального риска. Этим занимались В.Н. Барсуков, Т.А. Бондаренко, М.Е. Бурно, В.Н. Ирхин, В.И. Игнатенко, М.И. Рожков, В.В. Трифонов и др.

Таким образом, в научных трудах рассматриваются отдельные аспекты социально-педагогической работы с детьми, склонными к алкоголизму, что указывает на необходимость в комплексном теоретическом исследовании данной деятельности, согласно современным тенденциям развития педагогической науки и практики.

Проблема исследования. Необходимо отметить, что для будущих специалистов важно иметь целостную картину об организации социально-педагогической деятельности. Поэтому проблема исследования заключается в выявлении специфики организации данной деятельности, которая направлена на предотвращение алкоголизма у детей, обучающихся в образовательной организации.

Объект исследования – социально-педагогическая деятельность.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму.

Цель исследования – рассмотреть особенности организации социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму.

Задачи исследования:

 изучить содержание социально-педагогической деятельности;

 выделить функциональные характеристики данной деятельности;

 описать виды социально-педагогической деятельности;

 рассмотреть причины и уровни детского алкоголизма;

 выявить современные направления социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму;

 представить нормативно-правовую базу организации социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму;

Методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез.

Структура исследования – работа состоит из двух глав, шести параграфов, двух рисунков, двадцати исследуемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к алкоголизму подтвердилась актуальность данной темы, которая обращает внимание на существование данной проблемы, особенно в образовательных организациях.

Был проведен теоретический анализ различных научных источников, раскрывающих уникальные аспекты социально-педагогической деятельности. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

 социально-педагогическая деятельность включает работу со всеми возрастными категориями людей, но в приоритете помощь тем детям, которые относятся к группам риска или имеют какие-либо проблемы, связанные с их социализацией;

 структура социально-педагогической деятельности позволяет добиваться оптимальных результатов;

 данный вид деятельности отличается многообразием направлений деятельности, а содержательность ее объекта обусловливает множество видов и форм деятельности;

 детский алкоголизм способен быстро развиваться и причины, и он детерминирован внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами;

 диагностика, экспертиза; коррекция, реабилитация и профилактика в социально-педагогической деятельности приводят к предотвращению алкоголизма и восстановлению психофизиологического благополучия ребенка;

 социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к алкоголизму, опирается на информационно-методическое обеспечение, тем обеспечивая защиту ребенка и результативность работы с проблемой.

Данное исследование имеет значимость для будущих социальных педагогов, систематизировав основные вопросы, связанные с работой с детьми, склонными к алкоголизму.

Существует необходимость дальнейшего изучения социально-педагогической деятельности в рамках современных вызовов и неопределенности в обществе.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование социально-педагогической деятельности

1.1 Содержательные аспекты социально-педагогической деятельности

История возникновения социально-педагогической деятельности связана с зарождением человеческого общества. Необходимо отметить, что ее развитие происходило в двух направлениях. С одной стороны, осмысливалась практика социального воспитания в рамках древней философии, что привело к формированию понятия социально-педагогической деятельности. Другое направление – это развитие социально-педагогической деятельности в рамках практической профессиональной деятельности, где формируются различные формы благотворительности и социальной поддержки обездоленных членов общества. Жестокость норм первобытнообщинного строя и Древнего мира сформировала в общественном сознании идею об обязанности человека следовать общепринятому порядку [6].

В ходе своего развития социально-педагогическая деятельность получила следующее научное определение: это «оказание необходимой помощи в процессе освоения личностью, субъектом собственной жизнедеятельности, социо-культурного опыта и социализации, совершенствование и самореализация в социальной среде» [6].

Социально-педагогической деятельностью является «разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе» [9].

Социально-педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, в основе которой обязательная социальная защита детей и оказание им необходимой помощи в самоорганизации и стабилизации своего психологического состояния; формирование конструктивных отношений в семье, в образовательном учреждении, в обществе; организация их обучения, реабилитации и адаптации [4].

Отечественные ученые указывают, что социально-педагогическая деятельность «отражает прежде всего сферы профессиональной деятельности с педагогическими целями, включая в себя работу как с детьми, так и со взрослыми, поскольку развитие, воспитание и обучение являются процессами, сопровождающими всю жизнь человека» [9].

Специалисты выделяют такие ее особенности, как:

 она осуществляется педагогическими работниками (воспитатель, социальный педагог и др.) во всех учреждениях, где находятся дети, и в первую очередь, в образовательных организациях;

 эта деятельность воздействует на личность ребенка как субъекта самосовершенствования и саморазвития;

 она обеспечивает социальную защиту, и готовит обучающихся к конкурентным условиям современного общества;

 потребность в ней возникает в случае появления проблем у определенного ребенка; при этом она носит локальный характер и выполняется в течение промежутка времени, достаточного для решения этой проблемы;

 в комплекс проблем входят проблемы, связанные с межличностными отношениями, с проблемами жизнедеятельности в социуме, т. е. проблемы социализации;

 она направлена на создание условий, способствующих компенсированию проблем социализации; при этом данный вид деятельности не осуществляется лишь в границах работы только с теми детьми, у которых имеются конкретные проявления социальных девиаций;

 данная деятельность носит процессный характер, т. к. ее результаты требуют определенных временных промежутков для реализации целей деятельности [6; 9; 14; 18].

Считается, что социально-педагогическая деятельность связана с взаимодействием личности и ее социального окружения; с социальным образованием; с направлением социализации; с социальными проблемами развития личности [6].

Необходимо отметить, что научное познание о социально-педагогической деятельности основано на содержании двух фундаментальных для нее наук: на социальной педагогике; на теории социальной работы [18].

Эти две науки имеют свой научно-методический аппарат, поэтому различные специалисты опираются на их специфику в своей работе. К примеру, у социальных педагогов основной инструмент – это теоретические и методические знания в области педагогической деятельности, а у социальных социальные работников – это знания теории, методов и методик в сфере психосоциальной работы с детьми [18].

Но ученые утверждают, что педагогические и психосоциальные технологии нельзя делить, т. к. они близки по целям, задачам, инструментарию и содержательным характеристикам, что позволяет им постоянно взаимно дополнять друг друга.

Так, ученые предлагают соотносить педагогику и социальную работу в следующем содержании социально-педагогической деятельности:

 постановка и решение информационных задач;

 проблемы, связанные с формированием социальной среды детей, либо семейных отношений;

 социализация ребенка и его родителей:

 формирование готовности субъекта к самопомощи на основе педагогических методов, технологий и средств [18].

В настоящее время в понятие «социально-педагогическая деятельность» входит ряд социальных аспектов: социальная защита; социальная помощь сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; профилактика делинквентного поведения, девиантного, аддиктивного поведения; работа с семьей и другим близким окружением; взаимодействие с детьми и с подростками «группы риска» [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы