Курсовая теория на тему Социально-культурная деятельность учреждений культуры по формированию здорового образа жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни 5
1.1. Понятие здорового образа жизни и его значение 5
1.2 Методы воспитания здорового образа жизни 8
1.3 Пропаганда здорового образа жизни в работе культурных учреждений 12
Глава 2.Популяризация здорового образа жизни в учреждениях культуры 15
2.1. Средства, методы и формы социально-культурной деятельности по формированию здорового образа жизни 15
2.2. Способы обеспечения формирования здорового образа жизни молодежи 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение:
Актуальность. Современная социокультурная ситуация в нашей стране свидетельствует о том, что проблема ориентации подростков на здоровый образ жизни является чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют: рост алкоголизма и наркомании среди подростков, рост заболеваемости СПИДом и ВИЧ, что является способствует в целом низкий уровень знаний в области культуры отношения к своему здоровью. Также отмечается большой прирост подростков и детей, страдающих различными формами депрессии, неврозов, наличием эмоциональной неустойчивости, утренним пьянством и курением. Все они не до конца осознают важность здоровья, не понимают последствий таких вредных привычек, не проводят взаимосвязь между здоровым образом жизни и качеством жизни.
К сожалению, большинство подростков не понимают, какие проблемы могут начаться из-за неправильного образа жизни. Прогулке на свежем воздухе ребенок предпочитает компьютер. Вредный продукт вместо полезного. В современных условиях в работе социально-культурных учреждений особое значение приобретает работа по совершенствованию инструментов формирования здорового образа жизни подростков. Это обусловлено распространением деструктивных видов и форм социокультурной активности молодежи, оказывающих разрушительное воздействие на состояние физического и психического здоровья. Эти тенденции усугубляются недостаточной развитостью оздоровительных форм проведения свободного времени, отсутствием комплексной системы знаний по формированию и поддержанию здорового образа жизни. Медийная пропаганда асоциального образа жизни, что негативно сказывается на физическом и психическом состоянии личности подростка, а также приводит к низкой эффективности традиционных форм привития знаний о здоровом образе жизни. Стремительный рост ненормативной активности и зависимых форм поведения молодежи разрушает не только физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Пространство отклонений значительно расширилось за последние два десятилетия. Проявление девиантных форм деструктивного для физического и психического здоровья поведения в период подросткового и юношеского возраста носит в значительной степени социально-психологический характер, обусловлено особенностями возраста, для которого характерно стремление молодежи к самоутверждение, признание, потребность чувствовать значимость своей личности, наиболее полно развивать свои способности, осваивать социальные роли взрослого мира.
Объектом исследования является процесс ориентации на здоровый образ жизни средствами культурно-досуговой деятельности.
Предметом исследования являются условия формирования ориентации на здоровый образ жизни средствами культурно-досуговой деятельности.
Целью исследования стало изучение специфики работы социально-культурных учреждений по формированию здорового образа жизни подростков.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Дать определение понятию здорового образа жизни и его значение;
2. Изучить проблемы формирования ЗОЖ;
3. Рассмотреть методы воспитания ЗОЖ;
4. Ознакомиться с средствами, методами и формами социально-культурной деятельности по формированию здорового образа жизни;
5.Рассмотреть способы обеспечения формирования здорового образа жизни молодежи.
Метод исследования – метод теоретического анализа.
Теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании направлений и механизмов реализации здорового образа жизни как направления организации досуга.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Если обобщить, то можно констатировать, что в современную эпоху деятельность учреждений культуры по поддержке здорового образа жизни носит специфический характер, отягощенный современной действительностью. В условиях ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, коммерциализации инфраструктуры свободного времени, распространения средствами массовой информации некачественной продукции, поддерживающей асоциальный образ жизни, социальная защита личности подростков против негативных влияний окружающей действительности она играет важную роль.
При работе с современными подростками пассивные формы мероприятий не эффективны. Ориентация подрастающего поколения на здоровый образ жизни происходит только при переходе от пассивного потребления культуры к активному усвоению культурных ценностей. На этом уровне система социального развития личности расширяется за счет участия подростков с социальными и личностными расстройствами на раннем этапе в культурно-массовых мероприятиях и активных формах социокультурной деятельности. Именно здесь наиболее эффективна работа клубов, центров, детских и подростковых объединений, организация фестивалей и конкурсов, выставок, ярмарок, работа клубов, студий, спортивных секций, выступления руководящих коллективов. И именно на этом фоне рационально организовывать традиционные всероссийские и национальные праздники, организовывать мероприятия совместно с родителями, реализовывать социальные проекты, групповые курсы, тренинги и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
1.1. Понятие здорового образа жизни и его значение
Здоровье – одна из высших человеческих ценностей [6]. Первичное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности.
Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема формирования здорового образа жизни, то есть воспитания у подростков сознательного и заботливого отношения к здоровью как к необходимому элементу общей культуры; формирование у студентов понимания сущности здорового образа жизни, более осознанное отношение студентов к своему здоровью; осмысленное поведение по отношению к окружающей среде.
Так что же такое «здоровый образ жизни»?
Здоровый образ жизни – это деятельность, деятельность людей, способствующая сохранению и укреплению здоровья. Это единство и гармония всех уровней жизни человека – биологического, психологического, профессионального, социокультурного и духовно-нравственного [11].
К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхание, двигательная активность, закаливание, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь влияет система отношения человека к себе, к другим людям, к жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные характеристики. Социальное здоровье личности зависит от гармонии личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их гармонии с социокультурной ситуацией (экономическими, социальными и психологическими условиями). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся смыслом жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и полнота жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, любовь и вера [1].
Таким образом, здоровье считается интегративной характеристикой человека, которая охватывает его внутренний мир и все особенности отношений с окружающей средой.
Здоровый образ жизни включает в себя выбор таких форм деятельности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, приобретенными знаниями и установками.
Здоровый образ жизни предусматривает определенный набор норм поведения.
Это в первую очередь [10]:
• Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.
• Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возраста, пола и физиологических особенностей.
• Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, злоупотребления алкоголем.
• Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
• Соблюдение правил психической гигиены и психопрофилактики.
• Повышение уровня медицинских знаний, приобретение навыков самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
• Здоровое сексуальное поведение [15].
Компоненты здорового образа жизни.
• Реформа образования в нашей республике также ориентирована на воспитание общечеловеческих ценностей, сохранение и укрепление здоровья детей, гармонизацию каждого ребенка с самим собой и окружающим миром.
• Целостная оценка здоровья предполагает единство тела и личности, подчеркивая взаимосвязь следующих определяющих компонентов:
• духовная составляющая здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной направленностью личности, ее менталитетом по отношению к себе, характеру общества;
• физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма;
• психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, характером выраженности и степенью регуляции эмоционально-волевой сферы;
• интеллектуальная составляющая — то, как студенты воспринимают информацию, связанную со своим здоровьем, умение ее использовать, получать знания из широкого круга источников;
• эмоциональный компонент здоровья характеризуется пониманием своих чувств и умением их выражать, уверенным владением рядом эмоций для адекватного отношения к действительности;
• социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для разносторонней и длительной деятельности в обществе.
Такое выделение компонентов здоровья позволяет, с одной стороны, более полно охарактеризовать различные стороны жизни человека, а с другой стороны, показать многомерность взаимовлияний различных проявлений функционирования всего организма, что в конечном итоге обеспечивает так называемые уровень работоспособности, творческой активности и долголетия.
В соответствии с кодексом важнейшей целью учреждений является создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включения их в различные виды общественно значимой деятельности. Особое внимание следует уделить развитию творческого потенциала личности, максимально приблизив образование каждого обучающегося к его способностям и возможностям, формированию навыков построения карьеры и эффективному продвижению молодежи на рынке труда [9].