Курсовая теория на тему Социальное и биологическое в развитии человека и формирование его личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Личность: проблемы развития, социализации и воспитания 5
1.2. Личность: основные понятия и особенности 6
1.3. Подходы к изучению самооценки в формировании личности 8
Вывод по первой главе 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ 21
2.1. Методические вопросы анализа биологического в развитии человека и формировании его личности на примере координационных способностей 21
2.2. Методические вопросы анализа социального в развитии человека и формировании его личности на примере координационных способностей 22
Вывод по второй главе 25
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 26
3.1. Констатирующий этап эксперимента 26
3.2. Формирующий этап эксперимента 27
3.3. Контрольный этап эксперимента 29
Вывод по третьей главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность темы на сегодняшний день очень высока, так как с самого рождения человек попадает в общество. Он растёт, развивается и умирает в нём. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных.
Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека — от физиологической до социальной.
Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. При этом соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение.
Проблема сущности и существования личности связана и с вопросом о соотношении биологического и социального в человеке. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.
Объект исследования — личность.
Предмет исследования: теории личности.
Цель: теоретическое изучение проблемы соотношения биологического и социального в структуре личности человека.
С учетом вышеизложенного была сформулирована следующая гипотеза: развитие человека и формирование его личности тесно связано с социальными и биологическими факторами, которые должны рассматриваться в единстве и взаимодействии.
Задачи: 1. осуществить теоретический анализ литературы в области соотношения биологического и социального в структуре личности;
2. изучить основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в структуре личности;
3. проанализировать специфику соотношения биологического и социального в человеке.
Методологическая основа базируется на теории мотивации.
Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны основные подходы, объясняющие развитие и структуру личности, но во многих работах проявляется нечёткость разведения соотношения биологического и социального.
Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в систематизации подходов к изучению структуры с учётом соотношения биологического и социального.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных изучению формирования соотношения биологического и социального личности.
Структура работы обусловлена наличием введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Благодаря социуму человек может реализовывать свою естественную природу, но также он обязан подчиняться законам общества, в котором он живет. Человек должен понимать, что общество – это не что-то далекое и непонятное, а это мнение каждого отдельного индивида, который тоже желает выразить себя. Выступая против общества, индивид не только нарушает общую гармонию отношений, но также наносит большой урон себе, ведь он забывает, что также является частью общества.
Социальное и биологическое в человеке имеет одинаково важную силу. Для того чтобы максимально реализовать все свои начала, человек должен стремиться к уравновешиванию обоих своих частей. Чтобы сделать это, необходимо их четко разделять. Человек смог выделиться из животного мира благодаря двум группам факторов: биологическим и социальным. К биологическим особенностям относится развитие черепа, прямохождение, развитие рук, способность членораздельно говорить. Социальные факторы – это труд, мышление, коллективизм, общение, язык. Всем известно, что большая роль принадлежит труду, так как именно он в наибольшей степени послужил в процессе становления человека. На этом примере можно разобрать тесную взаимосвязь между социальным и биологическим: прямохождение освободило руки человека для того, чтобы можно было делать орудия. В то же время изменение строения руки позволило человеку использовать созданные им орудия. Более того, совместный труд способствовал развитию социальных навыков общения между членами племени. Возникновения языка помогло людям выражать сложные вещи, думать более масштабно и планировать на элементарном уровне. Огромным плюсом появления языка считается то, что он позволил передать накопленные знания через поколения, сохранять историю и преумножать опыт. Таким образом, получается, что социальное и биологическое в человеке имеет очень тесную связь с момента развития человеческого рода и разделить эти два начала невозможно.
Оба фактора мы кратко рассмотрели выше, но каждому отдельно тоже стоит уделить внимание. Биологические особенности – это все то, что каким-то образом сближает индивида с животным миром. Сюда относится следующее: наследственность, инстинкты (половой, самосохранения и т. д.), эмоции, биологические нужды (дыхание, сон, еда), похожее физиологическое строение со многими млекопитающими (внутренние органы, гормоны, постоянная температура тела), продолжение рода, приспосабливаемость.
К социальным факторам человеческого развития относят следующие: осознание своих нужд, способность менять мир, творческая и мыслительная деятельность, созидание, духовное развитие (мораль, искусство), социальные потребности (общение, любовь, дружба). Такие особенности присущи только человеку. Да, в животном мире тоже часто можно встретить нечто подобное: например, когда животные спасают друг друга, растят чужих детенышей. Это действительно присуще животному миру, но это только один аспект, ведь мы не можем говорить о творчестве и морали. Опять же делаем вывод о том, что социальное и биологическое в человеке едино и нераздельно, поэтому человек с момента своего рождения в социуме становится биосоциальным существом. Получается, что нет разницы в том, как подходить к этому вопросу, ведь ответ со всех сторон одинаков. Но когда же эти мысли были сформированы?
Идея о том, что два фактора являются единым целым, не сразу сформировалась: этому предшествовал длительный путь домыслов и догадок. Человек как продукт биологической и социальной составляющей начал формироваться очень давно, но вот сам он начал об этом задумываться сравнительно недавно. Не будем углубляться в самые древние времена, а возьмем для примера эпоху Просвещения. Тогда практически все мыслители разделяли общественное и природное начало, но первое считалось не естественным и необходимым, а искусственным и временным. Считалось, что мораль, традиции, духовные потребности – это лишь атрибуты, которые не имеют особой важности. В эпоху Просвещения появились такие понятия, как «естественная мораль» и «естественное право». Мыслители настаивали на том, что соотношение биологического и социального в человеке не может быть одинаковым: социальное (искусственное) всегда было менее значимо и более зависимо. Это утверждение даже не подлежало оспорению, ведь считалось нормальным, если человек действует исходя из своих эгоистических намерений, а лишь потом «думает» мерками социума. На сегодняшний день биологическая и социальная эволюция человека перестала быть темой раздора для научного сообщества. Принято считать, что человек является биосоциальным существом. При этом роль социального фактора ни в коем случае не принижается. Его роль, наоборот, подчеркнуто выделяется как роль решающего фактора для социума.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Личность: проблемы развития, социализации и воспитания
Проблема развития личности в определенных условиях стоит в ряду важных и сложных проблем педагогической практики и теории. Данная проблема изучается множеством наук, так как включает в себя разные аспекты. Возрастная физиология, анатомия, социология, детская и педагогическая психология – это далеко не все дисциплины, которые проявляют интерес к изучению проблем развития, социализации и воспитания личности. Педагогика ставит перед собой задачу выявить наиболее комфортные условия, способствующие гармоничному развитию человека во время обучения и воспитания [3]. Педагогика и психология выделяют три основных направления изучения проблем развития, воспитания и социализация личности: Биологическое направление, согласно которому личность воспринимается как исключительно природное существо, а поведение человека объясняется действиями, присущими ему от рождения потребностями, влечениями и инстинктами.
Такой точки зрения придерживался З. Фрейд и другие ученые. Личность вынуждена подчиняться требованиям социума, при этом все время подавляя собственные естественные потребности. Человеку необходимо «надевать маску», для того чтобы скрыть беспрерывную борьбу с самим собой. Либо неудовлетворение естественных потребностей замещается занятиями в какой-либо деятельности. Социологическое направление подразумевает социализацию человека посредством влияния на него социальных групп, с которыми он контактирует. Низкий уровень развития личности влияет на яркие проявления биологических черт, таких как инстинкт обладания, разрушения, половое влечение и т.д.
Биосоциальное направление воспринимает психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и т.д.) как явления, имеющие биологическую природу. Направленность же, различные интересы и способности человека формируются в качестве социальных явлений. При таком делении личности невозможно объяснить ее поведение и развитие.
Сегодня педагогическая наука воспринимает личность в качестве единого целого, где биологическое не может существовать без социального. Изменения, происходящие в биологии личности, напрямую влияют на особенности ее деятельности и образ жизни.
Но основанная роль отводится мотивам, интересам и целям, иными словами, результатам социальной жизни, определяющим облик личности полностью, придающим ей силы в преодолении своих физических недостатков и особенностей характера. Личность наряду с тем, что ее воспринимают как продукт общественной жизни, предстает в виде живого организма [7]. Взаимоотношения биологического и социального в формировании и поведении личности имеют очень сложный характер и неодинаково воздействуют на личность в разные этапы ее развития во время различных ситуаций и видов общения с другими людьми.
Так, смелость может стать безрассудной, если в качестве побуждения выступает привлечение к себе внимания, что является естественной потребностью в признании. Другую личность смелость может подтолкнуть идти навстречу трудностям, хотя об этом никто может не знать. Также важно обратить внимание на степень выраженности качества.
Так, чрезмерная вежливость может выглядеть как подхалимство, послушание как показатель пассивного исполнения требований и безразличия, а непоседливость может восприниматься как большой интерес и быстрое переключение внимания.