Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Социальное государство: понятие, сущность, правовая характеристика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Общая характеристика социального государства 6

1.1 Понятие и сущность социального государства 6

1.2 Защита прав в области социального обеспечения 15

2. Конституционно-правовые характеристики социального государства 19

2.1 Конституционно-правовая сущность социальной политики государства 19

2.2 Конституционно-правовая природа социальных прав 21

Заключение 31

Список используемых источников 34

  

Введение:

 

Государство было и остается важнейшим элементом социально-политической системы. Граждане возлагают на него свои надежды, осо-бенно во время кризиса и негативных событий. С древних времен филосо-фы (например, Платон, Аристотель), юристы, экономисты и другие посвя-тили себя изучению государства, его роли и значения в жизни человека.

Рассматривая оценку государства и его организации, общество вы-работало различные взгляды и образы государства. А.А. Тихомиров, ве-дущий российский ученый, справедливо заметил, что некоторые люди воспринимают государство как нечто идеальное, таинственное и далекое от земной жизни. Другие считают государство злом, и это проявляется в дей-ствиях властей. Важность регулирующей функции государства возросла за последние несколько десятилетий. В то же время формируется модель де-мократического государства, эффективные механизмы государственного и корпоративного управления, принцип верховенства закона, который предопределяет развитие законодательства и устанавливает правовой по-рядок. Государство доказало свою жизнеспособность как «систематическая форма организации общества, позволяющая обеспечить целостность об-щества и консолидацию населения». Однако он справедливо отмечает, что опыт государства таков, что одни государства следуют требованиям обще-ства, а другие преувеличивают свою власть и забывают о своей роли «слуг» общества.

Российская Федерация — социальное государство, социальная поли-тика которого направлена на создание благоприятных условий для до-стойной жизни и свободного развития каждого гражданина.

В Российской Федерации охраняются здоровье и труд человека, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка материнства, отцовства, семьи и детей, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гаран-тии социального обеспечения. Социальная политика, которая в первую очередь направлена на реализацию конституционных принципов и обеспе-чение достойной жизни и свободного развития человека и общества, явля-ется достаточно развитой и широкой категорией.

Актуальность и значимость данной темы для юридической науки и практики.

Важным элементом формирования системы социального обеспече-ния является социальное обеспечение, которое представляет собой слож-ный комплекс государственных, правовых и общественных институтов.

Таким образом, именно потому, что право на социальное обеспече-ние регулирует отношения, связанные с обеспечением средствами к суще-ствованию наиболее уязвимых слоев населения, которых в условиях со-временного экономического развития Российской Федерации становится все больше, выбранная тема представляется особенно актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Работа выполнялась автором, путем исследования научных трудов современных выдающихся специалистов в области юриспруденции: С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, М.В. Баглая, Л.И. Загайнова,, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, P.A. Ро-машова, В.Н. Хропанюка, Н.Т.Шестаева и др.

Объектом исследования данной работы являются общественные от-ношения, возникающие в сфере назначения государства.

Предмет исследования — зависимость основных принципов существо-вания и функционирования социального государства.

Целью данного исследования является изучение социального госу-дарства, его понятия, сущности, правовая характеристика.

В соответствии с поставленной целью основными задачами pаботы являются следующие:

— изучить понятие и сущность социального государства;

-рассмотреть защиту прав в области социального обеспечения;

— исследовать конституционно-правовые характеристики социального государства.

Методическая основа исследования. Методологической основой ис-следования служит совокупность общенаучных и частно-научных методов научного познания, система правовых знаний, определяющая принципы и предпосылки изучения права социального обеспечения.

За основу нормативно-правовой базы, был взят текст настоящего за-конодательства РФ. и акты международного права.

Эмпирической основой стали данные социальных материалов, науч-но — популярных работ.

Основные положения работы, выносимые на защиту:

1 Дано уточненное определение социального государства.

2 Уточнены особенности защиты прав в области социального обес-печения.

3 Обозначены конституционно-правовые характеристики социально-го государства.

Структура работы — определяется исходя из целей и задач работы. Выделяются: введение, двух главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе проанализированных задач мы пришли к следующим вы-водам.

Государство всеобщего благосостояния, несмотря на свои особенно-сти, было и остается государством, которое не идентифицируется и не рас-творяется в обществе или других системах политической организации в целом, и которое, помимо своих собственных, специфических характери-стик и признаков, имеет общие черты и свойства, как и любое другое госу-дарство. Государство — сложное и многогранное явление. Не существует единой точки зрения для понимания государства, его природы, назначения и роли в жизни общества, поскольку государство «многоструктурно и многофункционально». Именно по этой причине существует множество определений. Для целей данного диссертационного исследования лучше всего рассматривать государство с точки зрения его функциональных при-знаков и роли в жизни общества.

Государство — это социальное явление, и предпосылки его возникно-вения носят социально-исторический характер. Возникновение государ-ства повсеместно происходило в то время, когда на смену родоплеменным отношениям людей в обществе пришли реальные, обменные отношения, поэтому можно утверждать, что факторы, приведшие к упадку прежнего общинного строя, были одновременно и предпосылками для образования государства. Объективная потребность новой общественной организации в социальных силах, способных решать общие проблемы или объединять население для решения этих проблем, породила государство и публичную власть. Возникающее государство не могло не стать публичной властью, поскольку после распада родоплеменного строя и необходимости решать общие проблемы государство стало силой, стоящей над населением в от-сутствие других самодостаточных механизмов. Государство — это совокуп-ность людей, организованных на правовой основе, объединенных правле-нием на единой территории и подчиненных единой власти. Российские правоведы XIX и начала XX века считали порядок основополагающим признаком государства, который заключался в запрете частного примене-ния принуждения и монополии принудительной власти государства.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Рос-сию социальным государством. Так, статья 7 закрепляет основные направ-ления политики Российской Федерации, которая заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие челове-ка. Во второй части этой же статьи перечислены обязанности Российской Федерации как социального государства:

— охрана труда и здоровья людей;

— установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

— обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, инвалидов, пожилых людей, семьи и детства;

— развитие систем социальных служб;

— установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Согласно определению, данному в Социальной энциклопедии, «со-циальная политика — это сфера практической реализации важнейшей функ-ции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом принятой в обществе си-стемы ценностей». Таким образом, цель, субъект и субъект государствен-ной социальной политики, т.е. ее центральная фигура — это личность.

Социальная политика, как и прежде, является важной частью общей политики Российской Федерации:

— регулирует отношения между обществом и его членами, а также между различными социальными группами;

— способствует росту благосостояния граждан и повышению качества их жизни;

— она удовлетворяет не только материальные, но и духовные потреб-ности людей;

— вносит вклад в улучшение образа жизни граждан.

Мы считаем, что на современном этапе развития общества социаль-ная работа является основным направлением социальной политики в нашей стране. Это связано с тем, что социальная защита населения — это система методов, принципов и социальных гарантий, которые законода-тельно закреплены государством. Также система социальной защиты насе-ления включает в себя деятельность и учреждения, которые занимаются обеспечением оптимальных условий жизни, удовлетворением потребно-стей и т.д., совокупность средств, действий и мер общества и государства, которые направлены на минимизацию рисковых ситуаций в жизни граж-дан.

Современный этап развития системы социальной защиты населения характеризуется достаточно быстрым совершенствованием методологии и методов социальной защиты граждан Российской Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Общая характеристика социального государства

1.1 Понятие и сущность социального государства

Идея государства всеобщего благосостояния существует уже давно. Она уходит корнями в глубь веков, но и сегодня нет единого мнения о ней. Наиболее активно она развивалась в семнадцатом и девятнадцатом веках. Среди авторов — П. Гольбах, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Г. Ге-гель. сторонники социального государства обосновывали его развитие идеями гуманизма, справедливости, солидаризма (О. Конт, Э. Дюркгейм, Л. Дюги и др.).

Термин «государство всеобщего благосостояния» был введен в научный лексикон непосредственно немецким государственным деятелем Лоренцем фон Штайном в 1850 году. По его мнению, социальное государ-ство «обязано содействовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан, поскольку в конечном итоге развитие одного является условием развития другого, и именно в этом смысле следует понимать со-циальное государство» .

Западная доктрина использует термин «государство всеобщего бла-госостояния» как синоним социального государства.

По мнению Баматова, государство всеобщего благосостояния «включает в себя разнонаправленный характер социальной политики, предметные области которой включают такие социальные элементы, как занятость, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилье и т.д.».

Он считает степень социальной защиты ключевым показателем со-циальности государства и критерием оценки того, является ли государство социальным или нет». В теории и практике общества переплетаются два аспекта: регулирование экономической жизни и обеспечение благосостоя-ния и безопасности граждан. Это необходимо хотя бы потому, что эти процессы становятся все более публичными и выходят за рамки возможно-стей частных субъектов» .

По мнению Э.В. Габреляна, суть социального государства — «изъятие и перераспределение материальных интересов одних групп населения в пользу других (богатых в пользу бедных, социально сильных в пользу со-циально слабых), обеспечение социальных прав одних за счет других».

Отвергая такую оценку государства благосостояния, мы согласны с позицией вышеупомянутых авторов, что перераспределительная деятель-ность существующих государств отличается по масштабу. Сравнение за-кона и общества

Он обращает внимание на два подхода: либо социальное государ-ство является продолжением правового государства, либо социальное гос-ударство представляет собой отход от правового государства. При выбо-ре, по его мнению, социальное государство может быть представлено в терминах целесообразности, морали или права.Габрелян Э.В. утверждает, что те, кто рассматривает социальное государство как продолжение пра-вового государства, его дополнение и развитие, выделяют такое (социаль-ное) государство, которое занимается распределением экономических благ с целью обеспечения достойного существования». Обеспечение права на достойное существование является причиной возникновения официально провозглашенной социальной функции государства» .

В литературе показано, что социальная природа государства обу-словлена его инстинктом политического самосохранения. Именно по этой причине государство выполняет такие обязанности, как обеспечение права на образование, права на здравоохранение и т.д. «Без социальной актив-ности государства вся структура прав и свобод человека и гражданина была бы искажена: в этом случае люди не всегда имели бы к ним доступ.». Перераспределительные функции полезны для поддержания социального мира. Социальное регулирование не может быть абстрагировано от фак-тических различий между людьми.

Интересна позиция Э.В. Габреляна, когда он утверждает, что «соци-альное государство пытается исправить правовое государство, добавив к принципу формального равенства принципиально иной принцип — факти-ческого (материального) равенства — единственно возможным способом — перераспределением материальных благ, тем самым нивелируя естествен-ное неравенство субъективных прав и устраняя бедность».

В то же время Е.В. Габрелян сетует на снижение «формального ра-венства», «умаление свободы в общественных отношениях», «отход от за-конности» и «то, что права одних осуществляются за счет прав других, в нарушение принципа формального равенства» .

Непонятно, во имя какой благородной цели автор преувеличивает значение формального равенства. Он противопоставляет друг другу инди-видуальные и социальные права.

Он противопоставил социальные права друг другу. По его мнению, права могут включать в себя права первого или второго поколения. Кроме того, автор рассматривает правовое государство и государство всеобщего благосостояния как разные социальные явления.

По мнению О.В. Родионовой, социальное государство может быть либо демократическим правовым государством, либо тоталитарным (к по-следним она относит Советский Союз).

По ее мнению, правовое государство может быть несоциальным только в том случае, если это аграрное общество, что не должно быть воз-можным в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы