Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Социальное государство

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические основы понятия социального государства 5

1.1 Понятие государства 5

1.2 Понятие концепции социального государства 9

2. Особенности реализации и значения концепции социального государства в Российской Федерации 13

2.1 Правовые основы концепции социального государства в Российской Федерации 13

2.2 Особенности и проблемы России как социального государства 18

Заключение 22

Список литературы 24


  

Введение:

 


Масштабность, динамичность развития законодательства в социальной сфере, необходимость правового обеспечения реализации национальных проектов по вопросам социальной защиты населения, повышения качества и уровня его жизни, требуют безусловной взвешенности, последовательности, системности принимаемых законодательных решений, что напрямую связано с разработкой кодифицированных актов. Социальная потребность осуществления данной деятельности постоянно находится в поле зрения ученых, практиков.

В соответствии с Конституцией РФ социальное обеспечение – это предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим крайне важно при кодификации руководствоваться принципом федерализма, суть которого – достижение единства интересов России и ее субъектов в защите социальных прав граждан. Для того, чтобы данный принцип был в полной мере реализован, необходимо четко определить перечень полномочий федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, не нарушая при этом единства правового статуса человека и не снижая степень его социальной защищенности в зависимости от места проживания. К сожалению, в настоящее время разность социально-экономического положения регионов во многом определяет то или иное качество жизни населения, прослеживается тенденция расширения видов социального обеспечения, правовое регулирование которых осуществляется именно на этом уровне со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос о социальной защите населения видится актуальным в связи с тем, что, отношения в сфере социальной защиты представляют собой развивающийся, постоянно изменяющийся процесс, а это значит, что постоянно изменяется законодательство, регулирующее данные правоотношения, меняется направление политики органов государственного управления, изменяется структура органов государственной власти, а значит, необходимы анализ и изучение изменений правового регулирования социальной защиты населения, кроме того, актуальность данной темы объясняется ее жизненным характером и широким практическим применением. Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу формирования и функционирования социальной политики государства, правовых механизмов ее закрепления, осуществления и контроля.

Предмет исследования – модели социального государства, проблемы формирования социального правового государства в современной России.

Цель работы: рассмотреть особенности социального государства.

Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

– рассмотреть понятие государства;

– рассмотреть понятие концепции социального государства;

– охарактеризовать правовые основы концепции социального государства в Российской Федерации;

– охарактеризовать особенности и проблемы России как социального государства.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Социальная защита граждан является одной из главнейших задач социальной политики, одним из инструментов, с помощью которого осуществляется ее реализация. Ее действие направлено на оказание каждому гражданину юридических, социальных гарантий и возможностей для реализации его прав на уровень жизни, необходимый для осуществления, развития личности и воспроизводства. Также система социальной защиты населения базируется на принципах, которые позволяют ей наиболее полно и эффективно реализовывать все свои функции.

Государственные органы, компетенция которых связана с реализацией именно социальных функций государства, достаточно много. Их можно классифицировать на: общие органы, компетенция которых распространяется на все наиболее важные сферы общественной жизни, в том числе и на социальную; органы, компетенция которых связана с социальной защитой населения: общеобязательным государственным социальным страхованием населения; пенсионным обеспечением граждан; предоставлением социальной помощи населению (конкретным категориям граждан); обеспечением высокого жизненного уровня населения. Положительной чертой работы государственных органов власти в России является тенденция роста государственных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

Национальное законодательство на современном этапе развития представлено широким кругом нормативных правовых актов в социально-обеспечительной сфере, их действие призвано оказывать справедливую помощь, необходимые услуги лицам, для которых они являются жизненно важными. Социальные гарантии, решающие задачи эффективного функционирования системы социального обеспечения следует углубить и конкретизировать для дальнейшего целенаправленного совершенствования законов, обязанных обеспечить уровень жизни граждан, который является достойным для всех.

Законодательные основы не в состоянии решить проблемы, связанные с реализацией прав работников на страховые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, медицинскую и лекарственную помощь, материальную поддержку, реформирование нормативной базы в этой области подлежит совершенствованию для качественного улучшения. Значимость правового регулирования данных проблем является важнейшей задачей, направленной на осуществление конституционно закрепленных прав граждан в этой области.

Государству, несмотря на имеющиеся и возникающие проблемы с их необходимостью срочного решения, следует налаживать и осуществлять процесс социальной защиты и поддержки населения страны. Опираясь на имеющийся опыт преобразований в России и одновременно эффективно используя наиболее соответствующие национальному законодательству международные нормы ООН, МОТ, Совета Европы, законодатель стремится к принятию взвешенных и выверенных источников регулирования права социального обеспечения.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы понятия социального государства

1.1 Понятие государства

Государство как сложный, многомерный социальный феномен, подвергаемый теоретическому анализу с позиций различных отраслей научного знания, до настоящего времени порождает разнообразные подходы с точки зрения как толкования процесса его возникновения, так и понимания его сущности. Многомерность государства, его многоаспектное проявление в общественной жизни и в человеческом сознании объясняется тем, что государство одновременно предстает как:

– целостное сообщество людей, объединенных и организованных посредством заданной системы общественных отношений, структурированное, упорядоченное и способное, в той или иной мере, к эффективному функционированию и развитию;

– территориальное образование, объединяющее людей, обладающих разными этническими, религиозными, социальными, демографическими характеристиками через институт гражданства, нормативно предписывающий обязательства как государства перед своими гражданами, так и граждан перед государством, а также вступающее во взаимоотношения с иными территориальными образованиями – странами и их объединениями;

– механизм закрепления воли большинства, отражающей общие потребности и интересы, в т.ч. посредством нормотворческой деятельности, и ее реализации в повседневной общественной жизни;

– система государственных и иных властно-управленческих структур, в рамках которых должностные лица, преимущественно на профессиональной основе, осуществляют властно-управленческую деятельность по обеспечению

 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА   5
1.1 Этапы
становления и развития социального государства. 5
1.2
Понятие, признаки, функции и принципы социального государства. 11
II. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ. 18
2.1.
Основные модели социального государства. 18
2.2
Проблемы развития социального государства в России. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК. 29

  

Введение:

 

Актуальность
темы состоит в том, что в современных условиях рыночной экономики главным условием
предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно появляющейся по причине
разрыва уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также неравномерного
распределения социальных благ, является проведение социальной политики, которая
позволяет говорить о какой-то стране как о социальном государстве.

Социальное
государство должно формировать условия для развития человека, стремящегося наладить
свою жизнь, заботящегося о себе и о своих близких, решающего самостоятельно появляющиеся
проблемы. Многие социальные проблемы трудоспособных работников решаются с помощью
высокого уровня доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и,
с помощью налоговой системы и внебюджетных фондов, принимают участие в финансировании
всевозможных учреждений, которые необходимы для полноценной жизни всего населения.
Социально ориентированное государство должно оказывать социальную поддержку тех
граждан, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.

Однако же, неоднозначными являются экономические, нравственные,
политические и психологические последствия претворения в жизнь идей социального
государства. Реализация идеи социального государства связана с отрицательными аспектами.

Согласно отечественному законодательству, Россия является
социальным государством. В действующем законодательстве понятие социальное государство
нигде не закреплено, что является существенным минусом. Поэтому данное понятие
остается объектом дискуссий ученых, которые по-разному определяют данное
понятие.

Но не все мировые страны обладают статусом социальных
государств. В их число входят те, в которых большая часть населения достигла
высокого уровня жизни, в которых высока и степень
душевого потребления продукции и услуг.

Объект
работы – социальное государство.

Предмет
работы – признаки, функции, принципы, модели социального государства.

Цель
работы заключается в рассмотрении понятия, современных представлений о сущности
социального государства и его признаков.

В соответствии
с целью определены задачи работы:

1. Обозначить
этапы становления и развития социального государства.

2. Изучить
понятие, признаки, функции и принципы социального государства.

3.
Описать модели социального государства.

4. Выделить
проблемы развития социального государства в России.

Методами исследования является системный анализ, синтез,
сравнение, систематизация, классификация и др.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами.
Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальное государство представляет собой государство,
в котором политика направляется на распределение благ материального мира так, чтобы
реализовывался принцип социальной справедливости, в основе которого лежит доведение
уровня жизни населения до достойного, государство, стремящееся помочь нуждающимся
и убрать общественные неравенства.

Само понятие «социальное государство» было введено в 1850 г.
философом Лоренцом фон Штейном. В своих трудах он представляет экономический и
общественный прогресс, поддержание абсолютного равенства в правах каждого
гражданина одними из основных государственных функций.

Процесс возникновения и становления социального государства
имеет долгую и сложную историю. Существуют разные мнения по поводу периодизации
появления и развития социального государства. Более перспективной выступает
периодизация С.В. Калашникова

Современная периодизация развития социального государства,
представлена темя большими этапами: этапом государства социального страхования;
этапом государства благосостояния; этапом кризиса и выработки новой модели
социального государства.

Характерным признаком социального государства является
достаточно высокий уровень экономики, позволяющий перераспределение доходов без
ущемления капитала крупных частных собственников, наличие различных социальных
программ и социальной ответственности перед гражданами.

К
основным признакам социального государства следует отнести:


организацию государственной власти по демократическому принципу;


высокий уровень нравственности среди граждан;


экономический потенциал, позволяющий не ущемлять положения собственников при
обеспечении социальных благ;


экономику, ориентированную на различные формы собственности, с большой долей
участия государства в конкретных областях хозяйства;


правовое развитие государственных институтов;


гражданское общество;


разнообразные социальные программы и приоритет в их реализации;


обеспечение каждому жителю достойных условий жизни, защищенности в социальном
плане, равных возможностей самореализации;


фиксацию формулы «социальное государство» в основном законе страны.

Главная
задача социального государства – это обеспечение как общественных, так и экономических
прав, среди которых: право на труд и справедливые для всех граждан условия труда,
достойный прожиточный минимум, социальное обеспечение и др.

Внутренние
функции социального государства: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная,
экологическая. К внешним функциям относят: военную и дипломатическую. При этом существуют специфические
функции социального государства.

Социальное
государство – это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и
создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать
в полной мере представленные функции ни одному государству пока не удалось, но есть
страны со значительным приближением к идеалу.

Модели социального государства: либеральная (англосаксонская);
скандинавская (социально-демократическая); континентально-европейская; корпоративная.

Механизм социального государства – это инструмент
перераспределения доходов в условиях рыночной экономики, посредством системы
предоставления социальных услуг и субсидий, вкупе с необходимым для их
финансирования налоговым бременем.

В качестве основных элементов механизма социального
государства могут быть названы: социально-направленная государственная
бюджетная политика (включая налоговую политику); пенсионное обеспечение;
социальное обеспечение

Система механизмов социального государства может быть
представлена: финансово-бюджетным механизмом; налоговыми рычагами и стимулами;
административными решениями, реализуемыми отдельными звеньями государственного
аппарата; нормативно-правовым (законодательным) механизмом.

Сегодня Россия, как социальное
государство обладает положительными показателями: снижение смертности, увеличение
рождаемости и продолжительности жизни, рост реальных доходов населения и др.

Но в тоже время острота социальных
проблем не становится меньше. Так, людей обеспокоены: ростом цен на товары и услуги,
бедностью, инфляцией, резким расслоением на богатых и бедных, недоступностью многих
видов медицинского обслуживания, неравенством перед законом, безработицей, коррупцией
и т. д.

Россия
может стать социальным государством в полной мере только в будущем, т.к. она, в
первую очередь, должна стать правовым государством. Становлению социального государства
в нашей стране препятствует ряд факторов: отсутствует правовое государство, не созданы
основные институты гражданского общества, отсутствуют действующие социальные программы,
и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1.1 Этапы становления и развития социального государства Процесс возникновения и становления социального государства имеет
долгую и сложную историю. Существуют разные мнения по поводу периодизации появления
и развития социального государства. Рассмотрим некоторые подходы, построенные по
различным принципам и основаниям.

К примеру, польский исследователь С. Завадский выстроил периодизацию,
которая включает исключительно те события, которые, по его мнению, «рассматриваются
как проявление формирования концепции и которые способствовали её дальнейшему развитию»[1].
К этим событиям он отнес[2]:

1. Социальные реформы Бисмарка в Германии (1880-е годы XIX века).
Отто фон Бисмарк и его советники, опасаясь сопротивления со стороны народного и
профсоюзного движения, а также, усиления социалистического движения, ввели ряд преобразований,
таких как разработка нормативных правовых актов о социальном страховании профессиональных
групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Таким образом
накапливались финансовые ресурсы, гарантирующие медицинскую и реабилитационную помощь,
страховые выплаты. Система получила название модель Бисмарка или Прусский социализм.
С некоторыми поправками продолжала свое существование в Германии и распространялась
по другим европейским странам.

2. Общественные реформы в Англии во время правления
либералов (1906-1914 гг.), свидетельствовавшие о несомненном ограничении принципа
свободного рынка (laissez-faire) и стремлении включить в сферу государственного
интереса деятельность, которая связана с обеспечением [1] Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное
пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2016. С. 76. [2] Там же. С. 76.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА   5

1.1 Этапы становления и
развития социального государства. 5

1.2 Понятие, признаки,
функции и принципы социального государства. 11

2. ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И
МЕХАНИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ.. 15

2.1. Функции, принципы и
модели социального государства. 15

2.2 Механизм и
проблемы развития социального государства в России. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

  

Введение:

 

Актуальность
темы состоит в том, что в современных условиях рыночной экономики главным условием
предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно появляющейся по причине
разрыва уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также неравномерного
распределения социальных благ, является проведение социальной политики, которая
позволяет говорить о какой-то стране как о социальном государстве.

Социальное
государство должно формировать условия для развития человека, стремящегося наладить
свою жизнь, заботящегося о себе и о своих близких, решающего самостоятельно появляющиеся
проблемы. Многие социальные проблемы трудоспособных работников решаются с помощью
высокого уровня доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и,
с помощью налоговой системы и внебюджетных фондов, принимают участие в финансировании
всевозможных учреждений, которые необходимы для полноценной жизни всего населения.
Социально ориентированное государство должно оказывать социальную поддержку тех
граждан, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.

Однако же, неоднозначными являются экономические, нравственные,
политические и психологические последствия претворения в жизнь идей социального
государства. Реализация идеи социального государства связана с отрицательными аспектами.

Согласно отечественному законодательству, Россия является
социальным государством. В действующем
законодательстве понятие социальное государство нигде не закреплено, что
является существенным минусом. Поэтому данное понятие остается объектом
дискуссий ученых, которые по-разному определяют данное понятие.

В современном мире около двадцати государств могут быть
признаны социальными, однако не одно из них не является полностью правовым.

Объект
работы – социальное государство.

Предмет
работы – признаки, функции, принципы, модели и модели социального государства.

Цель
работы заключается в рассмотрении понятия, современных представлений о сущности
социального государства и его признаков.

В соответствии
с целью определены задачи работы:

1. Обозначить
этапы становления и развития социального государства.

2. Изучить
понятие, признаки, функции и принципы социального государства.

3.
Описать функции, принципы и модели социального государства.

4.
Охарактеризовать механизм и проблемы развития социального государства в России.

Методами исследования является системный анализ, синтез,
сравнение, систематизация, классификация и др.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами.
Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальное государство представляет собой государство,
в котором политика направляется на распределение благ материального мира так, чтобы
реализовывался принцип социальной справедливости, в основе которого лежит доведение
уровня жизни населения до достойного, государство, стремящееся помочь нуждающимся
и убрать общественные неравенства.

Само понятие «социальное государство» было введено в 1850 г.
философом Лоренцом фон Штейном. В своих трудах он представляет экономический и
общественный прогресс, поддержание абсолютного равенства в правах каждого
гражданина одними из основных государственных функций.

Процесс возникновения и становления социального государства
имеет долгую и сложную историю. Существуют разные мнения по поводу периодизации
появления и развития социального государства. Более перспективной выступает периодизация
С.В. Калашникова

Современная периодизация развития социального государства,
представлена темя большими этапами: этапом государства социального страхования;
этапом государства благосостояния; этапом кризиса и выработки новой модели
социального государства.

Характерным признаком социального государства является
достаточно высокий уровень экономики, позволяющий перераспределение доходов без
ущемления капитала крупных частных собственников, наличие различных социальных
программ и социальной ответственности перед гражданами.

К
основным признакам социального государства следует отнести:


организацию государственной власти по демократическому принципу;


высокий уровень нравственности среди граждан;


экономический потенциал, позволяющий не ущемлять положения собственников при
обеспечении социальных благ;


экономику, ориентированную на различные формы собственности, с большой долей
участия государства в конкретных областях хозяйства;


правовое развитие государственных институтов;


гражданское общество;


разнообразные социальные программы и приоритет в их реализации;


обеспечение каждому жителю достойных условий жизни, защищенности в социальном
плане, равных возможностей самореализации;


фиксацию формулы «социальное государство» в основном законе страны.

Главная задача социального государства
– это обеспечение как общественных, так и экономических прав, среди которых: право
на труд и справедливые для всех граждан условия труда, достойный прожиточный минимум,
социальное обеспечение и др.

Внутренние
функции социального государства: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная,
экологическая. К внешним функциям относят: военную и дипломатическую. При этом существуют специфические
функции социального государства.

Социальное государство – это сложная система
институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного
уровня жизни. Реализовать в полной мере представленные функции
ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением
к идеалу.

Модели социального государства: либеральная (англосаксонская);
скандинавская (социально-демократическая); континентально-европейская; корпоративная.

Механизм социального государства – это инструмент
перераспределения доходов в условиях рыночной экономики, посредством системы
предоставления социальных услуг и субсидий, вкупе с необходимым для их
финансирования налоговым бременем.

В качестве основных элементов механизма социального
государства могут быть названы: социально-направленная государственная
бюджетная политика (включая налоговую политику); пенсионное обеспечение;
социальное обеспечение

Система механизмов социального государства может быть
представлена: финансово-бюджетным механизмом; налоговыми рычагами и стимулами;
административными решениями, реализуемыми отдельными звеньями государственного
аппарата; нормативно-правовым (законодательным) механизмом.

Сегодня Россия, как социальное государство обладает положительными
показателями: снижение смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни,
рост реальных доходов населения и др.

Но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше.
Так, людей обеспокоены: ростом цен на товары и услуги, бедностью, инфляцией, резким
расслоением на богатых и бедных, недоступностью многих видов медицинского обслуживания,
неравенством перед законом, безработицей, коррупцией и т. д.

Россия
может стать социальным государством в полной мере только в будущем, т.к. она, в
первую очередь, должна стать правовым государством. Становлению социального государства
в нашей стране препятствует ряд факторов: отсутствует правовое государство, не созданы
основные институты гражданского общества, отсутствуют действующие социальные программы,
и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1.1 Этапы становления и развития социального государства Процесс возникновения и становления социального государства имеет
долгую и сложную историю. Существуют разные мнения по поводу периодизации появления
и развития социального государства. Рассмотрим некоторые подходы, построенные по
различным принципам и основаниям.

К примеру, польский исследователь С. Завадский выстроил периодизацию,
которая включает исключительно те события, которые, по его мнению, «рассматриваются
как проявление формирования концепции и которые способствовали её дальнейшему развитию»[1].
К этим событиям он отнес[2]:

1. Социальные реформы Бисмарка в Германии (1880-е годы XIX века).
Отто фон Бисмарк и его советники, опасаясь сопротивления со стороны народного и
профсоюзного движения, а также, усиления социалистического движения, ввели ряд преобразований,
таких как разработка нормативных правовых актов о социальном страховании профессиональных
групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Таким образом
накапливались финансовые ресурсы, гарантирующие медицинскую и реабилитационную помощь,
страховые выплаты. Система получила название модель Бисмарка или Прусский социализм.
С некоторыми поправками продолжала свое существование в Германии и распространялась
по другим европейским странам.

2. Общественные реформы в Англии во время правления либералов
(1906-1914 гг.), свидетельствовавшие о несомненном ограничении принципа свободного
рынка (laissez-faire) и стремлении включить в сферу государственного интереса деятельность,
которая связана с обеспечением минимума гарантий от рисков (профзаболевания, безработица,
колебания заработной платы и т.д.) в промышленности.

3. В Соединенных Штатах по причине великой депрессии в рамках
«нового курса» Рузвельта был введен ряд социальных мер для улучшения жизненных условий.

4. Правление лейбористской партии в Англии (1945-1950 гг.).

Итак, С. Завадский в основу своей периодизации положил принцип
практической реализации концепции социального государства и ее законодательное закрепление.

Но более перспективной выступает периодизация современного российского
экономиста С.В. Калашникова, в основу которой он заложил идею развития у государства
«особых социальных функций».

Этапы становления социального государства по С.В. Калашникову
представлены[3]:

1. Социалистический этап: 1850 г. – 30-е годы XX века (с момента
введения Л. фон Штейном понятия «социальное государство» (Sozialstaat) до появления
первых конституций, закрепляющих принцип социального государства. Название периода
ученый объясняет совпадением социалистических принципов и целей с атрибутами социального
государства (что представляется весьма спорным).

2. Этап правового социального государства: 30-40-е годы XX в.
На этом этапе произошла окончательная передача социальных функций от общества к
государству, а также введение в 1930 г. немецким ученым Германом Геллером в науку
такого понятия, как «социальное правовое государство» (sozialer Rechtsstaat).

3. Этап государства социальных услуг: 40-60-е годы XX в. В этот
период входит в употребление англоязычный термин «welfare state» – государство благосостояния,
а само государство становится субъектом специфических социальных функций — социальных
услуг.

4. Этап государства всеобщего благоденствия: 60-80-е годы XX
в. Происходит распространение идеи государства всеобщего благоденствия на базе резкого
повышения уровня жизни развитых стран. В этот период главной функцией социальных
государств становится функция перераспределения.

5. Этап деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия:
80-90-е годы XX в.

6. Этап социально ориентированного рыночного хозяйства или либерального
социального государства: середина 90-х годов XX века по настоящее время.

Главным достоинством данной периодизации является ее комплексный
характер: каждый этап отражает не только изменение социальных функций государства
в различные исторические периоды, но и динамику теоретических представлений о содержании
понятия «социальное государство»[4].
Однако эта периодизация не отражает всего генезиса концепции государства, возникновение
которой было подготовлено многовековым процессом развития социально-философских
и правовых концепций, объясняющих взаимоотношения государства, личности и общества.

Указанного недостатка лишена периодизация развития государства
благоденствия европейского исследователя Й. Альбера, которую приводит в своей книге
С.В. Калашников. В данной периодизации выделены пять этапов развития социального
государства в Европе[5]:

— предыстория (1600-1800 гг.): осуществляется политический контроль
над бедными со стороны государства;

— начало (1800-1914 гг.): активизируются профсоюзы и социальное
страхование;

— расширение (1918-1960 гг.): расширяются социальные услуги как
элемент гражданства;

— ускорение (1960-1975 гг.): повышение качества жизни населения;

— замедление (1975 – по настоящее время): смешение государственной,
ассоциативной и частной ответственности.

Различие подходов Й. Амбера и С.В. Калашникова состоит в том,
что Й. Амбер пытается говорить лишь о государстве благоденствия, вовсе не затрагивая
философской составляющей концепции социального государства, а С.В. Калашников считает
государство благоденствия одним из этапов в развитии социального государства, рассматривая
государство благоденствия как разновидность социального государства.

Если редуцировать нашу периодизацию к практике социального государства,
то в таком случае можно выделить три больших этапа[6]:

1) этап государства социального страхования (с середины XIX века
до середины XX века), который характеризовался выявлением социальных рисков наемного
труда и законодательным построением защиты от них в рамках существующей социальной
структуры;

2) этап государства благосостояния (с середины XX века до конца
XX века), для которого свойственна активная интервенционистская политика государства
по отношению к обществу, в результате которой большие социальные группы были изъяты
из рыночных отношений, а предоставляемые им социальные услуги обеспечили не только
высокий уровень жизни, но и породили новые кризисные явления;

3) этап кризиса и выработки новой модели социального государства
(с конца XX века по наши дни), который характеризуется экономической неконкурентоспособностью
социального государства на глобальном рынке и появлением новых социальных противоречий
в связи с переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития капитализма.

Итак, социальная направленность в развитии государств начала
проявляться в Европе на рубеже 19-20 вв. Основной причиной явилось усиление давление
на власть со стороны промышленных рабочих, которые приобрели достаточный образовательный
уровень, необходимый для понимания социальной справедливости. Правительства были
вынуждены идти на социальные уступки по двум причинам[7]:

1. Опасность массовых выступлений бедных слоев населения, что
зачастую приводит к насильственной смене власти.

2. Достаточный уровень развития демократии, благодаря чему власть
зависела от мнения избирателей, в том числе и социально незащищенных.

Само понятие «социальное государство» было введено в научный
оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., и оно наиболее полно вместило в себя все
составляющие присущие этому явлению. Кроме того, в данном подходе был представлен
ряд положений, иллюстрирующих новое понимание традиционных обязанностей государства[8].

Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному
прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием
развития другого и именно в этом смысле говоритс [1] Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное
пособие. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – С. 76. [2] Там
же. – С. 76. [3] Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник и
практикум. – М.: Юрайт, 2018. – С. 141. [4] Перевалов
В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум. –
М.: Юрайт, 2018. – С. 142. [5] Губанкова Т.Н. Понимание социального государства в
российском и зарубежном праве // Вестник Тамбовского университета. Серия:
Политические науки и право. – 2016. – №4 (8). – С. 71. [6] Гавриков В.П. Теория государства и права. Смена
парадигмы. – М: Проспект, 2017. – С. 145. [7] Аверин А.Н. Основы социального государства. Учебник.
Гриф УМО МО РФ: монография. – М.: КноРус, 2016. – С. 38. [8]
Лукшин О.В. Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи //
Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. – Краснодар:
Новация, 2018. – С. 3.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 4
2. ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

  

Введение:

 

Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях рыночной экономики главным условием предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно появляющейся по причине разрыва уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также неравномерного распределения социальных благ, является проведение социальной политики, которая позволяет говорить о какой-то стране как о социальном государстве.
Социальное государство должно формировать условия для развития человека, стремящегося наладить свою жизнь, заботящегося о себе и о своих близких, решающего самостоятельно появляющиеся проблемы. Многие социальные проблемы трудоспособных работников решаются с помощью высокого уровня доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и, с помощью налоговой системы и внебюджетных фондов, принимают участие в финансировании всевозможных учреждений, которые необходимы для полноценной жизни всего населения. Социально ориентированное государство должно оказывать социальную поддержку тех граждан, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.
Однако же, неоднозначными являются экономические, нравственные, политические и психологические последствия претворения в жизнь идей социального государства. Реализация идеи социального государства связана с отрицательными аспектами.
Объект работы – социальное государство.
Предмет работы – признаки, функции, принципы и модели социального государства.
Цель работы заключается в рассмотрении понятия, современных представлений о сущности социального государства и его признаков.
В соответствии с целью определены задачи работы:
1. Изучить понятие, сущность и признаки социального государства.
2. Описать функции, принципы и модели социального государства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальное государство представляет собой государство, в котором политика направляется на распределение благ материального мира так, чтобы реализовывался принцип социальной справедливости, в основе которого лежит доведение уровня жизни населения до достойного, государство, стремящееся помочь нуждающимся и убрать общественные неравенства.
Такое государство ориентировано на эффективное выполнение функции социальной защиты граждан. За счет перераспределения общественного дохода в пользу малоимущих государство сглаживает социальное неравенство.
Государство стремится сформировать «социальное партнерство» власти, наемного труда, бизнеса, запускает крупные социальные программы по обеспечению достойных жилищных условий, занятости, развитию образования, культуры, здравоохранения и т.д.
Правовое государство и социальное государство составляют единое целое, поскольку развитие правовой системы возможно только внутри цивилизованного общества, а упорядочивание и развитие социальных отношений происходит под воздействием правовой системы.
Главная задача социального государства – это обеспечение как общественных, так и экономических прав, среди которых: право на труд и справедливые для всех граждан условия труда, достойный прожиточный минимум, социальное обеспечение и др.
Внутренние функции: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая. К внешним функциям социального государства относят: военную и дипломатическую. При этом существуют специфические функции социального государства.
Социальное государство – это сложная система институтов и механизмов поддержки населения и создания для граждан качественного уровня жизни. Реализовать в полной мере представленные функции ни одному государству пока не удалось, но есть страны со значительным приближением к идеалу.
Модели социального государства:
1. Либеральная (англосаксонская).
2. Скандинавская (социально-демократическая).
3. Континентально-европейская.
4. Корпоративная.
Сегодня Россия, как социальное государство обладает положительными показателями: снижение смертности, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, рост реальных доходов населения и др.
Но в тоже время острота социальных проблем не становится меньше. Так, людей обеспокоены: ростом цен на товары и услуги, бедностью, инфляцией, резким расслоением на богатых и бедных, несправедливым распределением доходов, недоступностью многих видов медицинского обслуживания, неравенством перед законом, безработицей, коррупцией и т. д.
Россия может стать социальным государством в полной мере только в будущем, т.к. она, в первую очередь, должна стать правовым государством. Становлению социального государства в нашей стране препятствует ряд факторов: отсутствует правовое государство, не созданы основные институты гражданского общества, отсутствуют действующие социальные программы, и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Государство – это политико-правовой способ организации общества, под которым понимают единство определенной совокупности населения на ограниченной территории. Каждое государство обладает для реализации своих основных целей аппаратом принуждения.
История развития социального государства начинается с Германии. Отто фон Бисмарк и его советники, опасаясь сопротивления со стороны народного и профсоюзного движения, а также, усиления социалистического движения, ввели ряд преобразований, таких как разработка нормативных правовых актов о социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Таким образом накапливались финансовые ресурсы, гарантирующие медицинскую и реабилитационную помощь, страховые выплаты .
Система получила название модель Бисмарка или Прусский социализм. С некоторыми поправками продолжала свое существование в Германии и распространялась по другим европейским странам.
В Соединенных Штатах по причине великой депрессии в рамках «нового курса» Рузвельта был введен ряд социальных мер для улучшения жизненных условий.
В 1942 году мир заговорил о модели государства благосостояния после доклада Бевериджа в Великобритании. Это поспособствовало введению реформы социального страхования в 1944 году.
1964 год – в США война с бедностью, что было частью программы построения Великого общества в рамках политики президента Линдона Джонсона.
В 70-80-е начинается кризис идеи социального государства под влиянием политики Маргарет Тэтчер и президента Рейгана.
В 2013 г. Король Нидерландов Виллем Александр объявляет о завершении эпохи государства всеобщего благосостояния в пользу так называемого общества участия .
Социальное государство не следует путать с социалистическим. Как отмечают многие ученые, впервые понятие социальное государство употребил в 1850 г. немецкий ученый Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности.
Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.
Отсюда социальное государство Лоренц фон Штейном понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия.
Иначе, политическая система должна перераспределять материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий (конфликтов) и помощи нуждающимся.
Следует отметить, что именно в Советские времена можно говорить о полноценном социальном государстве, но это государство было основано на односторонних отношениях, а именно государство потребления, государство, которое регулировало и защищало все потребности общества.
Но чтобы обеспечивать все потребности общества, необходима достаточная материальная основа.
Следует согласиться с мнением большинства ученых, что одной из главных причин распада СССР, является недостаточность материальной основы советского социального государства .
Стремление социальному государству является одной из основных целей идеологии социал-демократии.
Партии социал-демократов ставят своей главнейшей целью выстроить социальное государство. Термин социального государства употребляется во многих Конституциях и иных актах.
Теории социального государства предполагает, что все социальные гарантии будут обеспечиваться через государственное воздействие на экономику (как правило на крупный бизнес) и политику в отношении налогов.
Основной задачей социального государства является обеспечение высокого уровня жизни и социальной защищенности для своих граждан.
Характерным признаком социального государства является достаточно высокий уровень экономики, позволяющий перераспределение доходов без ущемления капитала крупных частных собственников, наличие различных социальных программ и социальной ответственности перед гражданами.
Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием «гражданское общество», является сущностью государства социального типа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы