Курсовая теория на тему Социально-демографический функционал экономической безопасности региона анализ и оценка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 5
1.1 Характеристика социально-демографического функционала региона 5
1.2. Угрозы социально-демографической безопасности региона и их причины 7
1.3. Система показателей оценки уровня угроз социально-демографической безопасности региона 10
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Анализ и оценка социально-демографической ситуации Воронежской области 17
2.2 Сравнительный анализ социально-демографической ситуации Воронежской области и ЦФО 24
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 28
3.1 Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности в социально-демографической сфере 28
3.2 Пути совершенствования экономической безопасности в социально-демографической сфере 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Введение:
С кризисами и их последствиями в последнее время населению России приходится сталкиваться как минимум раз в десятилетие, если не чаще. На современном этапе развития российского общества все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с социально-демографической безопасностью, их влиянием на различные виды безопасности (производственную, инновационную, национальную и др.). Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что безопасность социально-демографической сферы регионов и России в целом – это важнейшая и неотъемлема составляющая как экономической, так и национальной безопасности страны. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[1].
Цель выполнения данной работы – изучение угроз безопасности в социально- демографической сфере Воронежской области, выявление кризисных ситуаций по нескольким направлениям.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Изучение теоретических аспектов оценки угроз безопасности в социально-демографической сфере региона;
2. Оценка социально- демографических показателей региона;
3. Анализ социально-демографической ситуации в Воронежской области;
4. Сравнение полученных данных с пороговыми значениями анализируемых показателей;
5. Выявление основных направлений для совершенствования безопасности в социально-демографической сфере Воронежской области.
Объект исследования – экономическая безопасность Воронежской области.
Предмет исследования – социально-демографический функционал экономической безопасности региона.
При исследовании данной проблемы в работе были использованы следующие методы: сравнения, сбора информации, анализа, диагностирование, оценка влияния, матрица SWOT- анализа, метод индикативного анализа.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты социально-демографического функционала экономической безопасности региона. Во второй главе проведен анализ социально-демографического функционала экономической безопасности региона на примере Воронежской области. В третьей главе выявлены основные направления обеспечения экономической безопасности в социально-демографической сфере.
Заключение:
Подводя итог курсовой работе можно сделать следующие выводы и предложения.
Как известно, экономическая сила государства основывается на ее демографической безопасности, которая в свою очередь находится в тесной взаимозависимости с обеспечением устойчивого развития всех регионов страны. В демографической науке существует меньшая определенность понятия ―экономическая безопасность региона, чем экономическая безопасность государства. С одной стороны, экономическая безопасность регионов предполагает интеграцию региональной экономики с экономикой государства, с другой сохранение региональной независимости.
Следует отметить, что экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства.
Необходим специальный инструментарий, с помощью которого можно было бы с достаточно высокой степенью точности оценить социально-экономическую безопасность региона. При этом особенно стоит акцентировать внимание на том, что исследования проблем региональной безопасности, должны носить социально-ориентированный характер. Поэтому корректно говорить именно о социально-демографической безопасности региона.
Необходимость социально-демографической безопасности на региональном уровне обусловлена целым рядом факторов, важнейшими из которых являются региональные особенности характера и результатов труда, социально-демографические и другие условия. Важной особенностью обеспечения социально-демографической безопасности региона является сочетание развития социальной сферы за счет собственных региональных ресурсов с государственным регулированием и субсидированием социального развития регионов. Источниками собственных региональных ресурсов местные налоги и сборы, доходы от государственной региональной собственности, добровольные пожертвования и взносы юридических и физических лиц. Источниками централизованного экономического регулирования социального развития регионов выступают регулирующие налоги, финансовые ресурсы государственных программ, общие субсидии и целевые субвенции, средства фондов регионального развития.
Оценка уровня социально-демографической безопасности региона может быть осуществлена по следующим основным направлениям:
уровень бедности и безработицы в регионе;
качество жизни;
демографическая составляющая социально-демографической безопасности региона;
способность экономики региона к устойчивому росту;
устойчивость финансовой системы региона;
поддержка научного потенциала региона;
зависимость экономики региона от импорта важнейших видов продукции.
Поэтому определяющей задачей государственной политики должно быть создание равных условий для ведения бизнеса и инвестирования экономики Украины субъектами хозяйствования различной формы собственности, осуществления процесса инвестирования на прозрачных и цивилизованных основах, улучшение структуры инвестиционных источников. Политика государства при этом будет сконцентрирована на ускорении темпов экономического роста на собственной воспроизводственный (инвестиционной) базе и на достаточной рыночной основе; внедрении открытых консультаций органов исполнительной власти с представителями субъектов хозяйствования, распространении информации о реальной демографической ситуации, внутренние и внешние рынки, конъюнктурные процессы, нормативную базу; значительном снижении уровня тенизации экономики; создании равных условий для деятельности субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и происхождения капитала; формировании эффективной конкурентной среды; укреплении фондового рынка, развития институтов совместного инвестирования, страховых и пенсионных фондов, рынка корпоративных ценных бумаг, его интеграции в международные рынки капитала; создание дополнительных экономических стимулов для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики; создании эффективной системы защиты интеллектуальной собственности.
Таким образом, ключевым вопросом развития страны является сохранение темпов ее экономического роста. Поэтому экономико-инвестиционная политика региона должна направляться на правильное стратегическое определение приоритетов и формирование рациональной структуры экономики как государства в целом, так и региона в частности.
Важнейшей задачей органов власти Воронежской области в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения — инвалидов, детей, престарелых.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
1.1 Характеристика социально-демографического функционала региона
В каких бы исторических условиях ни осуществлялась социально-демографическая политика, всегда есть круг более или менее схожих, типовых, постоянных, возобновляющихся задач, которые и составляют её реальное содержание. Все поставленные задачи непосредственно касаются состояния и потребностей совершенствования общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
Основные задачами социально-демографического развития являются:
1. Гарантия социальной безопасности общества и его устойчивости. Социальная структура должна быть твердой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние угрозы её разрушения.
2. Стремительный рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;
3. Формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и главного носителя человеческого потенциала нации;
4. Развитие правового государства и гражданского общества, как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.
5. Обеспечение экономической безопасности и надежной защиты, конституционных прав и свобод граждан;
6. Обеспечение эффективной защиты населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, улучшение демографической ситуации [7].
Под социально-демографической безопасностью понимается такое состояние и тенденции его изменения, при котором на территории (государство, регион) обеспечиваются стабильность и устойчивость процессов воспроизводства населения и достойные условия жизни и развития личности[8].
Одним из важнейших предназначений социальной сферы в любом обществе является поддержание на должном уровне и всемерное развитие социального потенциала личности, семьи, населения в целом. Под социальным потенциалом следует понимать накапливаемые субъектом ресурсы для воспроизводства и развития своих жизненных сил, творческих возможностей.
В этом смысле социально-демографическая политика выступает как инструмент умножения и поддержки социального потенциала общества, а социально-демографическая безопасность – как средство измерения и фиксирования его критических значений.
Важным фактором повышения качества жизни является экономическое развитие общества. Политико-правовые факторы, влияющие на повышение качества жизни населения, связаны с идеей правового государства и построения открытого гражданского общества. Качество жизни человека во многом определяется господствующим политическим режимом.
Экологические факторы детерминируют здоровье, качество продуктов питания, условия труда, жилищные условия и т.д. Технологический фактор изменения качества жизни воздействует на образование, здравоохранение, окружающую среду, свободное время и др. Среди культурных факторов выделяется возрастающая роль науки и образования, усиление духовного компонента качества жизни.
Без обеспечения соответствующей социальной безопасности не может существовать полноценное общество, так же, как не может осуществляться полная экономическая и национальная безопасность страны в целом. Однако, в настоящее время существует ряд угроз социальной безопасности страны. Для их предотвращения необходимо дать полный перечень существующих угроз, а также выявить причины их возникновения[2].
1.2. Угрозы социально-демографической безопасности региона и их причины
Многие авторы социально-демографическую безопасность называют либо социальной безопасностью, либо демографической.
Социально-демографическая безопасность выражается в следующем:
− регулирование на постоянной основе (не ниже минимально допустимых норм) показателей, характеризующих естественное воспроизводство населения, что позволит создать условия для устойчивого социально-экономического развития территорий на ближайшие десятилетия;
− создание условий для сохранения и поддержания здоровья нации на высоком уровне;
− недопущение превышения санитарно-эпидемиологических норм по распространению опасных заболеваний;
− создание условий для поддержания населением достойного уровня и качества жизни, соответствующего современным мировым стандартам, что будет способствовать сохранению популяции и устойчивому росту экономики;
− формирование необходимости соответствия социальной среды требуемым качественным параметрам, что окажет прямое влияние на безопасность личности и возможность ее полноценного развития (борьба с преступностью, безопасность жизнедеятельности и др.);
− создание условий, сдерживающих миграционный отток населения с территорий, и в допустимых пределах, поддерживающих миграционный приток [5].