Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Социально — психологическое сопровождение детей группы риска

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Понятие дети группы риска в психологической науке 3

2. Психологические особенности детей группы риска 8

3. Особенности социально-психологического сопровождения детей группы риска 17

Список литературы 30

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие дети группы риска в психологической науке

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [1].

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д. Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

Л. В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации[12].

По мнению И.Т. Комовой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические [24].

Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет следующую группу факторов риска:

1. медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);

2. социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни;

3. неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков);

4. психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

5. педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска [13]: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей: [54]

1. их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее);

2. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

3. отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

4. лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

5. жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды;

6. отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

7. побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:

1. дети, оставшиеся без попечения родителей;

2. дети-инвалиды;

3. дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;

4. дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

5. дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

6. дети-жертвы насилия;

7. дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

8. дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях;

9. дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, т. е. имеет разные социальные корни.

Дети из группы риска — это лица в возрасте до 18 лет, которые испытывают интенсивный и / или хронический фактор риска или комбинацию факторов риска в личной, экологической и / или реляционной сферах, которые мешают им следовать и выполнять свои обязанности [17].

Хотя можно утверждать, что практически каждый ребенок подпадает под это определение, v такое мышление упускает из виду цель термина. Как и во всех определениях, некоторые случаи явно подходят лучше, чем другие. Итак, четырехлетний ребенок с тяжелой формой недоедания подходит лучше, чем семнадцатилетний студент, который борется с пристрастием к порнографии [2]. И тем, и другим грозит опасность не реализовать свой потенциал, но потребность в первых, возможно, больше, чем во вторых, и это ключевая цель термина: выделить и расставить приоритеты в тех ситуациях, когда дети испытывают большие неудовлетворенные потребности и когда внешнее участие является наиболее неотложным. На самом деле, возможность учитывать различные неудовлетворенные потребности повсюду (как бедных, так и небедных, не-запада и запада) во всех аспектах человеческого опыта (духовного, физического, эмоционального, экологического и социального) является одной из его сильных сторон.

Еще одно ключевое различие между всеми детьми и детьми из группы риска заключается в том, что все дети по своей природе уязвимы в силу своих способностей к развитию (и связанного с этим социального влияния по сравнению со взрослыми), но не все дети подвергаются риску. Таким образом, в то время как здоровый младенец уязвим, если его окружают люди, которые отвечают потребностям, возникающим из-за его уязвимости, младенец не подвергается риску [8].

Наиболее типичные примеры детей из группы риска сосредоточены на определенных факторах, с которыми, как можно наблюдать, сталкиваются группы детей, таких как бездомность (т.е. беспризорные дети или беглецы), наихудшие формы детского труда или сексуальная эксплуатация. Тем не менее, хотя подобные “категории потребностей” могут быть полезны для повышения осведомленности и мотивации действий в соответствии с новостными циклами (особенно на Западе), они, как правило, пропагандируют конкретные общие нарративы, которые имеют мало отношения к сложности реальной жизни детей [22]. Вместо этого, накладывающиеся друг на друга и запутанные социальные проблемы, с которыми сталкиваются дети, подвергающиеся наибольшему риску, не поддаются простой классификации и требуют квалифицированных и хорошо продуманных вмешательств для достижения результатов, отвечающих наилучшим интересам ребенка.

Бесспорно, наиболее постоянным фактором риска, указывающим на то, что ребенок находится в группе риска, является наличие бедности, особенно в ее самых крайних формах. Кроме того, дети, живущие в условиях крайней нищеты (т.е. живущие менее чем на 1-2 доллара в день), гораздо чаще подвержены другим сложным факторам риска [32]. Однако простые показатели относительной или абсолютной экономической бедности не всегда являются надежным показателем того, находится ли ребенок в группе риска. Например, у ребенка, который испытывает экономическую бедность, могут быть более сильные признаки обнадеживающего будущего, чем у другого ребенка, который пользуется относительным достатком, но страдает от других личностных, экологических и реляционных факторов риска.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы