Курсовая теория на тему Социальная реабилитация детей из семей находящихся в социально опасном положении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Социальная работа с семьями в РФ: общая характеристика 6
2. Характеристика детей из семей, находящихся в социально опасном положении, как клиентов социальной работы 16
3. Социальная реабилитация как направление социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении: понятие, сущность, цели, субъекты 18
4. Формы и методы социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность темы исследования. Сегодня в России уделяется большое внимание государственной семейной политике, цель которой заключается в обеспечении благоприятных условий для всестороннего развития семьи и ее членов, реализации семьей своих функций и улучшения ее жизненного уровня, повышения роли семьи как основы общества. Одной из стратегических задач государственной политики России является защита и поддержка семьи как важного социального института. Это касается также и семьи, находящейся в социально опасном положении.
В наше время, при социальной напряженности, ухудшении материального положения семей, исчезновении житейской перспективы, обострении социальных проблем членов семей, находящихся в социально опасном положении, потере общественных перспектив, меняется социальный статус людей, ломаются привычные жизненные стереотипы, ценности, возникают серьезные нетрадиционные, необычные трудности.
Необходимость решения социальных проблем различных категорий семей, создает условия для развития и совершенствования разветвленной системы социальной работы.
Цель социальной реабилитации в условиях социально опасного положения заключается в том, чтобы восстановить физические и психические силы тех, кому оказывается помощь, скорректировать личностные установки клиентов, научив их правильно воспринимать принудительные стороны своей жизни; внести элементы социальной справедливости в рамки субординационных отношений.
Вопросы социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении нашли свое отражение в научной литературе. Наиболее глубокие и интересные исследования Бочаровой В, Зверевой И., Капской А., Лактионовой Г., Холостова Е. и других авторов. Липский И. рассмотрел и предоставил типологизацию клиентов социальной работы. Павленок П. выделяет, что главной целью социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении является создание оптимальных социальных условий. Условия — создание такой обстановки, нравственной и духовной сферы в которой протекает жизнь семьи.
Объектом курсовой работы является социальная реабилитация.
Предметом – сущность социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Актуальность вышеизложенной проблемы определяет цель нашей работы – анализ проблем, стоящих перед детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, содержания социальной работы и реабилитации с данной категорией.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
• рассмотреть общую характеристику социальной работы с семьями в РФ;
• изучить характеристику детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
• ознакомиться с характеристикой социальной реабилитации как направления социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;
• изучить формы и методы социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Методологической основой курсовой работы стали некоторые общенаучные методы исследования: системный и структурно-функциональный методы, законы и методы логического анализа и синтеза, сравнения, аналогии, обзорные методы, прогнозные методы и тому подобное.
Использование указанных методов исследования в значительной степени помогало в систематизации имеющегося фактического и теоретического материала, что позволило получить положительные результаты, необходимые для достижения поставленной в работе цели.
Практическим значением данной курсовой работы является детальное рассмотрение исследования по теме курсовой работы «Социальная реабилитация детей из семей, находящихся в социально опасном положении», которое позволяет в полном объеме изучить сущность, цели, задачи, состояние и перспективы развития социальной реабилитации.
Представленные выводы и рекомендации могут служить теоретической и методологической основой для формирования оптимальных моделей развития социальной реабилитации. Результаты курсовой работы могут быть использованы в процессе подготовки социологов, специалистов социальной работы, в процессе преподавания курсов и дисциплин для подготовки специалистов по социальному управлению.
Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников, включающего 16 наименований. Работа изложена на 33 страницах.
Первый параграф посвящен общей характеристике социальной работы с семьями в РФ.
Во втором параграфе рассмотрена характеристика детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
В третьем параграфе изложена характеристика социальной реабилитации как направления социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Четвертый параграф посвящен формам и методам социальной реабилитации детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Заключение:
На сегодняшний день многие общины в России обеспокоены обострением социальных и экономических проблем, ухудшающих социальное положение семей с детьми, особенно семей, оказавшихся в социально опасном положении.
Специальные правительственные программы, направленные на их решение, не дают ожидаемых результатов. Сегодня можно констатировать наличие недостаточного уровня обеспечения государством единого и комплексного подхода к налаживанию работы всех субъектов системы социальной защиты семей в СОП и детей в России, полное отсутствие системы взаимодействия соответствующих служб для объединения, при необходимости, усилий в интересах отдельной семьи с целью комплексного решения ее проблем и преодоление условий при которых она оказалась в сложных жизненных обстоятельствах.
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость предоставления ей своевременной помощи со стороны государства, общества. В своей работе социальный работник разделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (при наличии любой деформированности семейной структуры). Основная работа социального работника проводится с неблагополучными семьями, к которым относят неполные, многодетные, асоциальные семьи, семьи находящихся на грани развода, в которых существует внутрисемейная жестокость и семьи, имеющие детей-инвалидов. Социальная помощь имеет целью предоставление различных социальных услуг семье в условиях конкретного общества, конкретной ситуации. Эти услуги будут способствовать формированию в семье нормальной жизнедеятельности. Социальные услуги могут иметь информационный, консультативный характер, целью их является оказание психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской, материальной поддержки семьям. Задача состоит в том, чтобы помогать семьям в целом и каждому ее члену решать повседневные жизненные трудности, проблемы, преодолевать преграды для нормализации отношений в семье и соответственно для улучшения качества жизни.
Социально-реабилитационная работа с индивидами, из семей, находящихся в социально опасном положении, должна направляться прежде всего на устранение психо-травмирующих комплексов, выработки адекватных форм поведения, преодоление трудности в общении. По нашему мнению, эффективным в этом случае является использование беседы, интеракционно-коммуникативных, имитационно-игровых, невербальных методов с элементами музыкотерапии, хореографии, пантомимики, групповой поведенческой психокоррекции, внушения, стимулирования и др. При этом одни могут «действовать» эффективно самостоятельно, другие — только во взаимосвязи с другими методами социальной реабилитации, поскольку в основном все зависит от индивидуальных особенностей подопечных и от наличия профессионализма специалистов.
Фрагмент текста работы:
1. Социальная работа с семьями в РФ: общая характеристика
Государство — это большая семья, а семья — это маленькое государство. К такому выводу пришел еще в V в. до нашей эры китайский философ Конфуций. По определению И.Трубавиной, семья — это социально-педагогический институт и особая социальная система, которая является подсистемой общества и включает в себя другие подсистемы (членов семьи); это малая социальная группа, первичный контактный коллектив. Основными признаками семьи являются брачные, между поколениями, кровные, установленные связи между членами семьи; родственные чувства, чувство безопасности, защищенности, любви, уважения; общий быт и проживание членов семьи; наличие определенных функций в обществе (видов жизнедеятельности семьи), прав семьи в обществе и прав членов семьи в семье, обязанностей членов семьи в отношении друг друга и ответственность перед обществом за своих членов.
Семья является тем первичным очагом, который имеет особое значение в жизни каждого человека, обеспечивает ее защиту и социализацию, формирует нравственные основы, эмоциональный мир ребенка, гражданское сознание и самосознание. Целый ряд исследований указывает на то, что семья, как социальный институт, сегодня находится в состоянии острого кризиса. Однако, несмотря на напряженную социально-экономическую атмосферу, в большинстве российских семей семья остается на важном месте в иерархии жизненных потребностей человека [7, с. 39-46].
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, присущих современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственные семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство, потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность реализации в семье по разным причинам, отсутствие познавательных потребностей (например, взнаниях и умениях по воспитанию детей и т.п.) у отдельных членов семьи или в целом в семье, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение до депривации и жестокого обращения, которое способствует, при наличии у детей и подростков разной акцентуации характера, развития их девиантного поведения; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие [6, с. 206-216]. Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, которая предусматривает последовательность действий по отношениюк семье и грамотное выполнение каждого действия, поскольку любая система, которая достаточно долго находится в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей — это распад ее как простой вариант), и в случае применения дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемый или желаемый результат [14, с. 85].
Экспериментально обоснованная модель деятельности социального работника с семьей включает следующие компоненты: наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлении клиента о содержании и форме этой поддержки; иференциация семей на типы в соответствии деформированности семейных структур; разработка программы (соответственно типам семей, которые выделяются в ходе дифференциации) социальных действий на семью коррекционно-воспитательной направленности; вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий; отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений [11, с. 221-225].
Диагностирование внутрисемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и с помощью работы с родителями. В своей работе на основе полученных входе проведенной диагностики и широкого изучения данных семьи, социальный работник распределяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформируемости семейной структуры). Основная работа социального работника проводится с неблагополучными семьями.
Определим типы семей, которые требуют от социальных служб тех или иных видов социальной помощи: социально-демографический: семьи многодетные, бездетные, которые разводятся, семьи с несовершеннолетними родителями; материально-жилой: малообеспеченные семьи, которые находятся в плохих жилищных условиях; беременные женщины, матери, на иждивении которых есть несовершеннолетние дети, или которые потеряли работу, требуют работы с сокращенным днем и т.п.; медико-социальный: семьи с детьми или родителями-инвалидами; семьи, в которых родители или дети злоупотребляют спиртными напитками, применяют наркотические вещества, имеют проявления суицида; психологический и социально-психологический: 1) неблагополучные семьи — неполные, которые ведут аморальный образ жизни, с устойчивыми конфликтами между родителями и детьми; 2) дети, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях; в конфликтных отношениях с родителями, учителями, сверстниками; оставшихся без попечения родителей; 3) воспитанники детских домов и школ-интернатов; трудновоспитуемые подростки, которые осуществляют антиобщественные поступки, хулиганские действия, бродяжничают, попрошайничают, проявляют аморальное, противоправное, агрессивное поведение, употребляют алкоголь, наркотики, психотропные вещества; 4) дети, которые испытывают насилие по месту жительства и учебы; имеют внутренне личностные проблемы, неуверенность в себе, робость, застенчивость; социально-правовой: если родители находятся в противоречии с законами общества; молодые люди, вернувшиеся из мест лишения свободы.
В значительном внимании социальных служб нуждаются почти все многодетные семьи. Это семьи, имеющие трех и больше детей. Основные проблемы современной многодетной семьи — это материальные, жилищно-бытовые, а также воспитательные, рекреативные и коммуникативные. Многодетная семья требует внимания и помощи со стороны общества.
Задача социальных служб состоит в том, чтобы помочь таким семьям. Им необходима помощь в трудоустройстве родителей, предоставлении детям возможности в организации их летнего отдыха.
Родители из таких семей нуждаются в специальных консультациях. Однако следует отметить, что в конкретной помощи со стороны социальной службы нуждается практически каждая семья. Прежде всего, это выявление социальных, экономических, бытовых, психолого-педагогических, правовых и других проблем, которые существуют в каждой семье. Консультации для родителей могут содержать такие вопросы: питание детей и сохранение их здоровья; роль матери и отца в организации правильных взаимоотношений в семье; наиболее распространенные ошибки в воспитании; воспитание детей с психическими и физическими недостатками.
Поощрение и наказание детей в многодетной семье имеет свою специфику, поэтому родители должны получать специальные педагогические знания в виде лекций и индивидуальных консультаций [5, с 88-91].
Инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности человека, его социальной дезадаптации в результате отклонений в физическом и психическом развитии, ограниченной способности к самообслуживанию, передвижению, общению, будущей трудовой деятельности. Система обучения и воспитания этих детей несовершенна. В связи с этим должен создаваться комплекс социальных и психолого-, медико-педагогических проблем с социальной ориентацией этих детей. Социальный работник помогает в устройстве таких детей в интернаты и специальные школы; предоставляет педагогическое консультирование родителей по воспитанию детей-инвалидов в зависимости от типа и группы инвалидности.
Работа с неполной семьей предполагает оказание помощи в воспитании ребенка, предотвращение негативного влияния. Особенно важно решать такие вопросы, как: нормализация взаимоотношений ребенка с обоими родителями, установление нормального микроклимата в той семье, в которой остался ребенок; ответственность родителей за воспитание решения юридических проблем, которые имеют место в такой семье.
Когда возбуждается дело о разводе и развивается конфликт по поводу того, с кем останется ребенок, то важно присутствие социального работника или педагога. Его помощь необходима для того, чтобы объективно выбрать для ребенка вариант, где будут лучшие условия для его воспитания.
Кроме того, он поможет в регуляции взаимоотношений ребенка с тем из родителей, кто оставил семью. Также следует учитывать, что неполная семья может находиться в состоянии хронических стрессов (постоянное ощущение себя несчастливым, неуверенность в будущем, повышенная раздражительность). Хронический стресс может привести к кризисным состояниям. Помощь социального работника заключается в проведении специальной коррекционной работы, которая поможет родителям поддерживать высокую самооценку и преодолевать трудности.
Особое внимание социальные службы должны уделять работе с асоциальными семьями (семьями алкоголиков, наркоманов, ведущих аморальный образ жизни). Такая семья не может нормально функционировать, ведь в условиях псевдо благополучия наблюдается отсутствие доверия в отношениях, отсутствие распределения ролей и конфликтность. Чтобы помочь таким семьям, социальный работник должен вначале их обнаружить. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально трудовая реабилитация самого наркозависимого и его семьи. Работа с такой семьей предусматривает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построение другой системы взаимоотношений, психокоррекционных мероприятий, направленных на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц – приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному лечению от алкоголизма, — движение «Анонимные алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и т.д. [24, с. 79-81].
Социальной поддержки требуют и одинокие матери, в том числе несовершеннолетние, которых в России в последнее время становится все больше. Значительное количество детей ими покинуты. Кроме того, многие матери курят, употребляют алкоголь, наркотики, поэтому дети у них часто рождаются слабыми, недоношенными, с аномалиями развития, имеют хронические заболевания. Несовершеннолетние матери, как и их дети, нуждаются в коррекционной психологической помощи, потому что рождение ребенка, кроме положительных эмоций, может иметь и отрицательные эмоции: нежеланный ребенок, стрессы в результате психологической неподготовленности, испуг, неуверенность в будущем. Коррекционная работа с этими матерями заключается в предоставлении им помощи по воспитанию ребенка, психологической поддержке, в становлении себя как личности, трудоустройство и др.
Кроме того, таким семьям нужна медико-социальная помощь, медико-социальный патронаж, а для несовершеннолетних матерей — разъяснение вопросов планирования семьи, воспитания и развития ребенка.
Экстренной помощи нуждаются семьи, в которых существует такое явление, как внутрисемейная жестокость.
Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные исследования свидетельствуют об их достаточно большой распространенности. Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или другими возможностями. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушительно действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье. Физическое и сексуальное насилие в семье опасное для лица, его здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы и тому подобное. Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних детей — это прикосновение к их половым органам, принуждение к половым отношениям орального или анального секса, демонстрация детям порнофильмов и других развратных действий. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используется и физическое насилие. Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновения, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка. Защита слабых членов семьи, прежде всего детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника. Иногда дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы, не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит из-за непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений и другое. Как правило, такой вид поведения скрыт от окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не остается или они быстро исчезают.
Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой (от того, что систематически объедается до полной потери аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи.
Совокупность таких признаков должно стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье [15, с. 779-782].
Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органов внутренних дел должно дать объективную картину происходящего в семье и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, часто существует необходимость его немедленного удаления из такой семьи и перемещение в учреждение социальной реабилитации — это находится в компетенции местных органов опеки. Проявление жестокости по отношению к детям, а не корректированное поведение взрослых могут служить поводом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком поведении. К технологиям, которые используются в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов, которые дают возможность женщинами детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, которые подвергаются жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, потому, что семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми.
Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичного социального окружения ребенка, обязательный анализ его медико-социального иинтеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, способы решения его школьных проблем, привлечение его к благоприятному социальному окружению. Такая программа выполняется командой специалистов, которая включает социального работника, педагога, психолога, медика, иногда юриста с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводится социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, прежде всего с образовательной системой и выполнять свои обязанности по воспитанию и развитию детей; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая способствует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психо-коррекционные мероприятия, изменение самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственные социальные компоненты: например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте).
Значительное внимание должно уделяться семьям, которые находятся на грани развода. Причинами разводов могут быть социально-экономические (материальные), социальные и биологические (болезни членов семьи, супружеская неверность, пьянство, наркотическая зависимость), психолого-педагогические (социальная и психологическая несовместимость, неуважение друг к другу, разные жизненные ценности) и физиологические (физиологическая несовместимость, импотенция, большая разница в возрасте) проявления. Как показывает практика, преобладают социально-психологические причины, которые становятся основой семейных конфликтов и приводят к разводу. Вообще, конфликт считается движущей силой развития семьи; открытые или скрытые конфликты возникают во всех семьях.
Но существуют такие семьи, в которых конфликты происходят постоянно. Конечно, наличие устойчивых конфликтов негативно сказывается на воспитании детей, деформирует их личность, способствует формированию целого ряда негативных качеств личности, а также появлению нервно-психических заболеваний у всех членов семьи.
Работа с такими семьями носит индивидуальный характер и заключается в проведении психологических консультаций, коммуникативных и поведенческих тренингов. Сначала осуществляется диагностирование, на основе которого предоставляются различные виды помощи, поддержки семьям и детям этих семей, осуществляется коррекционная и реабилитационная работа. Все это будет успешным, если в работе социального работника с клиентами будет царить атмосфера доброжелательности и заинтересованности, соответствующей окружающей обстановки.
Социальный работник в работе с семьей должен придерживаться принципов, которые помогают ему в решении профессиональных задач: это гуманизм, вера в человека, лучшие проявления его личности и потенциальные возможности, которые помогут решить те сложные проблемы, которые существуют; также вера в то, что человек имеет большие возможности самосовершенствования [18, с. 203-205].