Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Социальная работа в образовании по защите детства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Социальная защита детей в системе образования 5

1.1. Понятие и сущность социальной защиты в сфере образования 5

1.2. Нормативно-правовые аспекты обеспечения защиты детства в образовании 10

2. Практика реализации социальной работы по защите учащихся в системе образования 14

2.1. Социальная защита учащихся и ее обеспечение современной системой общего образования РФ 14

2.2. Организация работы школьного социального педагога по защите детей 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Объективные основания социальной защиты и социального обеспечения детей воздействуют на способность общества к созданию здоровой социальной среды, положительно влияющей на воспитание несовершеннолетних граждан с целью нормального воспроизводства рабочей силы, охраны их здоровья и т.д. Социальная защита и социальное обеспечение детей как особые социальные институты современного Российского государства являются показателями социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития несовершеннолетнего члена общества и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.

В последнее время социальная защита учащихся начала осознаваться как одна из важнейших функций системы образования.

Проблема социальной защиты детства изучалась целым рядом отечественных и зарубежных исследователей.

В настоящее время социально-педагогические исследования проводятся под руководством В. Г. Бочаровой (педагогический компонент социальной защиты), М. А. Галаузовой (подготовка социальных педагогов), Е. И. Казаковой, А. К. Сидоровой, А. В. Ульяновой, Л. М. Шипицыной (психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в образовательном процессе), А. В. Мудрика (социальное воспитание), Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова, В. Б. Успенского (социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса), С. Д. Дармодехина, Э. Ш. Камалдиновой, Е. И. Холостовой (различные аспекты процесса социальной защиты детей в социуме) и др.

Однако основные концептуальные и практические подходы к формированию социальной защиты детства в образовательном учреждении еще недостаточно определились.

Не вызывает сомнений положение о том, что сущность и содержание социальной защиты меняются и развиваются в зависимости от складывающейся в обществе и системе образования ситуации. Поэтому проблему социальной защиты подростков в образовательном учреждении в настоящее время необходимо рассматривать в контексте современного процесса модернизации российского образования.

Цель — определить основные аспекты социальной защиты в образовательном учреждении.

Объект — социальная защита детей в образовательном учреждении.

Предмет- система обеспечения социальной защиты детей в образовательном учреждении.

Задачи:

1. Собрать информацию по социальной защите подростков.

2. Определить необходимые условия для успешной социальной защиты в образовательном учреждении.

3. Исследовать работу социального педагога по социальной защите.

Источниками для данного исследования послужили международные и российские законодательные материалы и документы по социальной защите детей, труды отечественных педагогов, общественных деятелей по проблеме защиты детства, региональные и муниципальные программы развития образования, программы социальной защиты учащихся, Концепция модернизации российского образования.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования целей и содержания социальной защиты учащихся в системе образования на современном этапе ее реформирования, что необходимо для планирования практической деятельности органов управления образованием по социальной защите учащихся.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня в системе образования России происходят существенные изменения, вызванные глубокими социально-политическими и экономическими преобразованиями в обществе. Важной задачей системы образования является ее переориентация в современном мире в сторону гуманного демократического общества идеалов мира, общечеловеческих ценностей.

Под социальной защитой детства мы будем понимать деятельность специалиста по социальной работе, направленную на создание условий для полноценного развития всех имеющихся у ребенка возможностей (педагогическая защита); защита его интересов, прав и свобод (правовая защита); психологическая адаптация и стабилизация личности (психологическая защита); финансовая поддержка детства (экономическая защита) с целью спасения жизни ребенка.

Нормативно-правовая база школы на данный момент достаточна для того, чтобы участник образовательного процесса чувствовал себя защищенным, имел возможность в полной мере реализовать свои права на качественное образование, на возможность самореализации, на полноценное развитие личности, развитию индивидуальных способностей и т. д.

В настоящее время учебные заведения действуют не только как учебные заведения, но и как образовательные. Именно их образовательный потенциал лишает маргинальную уличную среду неформальных лидеров, спасает детей от наркотиков, способствует декриминализации подростковой среды и общества в целом.

В работе анализируются направления социально-педагогической работы в школе на уровнях организации социально-воспитательной работы со школьниками, социально-педагогической среды школы, участия в управлении школой.

Таким образом, можно резюмировать, что в существующих законодательных документах, методических рекомендациях по работе социального педагога школы специфика его деятельности четко не прописана. Это, в свою очередь, влияет на направления социально-педагогической работы в общеобразовательном учреждении, большинство из которых по смыслу близки деятельности практического психолога и социального работника. Поэтому мы определяем направления социально-воспитательной работы в школе на следующих уровнях: организация социально-воспитательной работы с учащимися; организация социально-педагогической среды школы; участие в управлении школой.

Результаты данного исследования имеют практическое значение и являются обоснованием необходимости использования выводов и рекомендаций государства при принятии управленческих решений, направленных на обеспечение социальной защиты в образовательных учреждениях.

Перспективами дальнейших исследований в этом исследовании является анализ содержания реализации направлений социально-педагогической работы в общеобразовательных учебных заведениях, их сопоставление с имеющимися методами работы в школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Социальная защита детей в системе образования

1.1. Понятие и сущность социальной защиты в сфере образования

Термин «социальная защита» появился сравнительно недавно. Во-первых, в этой сфере отношений использовалось только понятие «социальное обеспечение», хотя оно тоже не однозначно.

Тем не менее, обобщая все имеющиеся точки зрения на его интерпретацию, А.П. Аверин отмечает, что при формулировании определения понятия «социальная безопасность» ученые берут за основу следующие квалификационные признаки: — реализация социальной защиты в виде комплекса социально-экономических мер; — круг лиц, охваченных социальным обеспечением; — круг обстоятельств, при которых осуществляется социальное обеспечение; — целевая направленность средств, из которых осуществляется социальное обеспечение [1].

Исходя из этого, ученый приходит к выводу, что социальное обеспечение — это лишь часть социальной защиты, поскольку затрагивает не только социально-экономическую сторону. Известно, что уже в начале 20 века ученые получили социальный заказ на науку, которая изучала бы закономерности поведения и деятельности людей в связи с их включением в социальные группы и слои населения. Прежде всего, речь шла об укреплении здоровья, морального климата, поэтому социальная защита должна включать, помимо экономической, правовой и ряда других защит, психологическую защиту. Одним из аргументов в пользу этой точки зрения является ее законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации (ст. 72). Это подтверждается смысловым анализом.

В методических рекомендациях Ю. А. Луценко определяет защиту как то, что служит защитой от кого-то (чего-то) неприятного, враждебного, опасного, а безопасность — как обеспечение достаточных материальных средств к существованию. Подобный подход поддерживается большинством российских ученых [12].

В частности, Л.Д. Баранова определяет социальную защиту как «систему общественных отношений для обеспечения условий для нормальной жизни населения» [11], которая представляет собой деятельность государственных органов и общественных организаций в широком спектре сфер, к которым относятся различные виды социальной защиты. … Е.И. Холостова отмечает, что «под социальной защитой в широком смысле слова понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, создание условий для самореализации». -определенность и одобрение в жизни. В узком смысле слова социальная защита рассматривается как совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни»[17].

Мы также согласны с А.В. Якушевым, который считает, что социальная защита — это совокупность законодательных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан [21].

На наш взгляд, правильнее всего согласиться с мнением М.В. Фирсова, предлагающая определять социальную защиту как систему мер, «направленных на предупреждение, смягчение и устранение последствий социально опасных ситуаций путем обеспечения достойного уровня и качества жизни» [15]. Исходя из такого понимания социальной защиты, можно утверждать, что в обобщенном виде она осуществляется через профилактические, корректирующие и реабилитационные мероприятия специалиста по социальной работе.

Детство с точки зрения различных наук: философии, социологии, психологии, социальной педагогики, теории социальной работы — рассматривается как сложное многомерное явление, которое, имея биологическую основу, опосредовано многими социокультурными факторами. Во-первых, термин «детство» — это одновременно слово в повседневном языке и понятие, используемое в различных науках. Во-вторых, детство как явление общественной жизни в равной степени и одновременно принадлежит саморазвивающимся системам разного уровня: личности, общества, культуры. Помимо качественных различий, каждый из них имеет определенные структурные и исторические особенности. Каждая из названных наук, исследуя либо одну из перечисленных систем, либо их взаимодействие под определенным углом, формирует свой взгляд на детство, исходя из своих исследовательских задач [12].

Понятие «социальная защита детства», с одной стороны, прочно вошло в профессиональный лексикон специалиста по социальной работе, но, с другой стороны, его точное толкование в нормативных документах сегодня отсутствует.

В современной юридической литературе и нормативных актах отсутствуют развернутые обоснования содержания, структуры, объектов и субъектов социальной защиты детства.

В российском законодательстве существуют разные точки зрения на само понятие «социальная защита детства», часто отождествляя его с родственными категориями: «правовая защита ребенка», «защита прав ребенка», поэтому Федеральный закон от 27.07.98г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы