Курсовая теория Гуманитарные науки Социальная работа

Курсовая теория на тему Социальная работа со студентами с ОВЗ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Студенты с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы 5

1.1 Особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии 5

1.2 Проблемы студентов с ограниченными возможностями здоровья 10

2 Содержание социальной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья 21

2.1 Формы и методы социальной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья 21

2.2 Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья как технология социальной работы 31

Заключение 36

Список использованных источников 39

  

Введение:

 

Актуальность темы. В настоящее время довольно большую часть общества составляют лица с ограниченными возможностями здоровья. Ограничения жизнедеятельности могут охватывать различные сферы жизни молодого человека: как физические, так и психические. Соответственно, для комфортного существования в обществе различным группам молодых людей, имеющим ограничения жизнедеятельности, необходима различная помощь, которая может поспособствовать удовлетворению их особых потребностей.

Адаптация и интеграция лиц с ОВЗ и инвалидов к профессиональной деятельности, как одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации. Несомненно, адаптация – это длительный, сложный процесс, имеющий особый остроту, и подразумевает под собой выход из привычной комфортной зоны в новую среду, где человеку приходится приспосабливаться к совершенно новым условиям. По нашему мнению, можно выделить три фундаментальных (глобальных) базиса адаптации: помощь семьи, государства и общества. Если все три компонента в должной степени присутствуют, то молодой человек сможет максимально быстро и безболезненно адаптироваться к новой окружающей его среде.

Становится важным освоение необходимых навыков и компетенций для успешной социально-профессиональной адаптации и профессионального развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования, ведется интенсивный поиск способов и средств для обеспечения на всех уровнях образования гарантии законодательных прав лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Усилия Министерства образования и науки РФ сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе и профессионального, для всех лиц с ОВЗ с учетом их психофизического здоровья. Традиционная профессиональная подготовка не всегда эффективно решает задачу социально-профессиональной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В то же время получение лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Среди ученых, чьи теоретические идеи и практические исследования заложили основы социальной работы со студентами с ОВЗ, прежде всего, это: Барсуков А. В. [1], Бондаренко Е. Н. [2], Буслаева М. Е. [3], Василькова Ю.В. [4], Верченко Н. П. [5], Зубкова Е. М. [7], Игитян О.А. [8], Малофеев Н. Н. [9], Наконечная Т.Н. [10], Немкова С. А. [11], Никольская О.С. [13], Новицкая Л.А. [14], Обухов И.В. [15], Овчарова Р.В. [17], Огнев А.С. [18], Павлова А. М. [19, 20], Ратнер Ф. Л. [23], Степанова О.А. [26], Тавтилова Н. Н. [27] и другие.

Объект исследования: процесс социально-профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: содержание социальной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы – изучить содержание социальной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Показать особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии;

2. Изучить проблемы студентов с ограниченными возможностями здоровья;

3. Рассмотреть формы и методы социальной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья;

4. Проанализировать особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья как технологии социальной работы.

Структура: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время довольно большую часть общества составляют лица с ограниченными возможностями здоровья. Ограничения жизнедеятельности могут охватывать различные сферы жизни молодого человека: как физические, так и психические. Соответственно, для комфортного существования в обществе различным группам молодых людей, имеющим ограничения жизнедеятельности, необходима различная помощь, которая может поспособствовать удовлетворению их особых потребностей.

Люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В настоящие время процесс профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии профессиональной реабилитации. В профессиональной образовательной организации должно быть создано отдельное структурное подразделение, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В состав структурного подразделения должны входить методист, педагог-психолог (имеющего специализацию специального психолога), социальный педагог, учитель-дефектолог, преподаватели, мастера производственного обучения, тьюторы, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При отсутствии специалистов в профессиональной образовательной организации допускается их привлечение из центров социального обслуживания населения, учреждений дополнительного образования. Задачами подразделения являются профориентационная работа с обучающимися в общеобразовательных организациях, сопровождение инклюзивного (интегрированного) обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации.

Завершая анализ содержания социальной работы со студентами с ОВЗ, необходимо подчеркнуть, что представленный перечень форм и методов социальной работы со студентами с ОВЗ является далеко не полным. Он может дополняться, содержательно обогащаться и конкретизироваться специалистами в ходе анализа опыта профессионального обучения и социализации данной группы обучающихся, обладающей большим потенциалом личностного, профессионального развития и совершенствования на протяжении всей жизни.

Несомненно, адаптация – это длительный, сложный процесс, имеющий особый остроту. Адаптация подразумевает под собой выход из привычной комфортной зоны в новую среду, где человеку приходится приспосабливаться к совершенно новым условиям. По нашему мнению, можно выделить три фундаментальных базиса адаптации: помощь семьи, государства и общества. Если все три компонента в должной степени присутствуют, то молодой человек сможет максимально быстро и безболезненно адаптироваться к новой окружающей его среде.

Социальная адаптация студентов с ОВЗ и их социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам с ОВЗ в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки выделяют социальную, психологическую и педагогическую составляющие.

Социально-педагогическая поддержка рассматривается как один из элементов системы педагогической поддержки наряду с поддержкой психологической, поскольку важнейшей составляющей социально- педагогической поддержки детей, в отличие от других категорий населения, является педагогический компонент, связанный с их воспитанием и образованием, содействием в развитии и успешной социализации.

Объектом социально-педагогической поддержки являются студенты с ОВЗ, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая нарушает или грозит нарушить возможность их нормального социального функционирования. Отметим, что самостоятельно студенты справиться с этой ситуацией не могут. Формы и методы социально-педагогической поддержки студентов с ОВЗ обеспечивают эффективную реализацию поставленных на каждом этапе задач.

Все формы и методы социально-педагогической поддержки студентов с ОВЗ обеспечивают эффективную реализацию поставленных на каждом этапе задач. Значимым структурным элементом здесь является организация различных видов сопровождения обучающихся (охранно-защитное, материально-техническое, индивидуальное (тьюторское), архитектурно-средовое, социально-педагогическое, медико-реабилитационное, информационно-просветительское, физкультурно-спортивное, социально-культурное, психокоррекционное, андрагогическое, сопровождение карьеры).

Социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба студентов с ОВЗ. Это содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения. Поскольку основные потребности студентов в этом возрасте — это общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем, важным направлением в социальной работе стала социально-культурная реабилитация студентов. Студенты с ОВЗ принимают активное участие в мероприятиях, что позволяет раскрыть творческие возможности, быть равным в обществе, приносить радость другим людям, быть нужным и востребованным.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Студенты с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы

1.1 Особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии

Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве не так давно. До этого использовался термин «лицо с отклонениями в развитии».

Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, такое состояние может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [30].

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату [24].

К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков. МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4% – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть [24].

Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды.

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников: глухие, 4 варианта АООП НОО слабослышащие, 3 варианта слепые, 4 варианта слабовидящие, 3 варианта с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта (3) ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) [29].

Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию.

Рассмотрим категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии и их особенности.

I категория. Неслышащие, глухие люди без речи.

С глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение.

Такие обучающиеся воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию. Между собой обучающиеся общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему обучающиеся с глухотой обладают низкой самооценкой [1, с. 47].

II категория. Слабослышащие обучающиеся.

Это лица с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Обучающиеся, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь, продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех [7, с. 58].

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе).

Обучающиеся — незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы