Курсовая теория на тему Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Семьи, находящие в социально опасном положении как объект социальной работы 5
1.1. Понятие и виды семей, находящихся в социально опасном положении 5
1.2. Факторы семейного неблагополучия 8
2. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении 13
2.1. Цели и задачи социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 13
2.2. Субъекты социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении 18
Заключение 32
Список использованных источников 35
Введение:
Приоритетным направлением семейной политики в Российской Федерации является создание оптимальных условий для успешного развития и функционирования семьи, воспитания ребенка в семье, повышение уровня и качества жизни семей, оказание социальной помощи с целью предупреждения социального неблагополучия семей.
Семейное неблагополучие в наше время есть обычное явление. Как указывает Э. В. Зауторова в условиях нестабильной социально-экономической обстановки, инфляции, безработицы, снижения жизненного уровня населения, смены ценностных ориентиров в современной России количество неблагополучных семей остается значительным. [2, с. 50]. М. В. Вдовина подтверждает, что в современной России более 65 тыс. семей находятся в социально опасном положении, что составляет около 200 тыс. человек, из них 60 % – дети [1, с. 1]. Таким образом, семьи в социально опасном положении являются уязвимой социальной ячейкой общества, и нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства.
Семья – это крупнейший и важный в жизни каждого человека институт общества, сопровождающий его на протяжении всей жизни. В силу вышеуказанных причин семья может быть, как благополучной, так и неблагополучной. Таким образом, государство должно поддерживать семьи. На сегодняшний день в Российской Федерации на государственном, региональном и местном уровнях приняты меры поддержки семей, имеющих детей, такие как пособия, льготы, материнский капитал. Негативное социальное явление, как семьи, находящиеся в социально опасном положении, продолжает существовать и в настоящее время, что является серьезной общественной проблемой, так как данное социальная проблема не может не отражаться негативно на состоянии общества: рост числа лиц, употребляющих психоактивное вещества, агрессивности и жестокости, рост насилия в семье.
Объект курсовой работы – семьи в социально опасном положении.
Предмет работы – социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Целью работы — описать методы и технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Задачами курсовой работы является:
-изучить понятия «семья в социально опасном положении» и их виды;
-проанализировать причины семейного неблагополучия;
-раскрыть содержания социальной работы с семьями в социально опасном положении;
-описать субъекты и этапы социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
При написании курсовой работы были использованы методы:
– анализ научной литературы;
– анализ нормативных источников;
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Семья, находящаяся в социально опасном положении, — это семья, обстоятельства или условия которой негативно влияют на жизнь семей, детей, лиц из-за воздействия различных объективных или субъективных факторов, нарушающих нормальное функционирование граждан и определяющих предоставление социальных услуг. Негативные явления повседневной жизни, такие как социальная и политическая нестабильность, отсутствие правовых гарантий, неопределенность будущего и даже сама ситуация социальных изменений дают толчок социальной дезадаптации людей во многих ее проявлениях.
Существует множество факторов, переводящих семью в статус социально опасного положения: это социально-экономические факторы (низкий уровень материального достатка), утрата семейных и моральных устоев семьи, низкий уровень интеллектуальных ресурсов, зависимость (наркомания, алкоголизм). Также имеет большое значение, полная семья или нет, потому что в неполной семье еще больше проблем: нехватка времени для детей, низкий уровень материального достатка, алкоголизм родителя, попустительство в воспитании ребенка.
2. Установлен порядок выявления семей (лиц), которые находятся в социально-опасном положении и не могут самостоятельно преодолеть или минимизировать негативное влияние, предоставление им социальных услуг и осуществления социального сопровождения таких семей (лиц). Определено, что социальная работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении – это система обоснованных мер и принятия конкретных управленческих решений органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью реализации государственной социальной политики, направленной на организацию и осуществление социального сопровождения семей (лиц), которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно преодолеть или минимизировать негативное влияние этих обстоятельств.
3. Рассмотрены организационный, правовой, финансовый, социальный, информационный и мотивационный механизмы государственного регулирования осуществления социальной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении и раскрыта их основная роль.
4. Проведен анализ законодательных и нормативно-правовых актов, которые определяют особенности осуществления социальной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, регулирующие организацию предоставления социальных услуг уязвимым слоям населения, свидетельствует, что существующая нормативно-правовая база в основном носит декларативный характер, что не обеспечивает партнерские взаимоотношения между органами государственной власти и институтами гражданского общества (общественными объединениями, благотворительными организациями, волонтерамами) и усложняет предоставления социальной услуги социального сопровождения семей (лиц), которые находятся в социально-опасном положении.
5. Было выявлено, что социально-опасаное положение семьи – это обстоятельства или условия, негативно влияющие на жизни семей, детей, лиц за воздействия различных объективных или субъективных факторов, нарушающих нормальную жизнедеятельность граждан и обусловливают предоставление социальных услуг. Негативные явления повседневной жизни, такие как социальная и политическая нестабильность, отсутствие правовых гарантий, неопределенность будущего и даже сама ситуация социальных изменений дают толчок социальной дезадаптации людей во многих ее проявлениях.
6. Факторов, которые переводят семью в статус «социально-опасное положение» много: это и социально-экономические факторы (низкий уровень материального достатка), утрата семейных и нравственных устоев семьи, низкий уровень интеллектуальных ресурсов, аддикции (наромания, алкоголизм). Так же большой вес имеет то, является семья полной или нет, т.к. неполная семья имеет еще больше количество проблем: нехватка времени на детей, низкий уровень материального достатка, алкоголизм родителя, попустительство в воспитании ребенка.
7. Основные действия и мероприятия, которые составляют содержание социальной услуги социального сопровождения семей (лиц), которые находятся в социально-опасном положении и предусматривают:
— посещения получателя социальной услуги по месту его жительства (пребывания);
— оценку потребностей семьи (лица), которая находится в социально-опасном положении;
— составление индивидуального плана социального сопровождения;
— информирования по вопросам, связанным с предоставлением прочих услуг и социальной помощи;
— беседы с получателем социальной услуги, членами его семьи, лицами из ближайшего окружения (очно, по телефону);
— психологическую поддержку в соответствии с профессиональной компетенцией (организация психотерапевтических групп, психологическая коррекция); организацию и проведение семейных групповых конференций, сетевых встреч;
— привлечение получателя услуги к участию в тренингах, дискуссиях, заседаниях за круглым столом, семинарах, лекциях и других мероприятиях;
— помощь получателю социальной услуги в оформлении документов;
— перенаправление получателя социальной услуги к другим поставщикам социальных услуг, в том числе для получения специализированных услуг;
— организацию и обеспечение деятельности групп взаимопомощи; ведение документации и др.
Фрагмент текста работы:
1 Семьи, находящие в социально опасном положении как объект социальной работы
1.1 Понятие и виды семей, находящихся в социально опасном положении
Семья во все времена была основоной ячейкой общества, средоточием формирования личности подрастающего поколения. Современная семья, как и все общество, претерпела значительные изменения. Сегодня в российском обществе весьма актуальной является проблема семей, находящихся в социально-опасном положении, поскольку на современном этапе развития государства особое значение приобретает проблема развития и укрепления семьи, как основной ячейки воспитания подрастающего поколения.
Семья, которая находится в социально-опасном положении – это граждане России, которые не способны самостоятельно решать социальные, психологические, экономические, коммуникативные, семейные и другие проблемы и нуждаются в посторонней помощи специалистов в предоставлении социальных услуг, чтобы преодолеть или минимизировать негативное влияние таких обстоятельств[1].
В семейном кодексе РФ есть следующее определение: «семья — это юридически закрепленный союз нескольких совместно проживающих лиц, объединенных браком либо близким родством (или приравненным к нему законом правовым состоянием)»
На основании ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации в состав семьи включены: «супруги; родители и дети (включая усыновленных). Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам. Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия».
Согласно нормативно-правовой базе РФ, семья, находящаяся в социально-опаснойм положении — «семья, попавшая в ситуацию или обстоятельства, которые ухудшают условия ее жизнедеятельности и последствия которых она не может преодолеть самостоятельно». Данное определение отражено в Федеральном законе от 28.11.2015 г. №358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
«Семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. И если семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, еще имеет возможность самостоятельно в короткие сроки мобилизовать собственные силы и выйти из нее, избежав последствий, то семье, находящейся в социально опасном положении, этого трудно добиться без помощи специалистов. Необходимо отметить то, что дети из таких семей, оказываются «заложниками» сложившихся обстоятельств, которые могут прямо или косвенно угрожать их жизни и здоровью. В этой ситуации силы специалистов по социальной работе и психологов направлены на реабилитацию семьи, выведение из социально опасного положения, профилактику безнадзорности несовершеннолетних, сохранение их психического и физического здоров’я». Дано определено дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4].
Заслуживает внимание следующая классификация функций семьи:
— экономическая функция, эта функция отвечает за семейный бюджет, потребительскую деятельность,
— хозяйственная — ведение домашенго хозяйства и быта,
— репродуктивная — продолжение семейного рода,
— социализирующая, отвечающая за воспитание детей,
— рекреативная, проведение семейного досуга,
— терапевтическая — оказание поддержки всем членам семьи [8].
Также семья выступает ведущим фактором социализации личности. Ее основные социализирующие функции: обеспечение физического и эмоционального развития индивида, формирования половой идентификации ребенка, его умственного развития, развития способностей и потенциальных возможностей; формирование ценностных ориентаций личности; овладение основными социальными нормами [8, с. 59].
Обобщая научные понятия о социально-опасном положении семей, то можно сказать, что «семья, находящаяся в социально-опасном положении — это «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».
Т.А. Гурко, выделяет следующие виды семей, находящихся в социально-опасном положении:
«1. С точки зрения медицины -, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
2. С социально-административной точки зрения: семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.
3. С социально-психологической точки зрения — семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семи» [13]
Критериями включающими семью, как находящуюся в социально-опасном положении становятся:
1. В семье не удовлетворены потребности ребенка.
2. Родителями не производят надзора за ребенком, его поведением, образом жизни.
3. Родители в своем поведении аморальные: алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с ребенком.
Социально-опасное положение семьи – это обстоятельства или условия, негативно влияющие на жизни семей, детей, лиц за воздействия различных объективных или субъективных факторов, нарушающих нормальную жизнедеятельность граждан и обусловливают предоставление социальных услуг. Отрицательные моменты обыденной жизни, такие как социальная и политическая нестабильность, отсутствие правовых гарантий, неопределенность будущего и даже сама ситуация социальных изменений могут положить начало социальной дезадаптации граждан во многих ее проявлениях.