Курсовая теория на тему Социальная работа с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних, как особая социальная группа 6
1.1 Особенности личности несовершеннолетнего, отбывающего наказание в воспитательной колонии, его социально-правовой статус 6
1.2 Проблемы несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии 12
2 Правовые и технологические аспекты социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях 19
2.1 Правовые аспекты социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии 19
2.2 Технологические аспекты социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Введение:
Социальная работа с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних, является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в трудной жизненной ситуации. Это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты несовершеннолетних в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения.
Основной целью развития уголовно-исполнительной системы является сокращение рецидива преступлений, совершенных несовершеннолетними, за счет повышения эффективности социальной работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Пенитенциарная система в России также направлена на решение социальных и других проблем у несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Социальная работа в системе пенитенциарных учреждений не развита в той мере, в которой функционирует психологическая служба в уголовно-исполнительной системе.
Наравне с этой службой, осужденным требуется помощь специалистов по социальной работе. Но современная ситуация в исправительных учреждениях усугубляется отсутствием необходимого числа обученных социальных работников-практиков способных работать с несовершеннолетними. В не меньшем дефиците и социальные работники-теоретики, призванные разрабатывать научную методологию социальной работы в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Пенитенциарной социальная работа является достаточно новым видом направления практической деятельности социальной работы в исправительных учреждениях. В работах А.В. Бабушкина, М.А. Галагузовой, М.В. Фирсова, С.А. Ветошкина, Л.В. Мардахаева и других авторов положено начало рассмотрению теоретических и практических проблем пенитенциарной социальной работы с несовершеннолетними. В большей степени вопросы по данной теме разработаны лишь в литературе по смежным дисциплинам. Между тем социальная значимость пенитенциарной социальной работы возрастает и требует глубокого систематизированного изучения и определенных новшеств и доработок в деятельности пенитенциарного социального работника.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Предметом исследования в курсовой работе выступае законодательство, регулирующее социальную работу с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить особенности личности несовершеннолетнего, отбывающего наказание в воспитательной колонии, его социально-правовой статус;
— выявить проблемы несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии;
— раскрыть правовые аспекты социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии;
— рассмотреть технологические аспекты социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии.
В курсовой работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительный) методов познания.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, а также материалы судебной практики.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по проблемам развития социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Нормативную основу курсовой работы составили Конституция РФ [1], УИК РФ [2], федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, практические выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
Структурно курсовая работа включает введение, обосновывающее объект и предмет исследования, цели и задачи работы, две главы, и заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних, как особая социальная группа.
Вторая глава посвящена правовым и технологическим аспектам социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Изучение количественных и качественных показателей преступности подростков позволяет выделить ее в самостоятельный вид. Это обстоятельство обусловлено, прежде всего, личностью преступника. Комплексное всестороннее изучение личности осужденного подростка, находящегося в условиях изоляции или на свободе, позволит выбрать правильный вектор предупреждения преступлений, ими совершенных, и выстроить алгоритм действий всех субъектов профилактики.
Главной особенностью преступности несовершеннолетних является трансформация, которая зависит от изменений в обществе, в кругу несовершеннолетнего. Вследствие данной трансформации, которая имеет негативный окрас, появляются причины совершения несовершеннолетним преступления. Поэтому, необходимо вовремя выявлять негативные трансформации и разрабатывать эффективную систему предупреждения преступности несовершеннолетних.
2. Воспитательные колонии выполняют достаточно важную задачу для установления правопослушного поведения в обществе, стараясь исправлять деформацию сознания на начальных этапах девиантного поведения подростков. Были отмечены некоторые проблемы отбывания наказания несовершеннолетних в воспитательных колониях, а также предложены пути их решения. Такими проблемами являются:
— Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу, что не позволяет администрации исправительного учреждения провести все необходимые психологические исследования и полноценно изучить личность осужденного, прежде чем перевести воспитанника в облегченные условия отбывания наказания.
— Положительно характеризующиеся несовершеннолетние осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 19 лет, данный факт приводит к тому, что администрации воспитательной колонии приходится по достижению возраста совершеннолетия налагать на воспитанника меры взыскания, для того, чтобы по собственному желанию подростка перевестись в исправительную колонию ближе к дому и семье.
— Необоснованно одной из мер взыскания применяемой в отношении несовершеннолетних является дисциплинарный штраф, который на практике применяется крайне редко, в связи с тем что, несовершеннолетние для этого должны работать на производстве и иметь на лицевых счетах денежные средства.
— Не достаточно сформированные критерии для подбора кандидатов на должности воспитателей отрядов, что исключает полноценное взаимодействие воспитателей с воспитанниками и затрудняет процесс исправления несовершеннолетнего осужденного.
— Отсутствие в воспитательных колониях достаточного количества отраслей общественно-полезных работ и здорового труда для привлечения несовершеннолетних осужденных, которое способствовало бы изменению сознания воспитанников.
3. К настоящему моменту в российском законодательстве подготовлены предпосылки для появления системной общегосударственной технологии социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии и детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.
4. Условия, в которых происходит реализация социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии, имеют свои особенности, которые должны учитываться при планировании, организации и реализации социальной работы: жёсткая правовая регламентация условий жизни, ограничение возможностей несовершеннолетних осужденных взаимодействия с социумом, наличие криминальной субкультуры в среде осужденных в воспитательной колонии, высокая степень нравственной и социальной запущенности осуждённых.
В настоящее время социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательной колонии, расширены, позволяют дифференцированно и индивидуально подходить к процессу их ресоциализации.
Таким образом, преступность несовершеннолетних очень значимая проблема в современном мире, которая требует надзора, как со стороны государства, так и общества. Данное положение молодого поколения отражает социальную ситуацию в стране. Дети и подростки ввиду несформировавшейся психики и небольшого жизненного опыта попадают в определенную группу риска, испытывающую влияние негативных явлений и процессов, происходящих в обществе. В решении данной проблемы необходимы меры общей и индивидуальной профилактики, создающие определенные препятствия для негативного влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников. Следует на постоянной основе усовершенствовать формы и методы социальной работы с подрастающим поколением для устранения преступности.
Фрагмент текста работы:
1 Несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних, как особая социальная группа
1.1 Особенности личности несовершеннолетнего, отбывающего наказание в воспитательной колонии, его социально-правовой статус
Наука уголовно-исполнительного права рассматривает понятие личности несовершеннолетнего осужденного с учетом своих целей и задач правового регулирования. Выступая социально-правовой категорией, личность несовершеннолетнего осужденного раскрывается через его поведение при отбывании назначенных уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Вместе с тем изучение личности осужденного не признается основной целью, оно важно, так как позволяет, во-первых, максимально предметно избрать и применить меры исправительного воздействия к несовершеннолетнему осужденному, во-вторых, индивидуализировать исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Представляется, что вопрос о криминологической характеристике личности несовершеннолетних осужденных является важным и значимым, выяснению которого содействуют уголовно-правовая теория, теория уголовно-исполнительного права и теоретические положения криминологии.
В юридической литературе отмечается, что целесообразно разграничивать личность преступника» и «личность осужденного», так как помимо характерных и типичных свойств, лицо приобретает особенности, обусловленные его новым правовым статусом [19].
Кроме того, достижение целей, предусмотренных УИК РФ, непосредственно связано с личностью осужденного, в том числе и несовершеннолетнего. Следовательно, для того чтобы определить эффективные средства воздействия на последних и сократить уровень повторной преступности рассматриваемой категории лиц, рационально не ограничиваться исследованием только личности преступников.
С момента вступления приговора суда в законную силу и до момента освобождения от отбывания наказания мы говорим уже о личности несовершеннолетних осужденных. В этом случае необходимо учитывать вид назначенного наказания, поведение осужденного во время его отбывания. В связи с этим мы полагаем, что несовершеннолетний осужденный, будучи объектом специфичного воспитательного и профилактического воздействия, обусловленного его возрастными особенностями, а также видом назначенного наказания или иной меры уголовно-правового характера, нуждается в комплексном изучении его личности. Так, характерной особенностью наказаний или иных мер, которые не связаны с изоляцией осужденных от общества, является отсутствие лишения физической свободы и минимальное «устрашающее» действие в отличие от лишения свободы, в связи с чем они применяются, как правило, к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.
Анализ судебных статистических данных в период с 2009 г. по 2021 г. свидетельствует о том, что применение реального лишения свободы к несовершеннолетним сократилось в 7,4 раза. Применение условного осуждения к лишению свободы в период с 2009 по 2021 г. сократилось в 6,2 раза; обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы (с 2010 г.) — сократилось в 3,4 раза, назначение наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, также снизилось, но, несмотря на это они превалируют над наказанием в виде лишения свободы [17].
Сначала остановимся на кратком рассмотрении социально-демографической, социально-ролевой характеристики всех категорий осужденных, не достигших совершеннолетнего возраста, а далее более подробно в рамках нашей статьи рассмотрим уголовно-правовую и уголовно-исполнительную характеристики.
За пятилетний период количество несовершеннолетних осужденных снизилось в 1,5 раза (2016 г. — 22 816 чел., 2017 г. — 23 939, 2018 г. — 20 631, 2019 г. — 18 826, 2020 г. — 16 858, 2021 г. — 14 703 чел.). Вместе с тем остается неоднозначной динамика совершения лицами несовершеннолетнего возраста преступлений разной категории тяжести (таблица 1).