Курсовая теория на тему Социальная работа как инструментарий социальной политики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Социальная работа как инструмент социальной политики 4
1.1. Понятие и функции социального обеспечения как инструмента социальной политики государства 4
1.2. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения 10
Глава 2. Основы социальной политики и ее роль в социальной работе 15
2.1. Формы социального обеспечения 15
2.2. Роль социальной работы в реализации социальной политики 21
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране является крайне противоречивой и многоаспектной. Так, наблюдается нестабильность экономики, острый дефицит федерального бюджета, большое количество людей с доходом, уровень которого ниже прожиточного минимума, усиление дифференциации населения по доходам, повышение напряженности на рынке труда, рост задолженности по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Помимо того, можно увидеть тенденцию неблагополучия и проявления социальных девиаций.
Такое положение предполагает наличие необходимости принятия адекватных мер, в первую очередь в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что достигается посредством реформирования общественной жизни и проведением эффективной социальной политики государства.
Помимо этого, жизненно важные параметры российского общества не соответствуют норме, угрожая тем самым существованию самого социума. Тем самым, для гармонизации интересов личности и общества, которые будут гарантировать защиту интересов человека, необходимо четко определять направления социальной политики государства, которая позволит обеспечивать эффективную социальную работу с различными группами населения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей социальной работы как инструментария ведения социальной политики государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности осуществления технологии социальной работы.
2. Охарактеризовать понятие и функции социального обеспечения как инструмента социальной политики.
3. Исследовать особенности формирования российской федеральной системы социального обеспечения.
4. Выявить формы социальной обеспечения в рамках осуществления социальной политики.
5. Определить роль социальной работы в реализации социальной политики.
Объект – социальная политика государства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.
Предмет – понятие, функции, развитие системы социального обеспечения в Российской Федерации.
Методологией исследования явились федеральные законы, кодексы, законодательные акты, нормативно-правовые документы. Источниками для написания курсовой работы послужили теоретические труды современных ученых в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
Теоретическая основа. При написании курсовой работы нами были исследованы и применены работы современных ученых таких как: В.А. Ершов; М.Ю.; К.Н. Гусов; И.А. Толмачев; М.О. Буянова; В.Н. Толкунова; Р.И. Иванова и многие другие авторы.
Структура курсовой работы состоит из введения, включает в себя две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных источников.
Текст работы:
Возникновение потребности в социальном обеспечении определяется существованием человеческого общества. Любое общество всегда характеризуется наличием людей, которые посредством естественных и не зависящих от них причин, не имеют возможность собственными усилиями получать средства для обеспечения своего существования.
В первую очередь, такими членами общества являются старики и дети. Помимо этого, к нетрудоспособной категории людей относятся те, кто потеряли способность трудиться, временно или постоянно, по причине расстройства здоровья.
В процессе развития общества, с усложнением социальных связей, причинами нуждаемости человека в социальной помощи, становятся так же те, которые обуславливаются характером существующих в обществе экономических отношений, становящихся причинами безработицы, инфляции и бедности.
Таким образом, суть социальной политики в сфере социального обеспечения заключается в помощи малоимущим семьям, граждан, которые получили нетрудоспособность на производстве, по случаю потери кормильца, а также тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
При этом социальное обеспечение зависит от развития экономики, политики и социального благополучия индивидов и неработающих слоев населения. Часть 1 статьи 39 Конституции РФ предусматривает гарантирование социального обеспечения по возрасту, воспитанию детей, болезни, в случаях получения инвалидности, старости и др., установленное в законодательном порядке.
Так, социальное обеспечение сегодня представляет собой систему государственных мер, которые направляются на поощрение последствий изменений материального и социального положения граждан. При этом функциями социального государства являются политическая экономическая, демографическая, социально-реабилитационная и профилактическая.
Формирование российской федеральной системы социального обеспечения заключается в следующих положениях:
1. Реализация социально-экономических мер, которые гарантируют социальную помощь нуждающимся в ней гражданам.
2. Осуществление совокупного правового образования, которое организует группы норм, относящихся по видам юстированных общественных отношений к разным отраслям права.
Таким образом, формирование российской федеральной системы социального обеспечения представляет собой разностороннюю систему, которая осуществляется различными законами страны, направленными на социальное обеспечение человека.
Главной целью социального обеспечения является предоставление физическим лицам материального блага, медицинской помощи или социального обслуживания в случае свершения каких-либо объективных социально значимых обстоятельств.
Среди таких обстоятельств в первую очередь выступает утрата заработка или трудового дохода, отсутствие средств объемом прожиточного минимума, полная либо частичная потеря трудоспособности, потеря кормильца, наступление старости и т.д.
Социальное обеспечение в Российской Федерации опирается на государственный бюджет или другие социальные фонды, предполагая материальную помощь указанным категориям граждан. На сегодня существует определенный список событий и причин выплаты пособий, компенсаций и т.п., который создан с целью выравнивания социального положения граждан страны.
Заключение:
Введение
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране является крайне противоречивой и многоаспектной. Так, наблюдается нестабильность экономики, острый дефицит федерального бюджета, большое количество людей с доходом, уровень которого ниже прожиточного минимума, усиление дифференциации населения по доходам, повышение напряженности на рынке труда, рост задолженности по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Помимо того, можно увидеть тенденцию неблагополучия и проявления социальных девиаций.
Такое положение предполагает наличие необходимости принятия адекватных мер, в первую очередь в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что достигается посредством реформирования общественной жизни и проведением эффективной социальной политики государства.
Помимо этого, жизненно важные параметры российского общества не соответствуют норме, угрожая тем самым существованию самого социума. Тем самым, для гармонизации интересов личности и общества, которые будут гарантировать защиту интересов человека, необходимо четко определять направления социальной политики государства, которая позволит обеспечивать эффективную социальную работу с различными группами населения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей социальной работы как инструментария ведения социальной политики государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности осуществления технологии социальной работы.
2. Охарактеризовать понятие и функции социального обеспечения как инструмента социальной политики.
3. Исследовать особенности формирования российской федеральной системы социального обеспечения.
4. Выявить формы социальной обеспечения в рамках осуществления социальной политики.
5. Определить роль социальной работы в реализации социальной политики.
Объект – социальная политика государства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.
Предмет – понятие, функции, развитие системы социального обеспечения в Российской Федерации.
Методологией исследования явились федеральные законы, кодексы, законодательные акты, нормативно-правовые документы. Источниками для написания курсовой работы послужили теоретические труды современных ученых в рассматриваемой области, результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
Теоретическая основа. При написании курсовой работы нами были исследованы и применены работы современных ученых таких как: В.А. Ершов; М.Ю.; К.Н. Гусов; И.А. Толмачев; М.О. Буянова; В.Н. Толкунова; Р.И. Иванова и многие другие авторы.
Структура курсовой работы состоит из введения, включает в себя две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных источников.
Список литературы:
Глава 1. Социальная работа как инструмент социальной политики
1.1. Понятие и функции социального обеспечения как инструмента социальной политики государства
Социальное обеспечение напрямую зависит от развития экономики и тесно связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Социальная политика, направленная на исполнение конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным основывающим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой совокупный государственный, правовой и общественный институт, шествующий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся членов общества.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации , где говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в воспитании детей, болезни, в случае инвалидности, потери кормильца, старости и в иных случаях, установленных законом.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяется Россию как общественное государство, в котором политика направляется на создание условий, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности его населения, учитывая свободное развитие человека .
Так, государство Российской Федерации обеспечивает охрану человека, его трудоспособность и здоровье, а также устанавливает гарантированный наименьший размер оплаты труда, осуществляет государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, способствует повышению уровня социальных служб, определяет государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Следует заметить, что важность социального обеспечения возникает одновременно с образование общества. В каждом социуме, несмотря на его экономическое и политическое расположение, существуют люди, которые не способны своей деятельности зарабатывать средства существования, по естественным и независящим от них причинам.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 19993 года, не раскрывает полностью термина социальной защиты населения. Это связано с тем, что невозможно раскрыть его общий смысл и содержание, так как употребления термина социальной защиты различно, а зачастую и противоречиво при обозначении определенного круга общественных отношений, относящихся к понятию социальной защиты населения.
В общем смысле понятие защиты можно трактовать как защиту кого-то, чего-то, ограждение от чего-либо. В соотношении с термином социальности, защиту следует понимать как совокупность разных экономических, политических и правовых мер государства и общества в целом .
Данные меры воздействия направлены на оказание важных средств существования всем нуждающимся гражданам государства, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации.
В научной литературе понятие социальной защиты представляется как политика государства, которая устремляется на обеспечение социальных, политических, экономических и иных прав и гарантий человека, независимо от его этнической принадлежности .
Социальная защита населения представляет собой систему коллективных отношений, которые обеспечивают условия для благополучной жизнедеятельности населения, основываясь на базу определенных нормативно-правовых актов.
Так мы можем увидеть, что главная цель социальной защиты населения заключается в оказании помощи, решении разных проблем, представших перед человеком.
Социальное обеспечение имеет одно их важных мест в жизни общества и государства в целом. Она напрямую зависит от совершенствования экономики, политических вопросов и социального благополучия людей, а также неработающего слоя населения.
На сегодняшний день социальное обеспечение представляет собой систему создаваемых государством мер, в частности, правовые, экономические и организационные, которые направлены на поощрение последствий изменения материального или социального положения граждан, по причине наступления поставленных государственных обстоятельств. Жизненные обстоятельства, принимаемые за социальные риски и социальные страховые риски раскрыты в пункте 1 статьи 7 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании РФ» .
Таким образом, на сегодня в систему социального обеспечения России входят все виды компенсационных пенсий, пособий, выплат, а также социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, разные льготы для отдельных категорий граждан.
Следует заметить, что право социального обеспечения, выполняет несколько функций, среди которых следующие:
1. Политическая
2. Экономическая
3. Демографическая
4. Социально-реабилитационная
5. Профилактическая .
Рассмотрим подробнее указанные функции социального обеспечения государства.
Так, политическая функция оказывает влияние на ослабление социальной напряженности в обществе, которые возникают посредством чрезмерных различий уровня жизни всех слоев населения. Данная функция дает возможность государству особыми для социального обеспечения средствами реализовать основные направления определенной социальной политики. Ее цель заключается в целенаправленном влиянии на условия жизни людей для реализации конституционных положений, осуществляясь посредством мер социальной защиты через социальное обеспечение.
От степени эффективности исполнения этой функции напрямую зависит социальная стабильность в обществе. Отметим, что социальная напряженность, которая сложилась в российском обществе на данном этапе, указывает на то, что состояние российской системы социального обеспечения на сегодняшний день не может в полной мере отвечать потребностям большинства населения государства.
Экономическая функция имеет несколько обязательств в социальном обеспечения и заключаются в следующем:
1. Оказание наименьшей денежной, натуральной и другой помощи безработным и малоимущим семьям.
2. Возмещение частичных дополнительных расходов, которые возникают в определенных жизненных обстоятельствах (например, рождение ребенка).
3. Возмещение в процентном соотношении заработной платы или трудового дохода, который был утрачен по причине безработицы, нетрудоспособности, либо в связи с потерей кормильца.
4. Предоставление бесплатных медикаментов, медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов .
Что касается демографической функции социального обеспечения, то она заключается в стимулировании воспроизведения населения с целью улучшения развития страны. Реализация данной функции протекает при помощи воздействия системы социального обеспечения на разные демографические процессы, в частности, на продолжительность жизни населения, его воспроизводство, стимулирование рождаемости и т.п.
На сегодняшний день наблюдается тенденция крайне низкого уровня пенсионного обеспечения, который приводи к высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. А отсутствие эффективной государственной системы социальной помощи семьям с детьми, и игнорирование позитивного прошлого опыта приводит к существенному снижению рождаемости в стране .
Социально-реабилитационная функция заключается в восстановлении социального статуса инвалидов и других социальных групп населения, которые нуждаются в помощь, последствия которого позволять им чувствовать себя неотъемлемой частью социума.
Так данная функция позволяет поддерживать социальных статус граждан при наступлении разных социальных рисков, в том числе, болезней, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, посредством предоставления разных видов материального обеспечения и социальных услуг, позволяющих поддерживать достойный уровень жизни и предупреждая обнищание.
Следует заметить, что при помощи данной функции происходит осуществление так же реабилитационного направления социального обеспечения с целью восстановления, полного или частичного, полноценной жизнедеятельности индивида, которая позволит ему обучаться и трудиться наряду с другими членами общества, общаться с другими людьми и самостоятельно обслуживать себя .
Говоря о профилактической функции, следует отметить, что она присуща моменту предотвращения возникновения социально-опасных ситуаций, например, несчастных случаев на производствах.
Профилактика является системой мер, направленных на предупреждение болезней, сохранение здоровья и продление жизни человека. Например, в советский период, особое внимание уделялось индивидуальной и общественной профилактике. Индивидуальная профилактика заключалась в соблюдении рационального режима и гигиенического поведения в быту или на производстве, а общественная представляла собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий в рабочих коллективах с целью охраны здоровья граждан.
На сегодняшний день профилактика проявляется только в рамках трудовых отношений, посредством системы охраны труда .
Одновременно с этими функциями социального обеспечения, сегодня так же принято выделять защитную функцию. Данная функция заключается в предоставлении социального обеспечения своим гражданам, а общество ставит задачу защищать их в трудной жизненной ситуации, оказывать помощь в решение различных проблем, среди которых могут быть материальные, физические, психологические и возрастные.
В последнее время выделяется также духовно-идеологическая функция социального обеспечения с идеологической, моральной и социально-психологической подфункциями . На наш взгляд, к данным функциям необходимо отнести и морально-этическую. Это объясняется тем, что в основе существования социального государства лежат моральные и нравственные начала. По своей сути они состоят в содержании принципов, пронизывающих все отношения в сфере социального обеспечения, которое, в свою очередь, осуществляет на практике нравственные начала социального государства, воплощая его принципы.
Таким образом, на примере функций социального обеспечения можно увидеть, что чем больше государства учитывает их наличие и признает их влияние на общество, тем эффективнее будут проводиться в стране социальные реформы и система социального обеспечения.