История социологии Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Социальная и культурная динамика в интегральной социологии П. Сорокина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Роль метода интегрального синтеза в развитии социологической науки 6

1.1 Общество как социокультурная система в контексте трудов П. Сорокина 6

1.2 Работы П. Сорокина от исследований социальной солидарности к синтезу теории и практики 13

Вывод по главе 1 20

Глава 2. Основные принципы социальной и культурной динамики 21

2.1 Структура социокультурного пространства 21

2.2 Сущность культуры как составляющей в трудах П. Сорокина 26

Вывод по главе 2 31

Заключение 32

Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

В современных исследованиях культуры и философии процесс культурной динамики является достаточно актуальной темой и рассматривается с различных теоретических позиций. Различие между понятиями «культурная динамика» и «культурные изменения» можно считать устоявшимся: второе обычно трактуется как более широкое понятие, охватывающее любые изменения в культуре, включая те, которым не хватает целостности и направленности движения.

Актуальность работы. В отличие от традиционного взгляда, интегральная парадигма рассматривает социальную и культурную динамику не как направленный рост или развитие, а как некое хаотическое явление, не имеющее четкого вектора. Существуют различные взгляды на понимание движущих сил этих динамических процессов.

Данные вопросы затрагивает П. А. Сорокин в своих работах «Социальная культурная динамика» (1934), «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), в которых раскрывает суть своей теории о волнообразном развитии истории с последовательной сменой идеалистической, смешанной и чувственной культурных ментальностей.

Современный этап развития общества он объясняет как господство и последующее разрушение культуры чувственного типа, и постепенное возникновение новой культуры, основанной на идеалах добра, справедливости и ряда схожих абсолютных понятий.

Данный тезис позволяет выделить несколько тенденций в развитии современной культуры, которые особенно интересно подробно рассмотреть с точки зрения П. Сорокина как исследователя. Данные центры перемещались на протяжении всей истории человечества. Последним из известных нам центров был западноевропейский. Теперь, когда его власть исчерпана, творческая инициатива переходит на американский континент (в целом) и на Восток, особенно в Россию. Сорокин видит возникновение новой культуры, или, в его терминологии, нового интегрального социокультурного порядка.

Степень изученности проблемы. Анализируя взгляды наиболее выдающихся философов современной науки, изучавших аспекты культурной динамики, интересно отметить, что актуальность этой темы традиционно очень высока.

Практически одновременно с работами П.А. Сорокина стали появляться труды американских экономистов-институционалистов, таких как Т. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл и др., но в отличие от них, П. А. Сорокин делал акцент на культуре и ее ценностях.

Первой крупной работой, посвященной подлинно научному анализу теоретических концепций П. Сорокина, стала работа И. А. Голосенко . Хотя в сложившихся условиях автор не мог назвать свою работу иначе как «критика» идей П. Сорокина, тем не менее, в науке впервые прозвучало достаточно объективное сообщение о П. Сорокине как о талантливом социологе и разработанных им концепциях.

После знаковой работы И.А. Голосенко в 1970-х и 1980-х годах различные аспекты многогранного творчества ученого рассматривались в нашей стране и многими другими авторами. Так, среди них диссертационное исследование К.Х. Момджяна и работа Н.В. Гончаренко о философско-исторических концепциях П. Сорокина. Многие эксперты считают, что основная ценность диссертационного исследования К.Х. Момджяна заключается в использовании автором первоисточников и в наблюдении за правильностью перевода, что важно для верной интерпретации идей П. Сорокина. Исследования И.А. Голосенко, С.В. Карпушиной и других ученых внесли важные уточнения в устоявшиеся оценки теории социокультурной динамики П. Сорокина и многих других его концепций.

Объектом исследования является философско-социологическое учение П. Сорокина об обществе. Предмет исследования — социально-философские воззрения П. Сорокина относительно социальной и культурной динамики.

Целью исследования является анализ основных теоретических положений социально-философской концепции П. Сорокина о социальной и культурной динамике. Соответственно цели, были поставлены следующие задачи работы:

1. Проанализировать пути развития идей в работах П. Сорокина от исследований социальной солидарности к синтезу теории и практики;

2. Выделить основные характеристики понятия «общество» как социокультурной системы в контексте трудов П. Сорокина;

3. Описать основные компоненты структуры социокультурного пространства;

4. Выделить сущность культуры в трудах П. Сорокина.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теория циклического развития (исторических циклов), разработанная рядом отечественных и зарубежных авторов, сыграла важную роль в концептуальном осмыслении роли культуры в общественной жизни. Выдающийся российский социолог Питирим Сорокин внес значительный вклад в циклическую теорию социокультурных систем, когда в своей книге «Социальная и культурная динамика» пришел к выводу, что в многообразии социальных процессов можно найти определенную целостность и единство. Он назвал эту интеграцию разнородных социальных процессов культурной системой, или социокультурной системой.

Сорокин убежден, что ни одна система не содержит всей истины, так же как ни одна система не является полностью ошибочной. Логика развития заставляет истину конкурировать за монопольный статус, вытесняя другие истины, где доля «неправды» увеличивается, где односторонние истины становятся все более оторванными от реальности, и где общество оказывается перед выбором: либо продолжать двигаться в заданном направлении, либо изменить курс, приняв другую, более адекватную систему истины. По мнению Сорокина, это главная причина циклических изменений в двух основных социальных и культурных системах.

В то же время цикличность социокультурной динамики не предполагает фатальной определенности, детерминизма или жесткой предопределенности на том или ином этапе общественного развития. В абсолютном смысле и в чистом виде, как показывает концептуальная модель, не существует отдельных приливов и отливов. Регресс одного сектора социальной системы сопровождается прогрессом другого, упадок одной сферы общественной жизни — ростом и возрождением другой. Таким образом, в рамках модели циклического развития была создана объяснительная гипотеза, которая рассматривает социокультурную динамику как своего рода «двигатель», «локомотив», обеспечивающий непрерывное движение общества от одного состояния к другому. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Роль метода интегрального синтеза в развитии социологической науки

1.1 Общество как социокультурная система в контексте трудов П. Сорокина

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества: предмет и метод социологии; социальная стратификация и мобильность; социология религии, семьи, права; теория социокультурной динамики и т.д. По мнению П.А. Сорокина, социология изучает жизнь и деятельность людей и подразделяется на теоретическую социологию, которая включает в себя социальную аналитику (занимается изучением социальной структуры), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия) и социальную генетику (изучающую тенденции развития общества) и практическую социологию, то есть социальную политику.

Во втором томе «Систем социологии» (1920) П.А. Сорокин предпринял структурный анализ общества, делая акцент на установленных системах взаимодействия (социальные группы, их комбинации) . Согласно Сорокину, общество — это не «куча песка, а кусок слюды, который легко расслаивается на множество слоев, а общество расслаивается на множество слоев или социальных групп, где, в отличие от слюды, слои идут не только по горизонтали, но и по вертикали и во всех других направлениях, пересекаясь, перекрещиваясь и пронизывая друг друга», так что каждый человек становится «абонентом» многих социальных групп» . Таким образом, люди постоянно взаимодействуют, и исходной единицей социологического анализа становится «социальное взаимодействие», которое лежит в основе всех общественных процессов.

Необходимость изучения коллектива, на который делится население, обусловлена тем, что «понимание наиболее мощного коллектива индивидов поможет нам понять процессы социального прогресса, так как последний представляет собой взаимное давление и взаимосвязь этих наиболее эффективных социальных групп. Изучение более важных групп поможет нам понять поведение и судьбу каждого человека, поскольку отношение человеческого атома к ним составляет главный путь, определяющий его социальную физиологию системы социальных координат – удельный вес и все его поведение» . Основной теоретической концепцией, разработанной П. Сорокиным, является теория «социокультурной динамики», которая представляет собой изменение, эволюцию социокультурной суперсистемы.

Для более точного понимания демографической структуры Сорокин ввел новые понятия — элементарное или простое коллективное единство (или базовая социальная группа); кумулятивное коллективное единство (или кумулятивные социальные группы); сложные социальные агрегаты (или население в целом).

В своей книге «Системы социологии» П.А. Сорокин дает определение социальному пространству как системе межгрупповых и внутригрупповых общественных отношений, в которой человек занимает определенное место в соответствии с системой координат (пол, возраст, гражданство, доход и т.д.).

Сорокин предлагает два формальных критерия для классификации различных типов групп: односторонние и многосторонние . Первый критерий выделяет группу лиц и взаимодействующее целое (группу), объединенных определенным признаком (религия, профессия, политическая партия, пол, возраст и т.д.). Второй — это ассоциация, основанная на двух или более характеристиках (класс, иерархия, нация и т.д.) . Он также выделяет «закрытую» группу (раса, возраст, пол), «открытую» группу, членство в которой зависит от воли индивида (политические партии, ассоциации, кооперативы), и «среднюю» группу, которая сочетает в себе промежуточные характеристики, объединяющие первые две группы (класс, сословие, нация).

Согласно Сорокину, современное население «культурного государства» состоит из следующих важнейших базовых групп: «1) раса, 2) пол, 3) возраст, 4) семейная принадлежность, 5) национальная принадлежность, 6) язык, 7) профессия, 8) собственность, 9) права, 10) территория, 11) религия, 12) политическая партия, 13) психологическая идеология» . Класс и национальность — ключ, который Сорокин выделяет во всем отрывке, и он относится к кумулятивным группировкам, а не к элементарным.

Исследователь подробно останавливается на анализе классов, т.е. социальных групп, которые объединяют три основных признака: профессиональный, имущественный, социально-правовой.

Сходство этих характеристик обычно подразумевает сходство вкусов, интересов, уровня образования, общего образа жизни и т.д .

Сорокин использовал свою социологическую теорию, чтобы противостоять марксистской доктрине класса, потому что он не рассматривал вопрос о разделении общества на классы и роли классов в общественном развитии. Помимо «горизонтального» разделения общества, он также рассматривал «вертикальное» разделение труда. Это включало анализ структуры групп, положения отдельных людей в группах, и с его помощью он разработал теорию «социальной стратификации и мобильности». Эти два термина, а также многие другие понятия (статус, страта, проводник и т.д.) были впервые введены в науку П. Сорокиным и с тех пор используются во всем мире социологами .

Каждая группа неоднородна, имеет свои «верх» и «низ», или страты. По мнению Сорокина, основой и сущностью социальной стратификации является неравное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, социальных ценностей, социального влияния и власти. Он выделяет три тесно связанных между собой основных слоя. Сорокин подробно описывает каждую из них, используя широкий статистический, исторический и социологический материал. Результатом этого описания является вывод о том, что бесклассовое общество — это миф, что социальное неравенство постоянно и вечно, и что в ходе истории неравенство — это лишь изменение формы. Таким образом, он убежден, что «равенство остается мифом, нереализованным в истории и по сей день» .

Структура социального взаимодействия по П. Сорокину определяется совокупностью следующих элементов: индивидов, вступающих во взаимодействие; их действий, обусловленных внутренней психической деятельностью и нацеленных на вызов ответной реакции; проводников действий (язык, письменность, предметы быта, средства связи и т.д.). Первым необходимым элементом социальной деятельности является живой человеческий индивид — субъект деятельности, с которым связаны пусковые и регулирующие механизмы. Хотя индивид представляет собой полный и целостный «микрокосм», он является элементом деятельности, т.е. человеком . В своей простейшей форме она является далее неделимой.

Второй элемент — это объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на две категории.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы