Курсовая теория на тему Социальная функция государства. Российская Федерация.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1.
Предпосылки развития социального государства. 5
1.2.
Характерные черты и признаки социального государства. 16
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЗАДАЧИ, КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.. 19
2.1.
Задачи социального государства. 19
2.2.
Критерии и функции социального государства. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 28
Введение:
Актуальность темы. Концепция социального государства
создавалась постепенно, и наша историческая эпоха способствовала ее развитию,
обогащая и пополняя ее новым содержанием. Необходимость
социально-обеспечительной функции государства по-разному обосновывалось
представителями различных эпох, стран и идеологий. Именно этот феномен
социального государства является объектом исследования философских,
юридических, исторических, экономических, политических и социологических наук.
Исторические корни социального государства можно найти в трудах мыслителей
античности: Пифагора, Платона, Аристотеля и др., проблемами взаимодействия
человека, общества и государства занимались В. фон Гумбольдт, Ш-Л. Монтескье, а
впервые концентрированно концепцию социального государства определяет Л. фон
Штейн. Значительный вклад в исследование социально-экономических измерений
социального государства сделали Ф. Фукуяма, П. Пирсон.
Отдавая должное научной значимости работ этих ученых, в то
же время отметим, что на сегодня в России, как ни странно, мало исследован
вопрос социального государства именно с точки зрения принципа, закрепленный в
Конституции России и является таким важным для конституционного строя нашей
государства. Этот принцип закреплен в Основном законе России и его правильное
понимание и дальнейшее применение в реальной жизни общества и государства имеет
не только теоретическое, но и практическое значение.
Принцип социального государства является в последние годы
объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей:
юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало
публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов
и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной
динамики, правового оформления принципа социального государства и его
соотношения с принципами государства правового и демократического.
В настоящее время принцип социального государства признан во
многих странах как один из основополагающих принципов современного
цивилизованного государства — наряду с его правовым, демократическим и светским
характером. Вместе с тем размах и способы осуществления социальной политики государств
постоянно меняются, сталкиваясь с различными вызовами и рисками и заставляя
науку и практику находиться в постоянном поиске их совершенствования и
оптимизации.
Предметом исследования является сущность, критерии и
основные функции социального государства.
Цель работы – охарактеризовать сущность и основные функции
социального государства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Описать предпосылки развития социального
государства;
¾
Проанализировать характерные черты и признаки
социального государства.
¾
Изучить основные положения и принципы
социального государства;
¾
Рассмотреть критерии социального государства;
¾
Охарактеризовать функции социального
государства;
Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Социальное государство – система государственного
регулирования общественных отношений, при которой материальные блага
распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной
справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и
минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий
и конфликтов, помощи нуждающимся.
Итак, основные признаки социального государства:
1. Высокий
уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы
населения, не ущемляя крупных собственников;
2. Социально
ориентированная структура экономики;
3. Формирование
гражданского общества;
4. Разработка
государством разнообразных социальных программ;
5. Развитое
социальное законодательство;
6. Утверждение
целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную
защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
7. Социальная
ответственность перед гражданами.
Главная задача социального государства — достижение такого
общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах
социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности
Идея новой исторической формы социального государства должна
консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются
и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина
активно и продуктивно трудиться
И самое последнее, о чем стоит сказать, — это направление
развития социального государства в России, выбор модели, которой должна
следовать социальная политика. Известны три основные модели социального
государства (континентальная — консервативная, англосаксонская — либеральная,
скандинавская — социал-демократическая). Четвертой моделью выступает советская
социалистическая. К какой из них в идеале должна стремиться политика
современного российского государства?
Как отмечается в
некоторых исследованиях, общемировая тенденция сегодня такова, что практически
нет стран, в которых бы реализовалась та или иная модель социальной политики в
чистом виде. В конкретной политике стран, так или иначе, воплощаются черты
разных моделей. В русле той же общемировой тенденции находится сегодня и
Россия. Так, в социальной политике современного российского государства
обнаруживаются черты как либеральной (свобода занятости, адресность социальной
помощи), так и континентальной (принципы социального страхования, основанные на
индивидуальных отчислениях и вычетах с заработной платы) модели. При этом если
говорить о приоритетах населения, то они однозначно склоняются в сторону
социал-демократической модели.
В то же время справедливо подчеркивается, что реализация
социал-демократической модели в ее классическом варианте в современной России
невозможна, и прежде всего по причине высокой нагрузки на бюджет (как
федерального, так и регионального уровня). Поэтому более реалистичным выглядит
вариант создания смешанной интегральной модели, в рамках которой сочетались бы
черты разных типов социальной политики. Возможно, одним из ключевых элементов
этой модели могла бы стать прогрессивная шкала налогообложения, характерная в
большей мере для социал-демократического режима и в значительной мере
отвечающая перераспределительным настроениям основной массы населения России.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Предпосылки развития социального
государства
С самого начала хотелось бы обратить внимание на то
принципиальное обстоятельство, что на сегодня все государства мира находятся в
новой политической и социально-экономической реальности, которая обусловлена
объективными процессами глобализации, обостряется между государствами по уровню
жизни. Россия находится, и это надо признать, в достаточно сложной ситуации,
поскольку на внутреннюю социально-экономическую и политическую нестабильность
накладываются общемировые деструктивные процессы, когда традиционные закреплены,
механизмы уже не эффективны, а новые не обеспечивают необходимые социальные
функции.
Нам импонирует научный подход российского ученого П.
Гончарова, который оценивает реализацию принципа социального государства по
трехуровневой модели.
В отношении России из этого можно сделать вывод, что наше
государство в социальном плане ее формирования находится в начале своего
формирования. Согласно Конституции России считается социальным государством,
но, не хватает разработку концепции социального государства, осознание значения
гуманизации общества, обеспечения человеческого измерения политики и права. С
этим трудно не согласиться, ведь разработка концепции социального государства
не завершился, нормативная база не является совершенной, а практическая реализация
концепции социального государства вызывает ряд вопросов, ответ на которые
нельзя считать утешительными. [1]
Несмотря на существующие существенные проблемы в этом
вопросе, тем не менее, отметим, что закрепление принципа социального
государства на уровне основ конституционного строя имеет чрезвычайно важное
значение, ведь все государственные и негосударственные институты, должностные
лица должны быть нацелены в своей деятельности на выполнение этого принципа.
Этот базовый конституционный принцип закладывает основу регулирования
социальных отношений, а сама социальное государство утверждается не только
путем конституционного закрепления, а также и созданием разветвленного
социального законодательства и его безусловного выполнения. [1] Голубева, Т.Б. Основы социального государства :
учебное пособие / Т.Б. Голубева.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 172
с.