Курсовая теория на тему Социальная ценность права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВА 4
1.1 Философия права и правовые ценности 4
1.2 Понятие социальных ценностей 7
ГЛАВА 2. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВА 15
2.1 Соотношение категории ценность и право 15
2.2 Роль права в формировании общества 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Актуальность исследования. Общим для многих определений юридической ответственности является то, что ответственность рассматривается как форма взаимосвязи и взаимодействия общества и личности. Социальная ответственность определяется как подотчетность, как отношение лица к социальным требованиям, выражается в конкретных действиях, как сознательно-волевое отношение человека к предъявленным обществом требованиям и обязанность неукоснительного их соблюдения, как соответствующая положительная или негативная оценка деятельности человека со стороны общества. Итак, юридическая ответственность как социальная категория является одним из проявлений связи и взаимозависимости человека и общества.
Методологической основой выработки понятия ответственности является анализ соотношения категорий свободы и необходимости. Ответственность всегда и неразрывно связана с необходимостью соблюдения предписаний, правил поведения, подчинения, согласования своего поведения с объективными законами природы и общества. Если нет необходимости в соблюдении каких-либо норм, предписаний, то нет и ответственности.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является формирование концепции юридической ответственности, разработка научных и правовых основ института ответственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— проследить генезис законодательства и научных взглядов на понимание сущности юридической ответственности;
— определить концептуальный подход к пониманию сущности юридической ответственности как социального явления;
— раскрыть соотношение мер принуждения и ответственности.
Объект исследования — правоотношения, которые возникают развиваются и прекращаются при применении мер юридической ответственности.
Предмет исследования — юридическая ответственность: научные и правовые основы.
Методы исследования. Методологической основой исследования является совокупность приемов, средств и способов научного познания сущности и содержания правовых явлений. При проведении исследования применялись как общенаучные методы, так и специальные методы, в частности: историко-правовой; системно-структурный; формально-логический; догматический метод и метод анализа определений; сравнительного анализа.
Заключение:
Подытоживая изложенные выше суждения, предлагаем несколько иначе взглянуть на структуру социальной функции права. Так, ранее мы определили, что ответственность, как социальный феномен можно делить на две отдельные системы. Первая — это самоответственность, которая является ответственностью за настоящее и будущее (личная, перспективная, позитивная ответственность). Она регулируется и корректируется воспитанием, педагогикой, но не юриспруденцией. А вторая — это ответственность, которую лицо несет извне в случае нарушения установленных в обществе норм и правил поведения. Она есть следствием «за» совершенное, реакцией на действия и регулируется как нормами права, так и нормами морали.
Если же считать, что социальная функция права является разновидностью второй системы ответственности (внешней, ретроспективной), то такой подход не противоречит правилам логики (на что, как правило, ссылаются ученые) о том, что признаки, отмеченные в определенного рода явлениях в общем понятии, обязательны и видовых понятиях.
Следовательно, мы не отрицаем того, что ответственность как социальное явление имеет две формы (системы) — положительная и отрицательная.
Однако, юридическая ответственность, может быть только отрицательной — как ответственность «за» совершенное противоправное деяние.
В работе уделили достаточно много внимания анализу концепции широкого понимания социальной функции права. Это оправдано направлением исследования, ведь позитивная ответственность дает возможность глубже и полнее понять природу, содержание и назначение ретроспективной (негативной) юридической ответственности.
Следовательно, ответственность как социальный феномен является сложным и многоаспектным явлением. При этом правовая ответственность является разновидностью социальной ответственности, а уголовно-процессуальная ответственность — подвидом юридической ответственности.
Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Общество развивается, и в процессе развития составляются соответствующие отношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей, которые закрепляются в определенных нормах. Эти нормы неодинаковы и выступают как обычаи, традиции, табу и др. еще в до государственном обществе их нарушение рассматривалось как посягательство на интересы рода или племени и подлежало немедленному осуждению — уже тогда имела место ответственность индивида.
С появлением государства и разделением общества социальная функция права более совершенную форму. Действующие социальные нормы стали более многообразными, что и обусловило существование нескольких видов социальной ответственности политической, моральной, юридической и др. Ее сущность заключается уже в обязанностях индивида выполнять соответствующие политические, моральные, юридические требования, которые ставит перед ним общество, государство, коллектив.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВА
1.1 Философия права и правовые ценности
Как известно, в соответствии c Конституцией человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в РФ наивысшей социальной ценностью. На протяжении истории человечества ценностные установки людей постоянно меняются, эволюционируют. Этот процесс, с одной стороны, детерминирован культурно историческими, научно-техническими и другими реалиями, с другой, зависит от субъективных устремлений индивидов, их потребностей и желаний соблюдать аксиологические ориентиры своего времени.
Сегодня первостепенное значение имеют общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Иными словами, , ценность — это человеческое измерение вещей, это отношение к ним человека с позиции своих потребностей и интересов. Поэтому ценность — понятие, определяющее положительное или отрицательное значение объекта именно для человека.
Ценности объективны по своему содержанию, но они всегда переживаются и воспринимаются субъективно. Как философская категория, ценность — это то, что чувства и разум людей определяют как особенно весомые и к чему можно стремиться, относиться с уважением и признавать как обязательное.
Большинство авторов под ценностью тех или иных явлений понимают их способность удовлетворять те или иные социальные нужды. Ценность, как правило, ученые-философы определяют через понятие блага, достоинства, значимость. А что же тогда означает правовая ценность и в чем заключается ценность права? Право следует трактовать как неотрицательную составляющую человеческого бытия в его целостности и предельности, то есть явление многогранное и сложное, право постоянно апеллирует к человеку как существу социокультурному, как к существу, сознающему себя частью общественного целого, которое подчиняться требованиям общественной воли социума, принимать общепринятые и наиболее предпочтительные модели поведения.
Именно праву, принадлежит миссия гарантирования, функционирования и развития единого социального организма. Ценность права, по мнению, заключается в том, что оно дает возможность обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отраженные ним идеалы.
Без ценностного подхода невозможно выявить назначения права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практического способа освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, созидательная роль сознания в сфере права, личностные аспекты права.