Методика воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 5
1.1. Интеллектуальные нарушения в рамках общепатологического подхода 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей интеллектуальной недостаточностью 10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 18
2.1. Понятие социализации в трудах отечественных и зарубежных ученых 18
2.2 Особенности социализации детей с интеллектуальной недостаточностью 23
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

  

Введение:

 

Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная социализация личности в период обучения в школе. Однако политико-экономическая нестабильность, имеющая пролонгированный характер, существенно затрудняет процессы социализации младших школьников. Ориентация школы на учебную деятельность не соответствует потребностям общества в социализирующем значении школьного воспитания, необходимости функционирования школы не только в качестве учебной, но социально-развивающей среды, создающей предпосылки для социального становления школьника, его включения в систему общественных отношений, адаптации в социуме.
Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время существует множество исследований, проводимых в области коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященных детям с интеллектуальной недостаточностью. Такие дети характеризуются недостаточной сформированностью познавательной и эмоционально-волевой сфер, низкой произвольной регуляцией поведения; пониженной работоспособностью, испытывают трудности в усвоении предусмотренного школьной программой материала, имеют недостаточно несформированную учебную мотивацию и сложности коммуникации.
При обучении в коррекционных школах дети с находятся оторванными от социума нормально развивающихся сверстников, имеют ограниченные контакты, что приводит к нарушению социальной адаптации, социализации. Поэтому так важно обеспечить детям данной категории психолого-педагогическое сопровождение, направленное на преодоление трудностей социализации в условиях общеобразовательного учреждения. Обращенность к данной проблеме обусловлена потребностью в социально адаптированных учащихся с проблемами развития.
Вопросы социализации как процесса присвоения социально адаптированных способов поведения рассматривались Г.М. Андреевой, М.И. Еникеевым, А.В. Мудриком, В.С. Мухиной, А.А. Радугиным, Э. Эриксоном и др.
Исследованием особенностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья занимались А.Ю. Белогурова, О.Е. Буланова, М.В. Казьмина, О.В. Карунина, И.О. Кириллова, Я.Ю, Мостовская, Н.В. Поликашева, Г.П. Шереметова, и др.
Объект исследования: процесс социализации.
Предмет исследования: особенности социализации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель работы: изучить особенности социализации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в рамках общеобразовательного учреждения.
Задачи.
1. На основании анализа научных источников описать интеллектуальные нарушения в рамках общепатологического подхода.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детям с интеллектуальной недостаточностью.
3. Раскрыть научные трактовки понятия «социализации».
4. Проанализировать особенности социализации применительно к детям младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования: анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 32 источниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальной проблемой современной системы образования в настоящее время выступает подготовка адаптированных учащихся к школьному социуму.
Ступенью социализации является адаптация — наличие психологической готовности к школьному обучению; характеризуется успешностью вхождения ребенка в новую социальную группу, приспособлением к этой новой системе социальных условий, отношений, требований, режиму жизнедеятельности; вырабатыванием способностей к дальнейшему психологическому, личностному, социальному росту с сохранением физического, психического и социального здоровья; установлением контакта с учащимися, с учителем; формированием адекватного поведения; овладением навыками учебной деятельности.
Социализация – это процесс присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения. Социализация совершается посредством механизмов социализации — идентификации, подражания, внушения, социальной оценки желаемого поведения, конформности.
На стадии адаптации, которая обычно совмещается с периодом детства, происходит освоения норм и правил поведения, социальных ролей; овладение простыми видами деятельности. На стадии индивидуализации совершается воссоздание усвоенного, стадия интеграции завершается соединением субъект-объектных связей личности с обществом.
Основные институты социализации — это семья и образовательные учреждения. Успешность социализации опосредована межличностными коммуникациями в среде школьников.
Общепатологический подход к оценке интеллектуальных нарушений выделяет основные формы интеллектуальной недостаточности: врожденная умственная отсталость (олигофрения), деменция, пограничная интеллектуальная недостаточность.
Умственная отсталость – это стойкое и необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением коры головного мозга диффузного органического поражения центральной нервной системы. Выявлено, что умственная отсталость может быть как врожденной (олигофрения), так и приобретенной (деменция). Олигофрения, в свою очередь, также делится на три вида по степени тяжести поражения: идиотия, имбецильность, дебильность.
Если проанализировать общую характеристику детей с интеллектуальным недоразвитием, то можно увидеть общие признаки: отсутствие стремления к познанию мира, недоразвитие речи или ее отсутствие; замедленность мыслительных операций; инфантилизм в эмоционально-волевой сфере; резкие изменения настроения без каких-либо причин; как высокая, так и достаточно низкая возбудимость; избирательность и нарушение целостности восприятия; нарушения внимания (трудности распределения, переключаемости, концентрации, ограниченность объема); тугоподвижность мышления; несформированность компонентов речи; и т.д.
Особенностями социализации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью являются следующие: общение в малых эндогенных группах с детьми более младшего возраста; доминирование игровых интересов и потребностей над учебными; склонность к завышенной самооценке и доминированию, которые свойственны более ранним этапам возрастного развития; запаздывание социальной и познавательной активности ввиду нарушений развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

1.1. Интеллектуальные нарушения в рамках общепатологического подхода

Проблема интеллектуальных отклонений стала научным предметом исследования, как среди зарубежных исследователей, так и среди отечественных ученых.
Причинами недоразвития интеллектуальных нарушений, по мнению У.В. Ульенковой, О.В. Лебедевой [26] могут быть самые различные причины и явления, оказывающие влияние на созревание мозга ребенка:
— наследственные факторы (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
— патологии внутриутробного развития (инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, травмы, интоксикации);
— патологические факторы (родовые травмы, асфиксия, нейроинфекции, травмы мозга).
Ведущими факторами в этиологии интеллектуальной недостаточности являются генетические (наследование форм интеллектуального недоразвития), социальные (депривирующая окружающая среда) и факторы экзогенно-органического характера (соматоинфекционная и эндокринологическая патология, осложнения беременности и родов и т.д.).
Общепатологический подход к оценке интеллектуальных нарушений выделяет основные формы интеллектуальной недостаточности: врожденная умственная отсталость (олигофрения), деменция, пограничная интеллектуальная недостаточность.
Умственная отсталость из всех функциональных отклонений является наиболее распространенным и тяжелым дефектом, в понятие «умственная отсталость» объединены много¬численные и разнообразные формы патологии, различающиеся по миологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени воз¬никновения и особенностям протекания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы