Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Сочинение как способ развития речи у младших школьников испытывающих трудности в обучении

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности развития речи у младших школьников с трудностями в обучении 5
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении 5
1.2.Методы и приемы развития речи у учащихся 8
1.3.Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах 12
1.3.1.Виды сочинений 13
1.3.2 Особенности работы над сочинениями 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

  

Введение:

 

Актуальность. Речь — это вид человеческой деятельности, реализация мышления, основанная на использовании средств языка. Развитие речи означает: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устного, так и письменного — описание, повествование, рассуждение).
Развитие речи является важной задачей обучения родному языку. Логически понятная, доказательная, образная устная и письменная речь ученика является показателем его психического развития. Речь возникает из-за необходимости говорить. Научить правильно составлять предложения, то есть не пропускать слова, располагать слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова, а затем все, что нужно разобрать в письменной форме, — задача учителя.
В ФГОС прописано, что именно в начальной школе дети начинают осваивать нормы устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. В то же время, учитель должен помочь детям понять требования к речи, обучать младших школьников при формулировании мыслей, следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. [14]
Одним из видов творчества является сочинение, которое занимает в школе особое место: другие речевые упражнения в определенной степени подчинены ей. Оно служит эффективным средством воспитания, стимулирует эмоции, учит детей понимать и оценивать увиденное и испытанное, развивает наблюдение.
Это требует активности, самоотдачи, ввода чего-то личного в текст; способствует формированию личности ученика. Выбор слов и предложений, обдумывание композиции истории, установление логических связей, проверка правописания — все эти действия требуют от ребенка высокого напряжения его творческих способностей.
Детское сочинение — это творческое произведение, в котором ученик выражает свои индивидуальные наклонности, интересы, вкусы, дает волю воображению. Ученики любят сочинение за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать что то свое.
Цель: Обосновать теоретически сочинение как способ развития речи у младших школьников испытывающих трудности в обучении.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с трудностями в обучении;
2.Раскрыть методы и приемы развития речи у учащихся;
3.Изучить сочинение как одно из направлений по развитию речи в начальных классах.
Объект: Речь младших школьников, испытывающих трудности в обучении.
Предмет: Сочинение как способ развития речи.
Методы исследования:
1.Анализ научно-методической литературы.
Теоретическая значимость: Теоретические вопросы развития речи отражены в трудах выдающихся лингвистов, методистов и практических педагогов — К.Д. Ушинского, А.А. Леонтьева Т.А. Ладыженской, Л.В. Занкова Р.С. Немова, Н.И. Жинкина Л.С. Выготским и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К детям с трудностями в обучении могут быть отнесены только те, у которых проблемы в усвоении социального опыта являются следствием задержки психического развития (следующих расстройств психологического развития согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра: смешанного расстройства учебных навыков, смешанных специфических расстройств психологического развития, других общих расстройств развития) или «детского аутизма по типу общего нарушения развития».
В работе по развитию речи выделяются следующие области: работа со звуковой стороной речи, словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над предложением и фразами с точки зрения развития речи, развитие связной речи (сочинения, экспозиции, работа по картинкам). Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных метода конструирования.
Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.
Сочинение в начальной школе — самый важный метод развития ребенка. Потому что, представляя свои идеи, он учится концентрировать свои мысли на предмете изучения, анализировать, затем правильно формулировать свои идеи, приходит к какому-то выводу. Сочинение помогает детям лучше осознать свои чувства и мотивы, приучает их к последовательности, гармоничному мышлению и развивает интерес к языку и литературному творчеству.
В процессе обучения сочинению, устного и письменного, на практике реализуются общие навыки связной речи: способность понимать и развивать тему, подчинять свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное. Они реализуют орфографические и каллиграфические задачи, делят текст на абзацы, соблюдают «красную строку», поля и другие требования оформления текста.
В основной части нашей работы нами были показаны этапы работы над сочинениями в начальной школе. Все работы были основаны на принципе постепенного увеличения сложности с учетом требований программы для развития речи на последующих занятиях. Такая система работы позволила школьникам освоить различные способы выражения мыслей, способствовала осознанному отношению к языку и интересу к слову.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности развития речи у младших школьников с трудностями в обучении
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении
Категория детей с трудностями в обучении включает детей, которые по разным биологическим и социальным причинам испытывают постоянные трудности в освоении образовательных программ при отсутствии выраженных умственных нарушений, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Дети этой категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, что негативно сказывается на школьной и социальной адаптации ребенка. У детей этой группы педагоги и психологи отмечают, прежде всего, недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную и социальную).
Ученики с трудностями в обучении характеризуются низкими показателями развития интеллектуальных процессов: умственных операций, речи, воображения, памяти. Но эти трудности сопровождаются расстройствами личности и поведения. Характер отклонений в каждом конкретном случае индивидуален, но проявления нарушений имеют много общего. [6]
Ученики в целом характеризуются низкой когнитивной активностью, что в сочетании с быстрой утомляемостью и истощением создает серьезные трудности в обучении и развитии. Быстрое наступление усталости приводит к потере работоспособности. Таким ученикам трудно контролировать и оценивать их действия, и при этом они не могут долго концентрироваться на задании. Отвлечение внимания и неспособность сосредоточиться интеллектуально является их характерной чертой.
Недостаточный уровень развития мышления проявляется, прежде всего, в слабости аналитической и синтетической активности, в низкой способности обобщать, в сложности понимания смысловой стороны любого явления. Скорость мышления замедлена, страдает от переключения с одного вида умственной деятельности на другой. Недостаточное развитие мышления напрямую связано с общими нарушениями речи, поэтому словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы