Курсовая теория на тему Собственность и финансовые ресурсы муниципальных образований
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Основная часть 6
1. Теоретические основы развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований 6
1.1. Сущность и виды собственности муниципальных образований 6
1.2. Роль финансовых ресурсов муниципальных образований 11
2. Анализ развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований 16
2.1. Тенденции развития собственности муниципальных образований 16
2.2. Проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов муниципальных образований 22
Заключение 28
Глоссарий 30
Список использованных источников 32
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. Современная практика реализации Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заметно актуализировала проблему развития и эффективного использования муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления.
В этой связи заслуживают внимания ряд обстоятельств. Во-первых, нынешний потенциал муниципальной собственности и уровень его реализации заметно ограничивают возможности решения вопросов, переданных в компетенцию местным властям. Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, устойчиво воспроизводимом дисбалансе доходных источников и расходных обязательств. Во-вторых, осуществляемые ныне процессы формирования общественночастного партнерства существенно корректируют объем и структуру экономических ресурсов, в управлении которыми участвуют органы местного самоуправления. В-третьих, несмотря на имеющийся позитивный опыт управления муниципальной собственностью, накопленный в отдельных регионах страны и в местных сообществах развитых стран, доминирующей в российской практике является модель управления, основанная на использовании ограниченного перечня форм, методов и инструментов.
В настоящее время большое значение уделяется обсуждению различных проблем в области отношений между уровнями власти, вопросам межбюджетных отношений, развитию муниципальных финансов. В мире трудно найти страну, где не возникали бы проблемы и сложности в бюджетных взаимоотношениях между центром и территориями. И чем больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и регионов.
Неурегулированность разделения предметов ведения и полномочий между органами власти различных уровней, отсутствие стабильной нормативно-законодательной базы, неопределенность в динамике распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ослабевают процесс укрепления российской экономики, мешают приобрести ей стабильное положение.
В связи с этим особое значение приобретают вопросы совершенствования межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы и как следствие — самостоятельность бюджетов на местном уровне.
Вышеуказанное определило выбор темы курсовой работы как актуальной для экономики России.
Объект исследования курсовой работы: общественные отношения, возникающие в процессе развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований.
Предмет исследования курсовой работы – механизмы развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований.
Целью курсовой работы является анализ проблем развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований и определение путей их решения.
Для достижения поставленной цели намечено выполнение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть сущность и виды собственности муниципальных образований;
— изучить роль финансовых ресурсов муниципальных образований;
— рассмотреть тенденции развития собственности муниципальных образований;
— выявить проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов муниципальных образований.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по вопросам собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ.
При исследовании собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований и использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Теоретическая значимость темы курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при изучении собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа, значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ проблем и перспектив развития финансовых ресурсов муниципальных образований.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Муниципальная собственность представляет собой материальное выражение муниципальной власти, которое призвано обеспечивать основные потребности населения конкретного муниципального образования. Ни что иное, как наличие такой собственности у муниципального образования является необходимой предпосылкой для реализации самоуправленческих начал его гражданами, основой для развития муниципального образования как социально-экономического комплекса и формирования самоуправляемого территориального коллектива.
В состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Финансовые ресурсы муниципальных образований должны соответствовать характеру, объему и содержанию возложенных на них управленческих задач, должны быть достаточны для того, чтобы органы местного самоуправления имели реальную возможность обеспечить местное население муниципальными услугами определенного объема и качества, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Финансовые ресурсы муниципальных образований и в целом финансовая система муниципалитетов играют важнейшую роль в финансовой системе общества в целом – в рамках российского государства. Именно финансовая система муниципальных образований является базисом развития социальной сферы общества – индикатором ее развития.
Источниками формирования финансовых ресурсов муниципальных образований являются:
— денежные ресурсы, которые передаются муниципалитетам вышестоящими органами государственной власти;
— собственные средства, которыми располагает данный муниципалитет;
— заемные средства – со всех уровней власти.
Финансовые ресурсы муниципальных образований включают в себя собственные средства муниципальных бюджетов, иные фонды средств во владении муниципалитетов.
3. Для решения выявленных в работе проблем мы предлагаем следующие решения:
— Разработать и интегрировать информационную систему учета имущества в портал Государственных услуг РФ.
— Усилить взаимодействие Министерств с университетами города для подготовки качественного кадрового состава.
— Разработать программу реконструкции муниципального имущества в неудовлетворительном состоянии.
— Провести инвентаризацию аварийных зданий и сооружений и снести те, которые не представляют никакой культурной или исторической ценности.
Новые территории можно будет использовать для расширения жилищного фонда, либо для постройки инфраструктуры для жителей города: парковки (особенно в центре города), школы, детские сады.
4. Предложенные в курсовой работе способы позволят не только поддержать сбалансированность финансовых ресурсов муниципальных образований, но и повысить их экономическую самостоятельность, что позволит трезво оценивать возможности органов власти муниципальных образований и верно расставлять приоритеты, осуществлять свои полномочия и улучшать качество жизни населения.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
1. Теоретические основы развития собственности и финансовых ресурсов муниципальных образований
1.1. Сущность и виды собственности муниципальных образований
Местное самоуправление выступает одним из столпов современного государственного устройства Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано на всей территории России, что в свою очередь закреплено в Конституции РФ. Кроме политической составляющей местное самоуправление, безусловно призвано выступать в роли одного из драйверов не только социального развития общества, но обеспечения экономического роста на самом нижнем, можно сказать атомарном уровне национальной экономики. При этом существует объективное понимание, что нормальное функционирование и тем более развития местного самоуправления в свете обозначенных выше задач абсолютно не мыслимо без надежной финансово-экономической основы. Одной из таких основ выступает закрепленные за муниципалитетом налоги, а также установленные Бюджетным кодексом РФ межбюджетные трансферты. Другой же не менее важной основой местного самоуправления выступает муниципальная собственность находящийся под управлением муниципальной власти и принадлежащий городским и сельским поселения.
Становление системы управления муниципальной собственностью — одного из важнейших институтов отношений собственности неотделимо от исторического развития идеи местного самоуправления как социального образования, реализующего общественные интересы. Если вспомнить, то одним из первых представителей социального подхода к определению собственности является Платон, проводивший идею ограничения собственности во имя интересов общества . В Древнем Риме, идею социализации собственности развивали Цицерон и Марк Аврелий; в средние века — Томас Гоббс, Ж.- Ж. Руссо и И.Г. Фихте. А в последние 100 лет, приверженцами таких идей стали Р. Иеринг, О. Гирке, Ш. Летурно и др.
Отметим, с научной точки зрения, как ни один другой вид собственности, муниципальная собственность характеризуется противоречивым единством двух сторон и подчеркивает наличие в обществе: с одной – социальной дифференциации лиц, имеющих отношение к муниципальной собственности, их разделения на некоторое число автономных субъектов, преследующих свои интересы, с другой — социальной интеграции, объединения разрозненных лиц в одно социальное целое, в котором муниципальная собственность выступает способом объединять индивидов общей системой представлений, правовой связью, основанной на общем интересе.
С практической точки зрения, муниципальная собственность является важнейшей составляющей экономической основы любого муниципального образования, несёт в себе значительный потенциал для решения большого числа задач жизнедеятельности некоего сообщества граждан, в том числе повышения качества их жизни на основе разного рода инновационных решений .
Муниципальная собственность сегодня является важной частью публичной собственности, находящейся в распоряжении органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов муниципальной власти. В литературе сложилось устойчивое мнение о том, что муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности и входит в состав публичной собственности, выступая элементом экономических и вещных правоотношений .
Муниципальная собственность имеет довольно сложную природу, поскольку правоотношения по поводу данного вида собственности возникают исключительно в сфере местного самоуправления, по поводу которого в науке существуют различные взгляды, порой противоречащие друг другу. Соответственно, отличаются и подходы к определению понятия и сущности муниципальной собственности.
В частности, одни авторы указывают на преимущественно экономическую составляющую муниципальной собственности . Другие исследователи обосновывают приоритет правового (юридического) содержания муниципальной собственности . Третья группа авторов доказывает, что в основе муниципальной собственности лежат социальные отношения, формирующиеся в процессе объединения индивидов общей идеей повышения качества жизни .
Официальная дефиниция рассматриваемого термина содержится в статье 215 ГК РФ : это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям.
Учитывая, что вопросы муниципальной собственности получили конституционное закрепление, а также самостоятельное содержание в ГК РФ, данный правовой институт регулируется значительным массивом правовых актов. Как следует из вышеизложенного, базовыми и руководящими документами в этой сфере являются Конституция РФ и ГК РФ.
Между тем, отдельные положения о муниципальной собственности в широком смысле нашли свое отражение в международном праве. Речь идет, в частности, о Европейской хартии местного самоуправления , ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ .