Курсовая теория на тему СНГ как новая геополитическая реальность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ОБРАЗОВАНИЕ СНГ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ–УЧАСТНИКОВ
СНГ. 5
1.1
«Беловежский» конец СССР. 5
1.2 Образование
СНГ. 7
2. РОЛЬ И
МЕСТО СНГ В СОВРЕМЕННЫХГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ 13
2.1
Характеристика интеграционной модели Содружества Независимых Государств 13
2.2 Роль и
место СНГ в условиях геополитической трансформации постсоветского пространства. 16
3. СНГ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 21
3.1 Конфронтация
России и Запада. 21
3.2 Потенциал
развития экономического сотрудничества России со странами ЕАЭС и СНГ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность работы. Региональная
интеграция является одной из наиболее актуальных проблем в изучении процессов и
явлений на постсоветском пространстве, вызывающих столкновение различных мнений
и прогнозов. В центре исследования находятся вопросы о перспективах и возможных
сценариях развития Содружества Независимых Государств (СНГ) как международной
организации. Если в том или ином виде интеграция на постсоветском пространстве,
преодолев трудности, будет иметь успех, то мы будем иметь дело с фактически
новым политическим образованием, то есть с некой реинтеграцией в новом государственном
формате постсоветского пространства. Если интеграционные усилия окажутся безрезультатными,
то вероятен дальнейший распад единого пространства и полная дезинтеграция.
Возможен также вариант
сохранения СНГ с меньшим количеством участников или в другом формате. Об этих сценариях
на нынешнем этапе пока невозможно с полной определенностью говорить. С разной
степенью интенсивности на пространстве СНГ одновременно идут как интеграционные,
так и дезинтеграционные процессы.
Содружество Независимых
Государств (СНГ) является одним из действующих в мире межгосударственных
региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле
важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации.
Эффективное использование
комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное
экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ
реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на
развитие мировой хозяйственной системы.
Развитие интеграционных
процессов на национальном и субнациональном уровнях отчетливо прослеживается в
Содружестве Независимых Государств. Это повышает актуальность исследования
динамики экономических взаимосвязей России со странами СНГ, поскольку Россия
является ключевым звеном постсоветской геоэкономической конструкции.
Объект исследования – является
постсоветское пространство, в котором и разворачивается субрегиональные
интеграционные процессы.
Предметом исследования
являются вопросы интеграции на постсоветском пространстве и тенденции ее
развития.
Цель исследования изучение
мировых интеграционных процессов на примере Содружества Независимых Государств.
Методом, применяемым в
работе, является метод системного анализа.
Для достижения
поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить «Беловежский»
конец СССР;
2. Рассмотреть образование
СНГ;
3. Охарактеризовать
интеграционную модель Содружества Независимых Государств;
4. Проанализировать роль
и место СНГ в условиях геополитической трансформации постсоветского пространства;
5. Изучить конфронтацию
России и Запада;
6. Выяснить потенциал
развития экономического сотрудничества России со странами ЕАЭС и СНГ
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы.
Объем работы составляет 35 страниц. Количество литературных источников – 23.
Заключение:
Мировая экономика со второй половины ХХ в.
и по настоящее время характеризуется интенсивным развитием международной экономической
интеграции. Интеграционные группировки являются объединениями национальных хозяйств
нескольких государств, которые в тесном сотрудничестве приходят к решению общих
экономических проблем путем ведения прозрачной друг для друга экономической политики,
тем самым развивая свои страны и выводя их на более высокий уровень
Содружество Независимых Государств
– объединение большинства бывших республик СССР (все экс-республики, кроме
стран Балтии), возникшее в 1991 г.
Конечной целью СНГ является
совместное использование и развитие конкурентных преимуществ государств, входящих
в Содружество, для обеспечения их устойчивого развития и социально-экономической
безопасности при вхождении в мировой рынок.
Страны СНГ были в течение
многих лет частями мировой сверхдержавы. Это не может не накладывать свой отпечаток
на все пост-советские трансформационные процессы, в том числе на интеграцию.
Государства-члены СНГ участвуют
в различных интеграционных объединениях, таких, как ЕврАзЭС, ГУАМ, ШОС, Союз
России и Белоруссии. Возникшая в процессе распада СССР и сохраняющаяся по cей день
тенденция к дезинтеграции сводит на нет все потенциальные преимущества сохраняющихся
цивилизационных взаимосвязей народов и стран СНГ. Это сдерживает координацию
усилий в совместной борьбе с различными угрозами безопасности.
Среди главных целей
создания СНГ — сотрудничество стран-участниц в экономической, политической,
культурной, экологической и других сферах, обеспечение прав и свобод человека,
мира и безопасности на постсоветском пространстве, а также взаимная правовая
помощь. Высший орган содружества — Совет глав государств СНГ — собирается на
заседания два раза в год, все решения принимаются на основе консенсуса.
Среди основных угроз
интеграционным процессам в рамках СНГ можно выделить следующие:
— опасность ослабления
политического, экономического и военного влияния в мире;
— возможность появления в
непосредственной близости от границ иностранных военных баз и крупных воинских
контингентов;
— возникновение
конфликтов вблизи границ государств – участников СНГ и т.д.
Фрагмент текста работы:
1. ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ–УЧАСТНИКОВ СНГ 1.1
«Беловежский» конец СССР 8 декабря 1991 года в
Вискулях под Брестом (Беларусь) президент РСФСР Борис Ельцин, президент Украины
Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав
Шушкевич подписали Соглашение о распаде СССР и о создании Содружества
Независимых Государств (СНГ).
Этот документ вошел в
историю как «Беловежское соглашение», в его преамбуле говорилось, что «Союз ССР
как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое
существование», статья 1-я гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют
Содружество Независимых Государств»[18, с. 56].
При этом эти самые
«Высокие Стороны», фактически объявляя о расколе страны, заявили о том, что в
своих действиях основываются на исключительном уважении исторической общности
народов. А еще чтят связи между ними, учитывают двусторонние договоры и очень
уважают стремление к демократическому правовому государству. В итоге, учитывая
намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного
суверенитета, «Высокие Стороны» данного Соглашения, объявили о распаде СССР, и
договорились об образовании СНГ.
Также в данном документе
была подтверждена приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского
Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении
говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран
не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а
деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и
неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии
их открытости и свободы передвижения граждан.
Стороны обязались
«развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и
государств в области политики, экономики, культуры, образования,
здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и
иных областях, содействовать широкому информационному обмену». Соглашение было
объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных
государств, разделяющих цели и принципы этого документа.
Здесь стоит ради
справедливости сказать, что подписание данного документа явилось лишь
кульминацией большого процесса, происходившего на территории СССР с середины
1980-х годов. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к
углублению противоречий между центром и союзными республиками и к радикальным
изменениям политической ситуации в стране [5, с. 301]. В результате, в 1990
году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете,
а произошедшие события в Москве в августе 1991 года ускорили процесс распада
СССР.
И для совместного решения
всех данных вопросов была специально организована встреча глав 11 бывших
союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии,
Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины (из бывших
союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Её
результатом стало подписание Алма-Атинской декларации 21 декабря 1991 года, в
которой излагались цели и принципы СНГ.
Из республик бывшего СССР
в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония, а Грузия присоединилась к Содружеству
только в декабре 1993 года. Впоследствии «Беловежское соглашение» получило
неоднозначную оценку как внутри стран-участниц данного соглашения, так и в
мире. А споры по поводу оценки его значения и последовавших событий
продолжаются и по сей день.