Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая теория на тему Смысложизненные ориентации у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

Глава
1 . Теоретические аспекты
смысложизненных ориентаций у подростков, воспитывающихся в полных и неполных
семьях…………………………………… 5

1.1 Психолого-педагогическая
характеристика подростков…………………… 5

1.2 Определение понятия «смысложизненные
ориентации»………………….. 11

1.3 Особенности смысложизненных
ориентаций у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях………………………………………………………………… 16

Выводы
по главе 1……………………………………………………………………………. 22

Список
использованных источников…………………………………………………… 23

  

Введение:

 

Актуальность. В
подростковом возрасте, развитие самосознания, активизация стремление к
взрослости, личностное и профессиональное самоопределение, рост потребности
самостоятельно управлять своей жизнью и другие возрастные новообразования
неразрывно связаны и со стремлением личности к определению ценностно-смысловых
конструктов, являющихся ориентирами ее жизненной активности в социальном мире.
Отсутствие жесткой регламентации социальных ценностей и смыслов жизни человека
в современном российском обществе, с одной стороны, значительно расширяет
возможности личности в период взросления по авторскому определению траектории
своего личностного роста, но с другой стороны, самостоятельное создание ценностей
и смыслов своей жизни для подростков чрезвычайно сложным заданием.

Сейчас в
психологии накоплено большое количество данных о роли семьи в развитии и
формировании личности подростков. Современными учеными доказано существование
прямой связи между взаимоотношениями подростка с родителями и его
смысложизненными ориентациями, то есть личность подростка формируется в семье,
психологический климат которой становится для него средой ближайшего
социального окружения. Последствия негативных форм проявления воспитательных
воздействий чрезвычайно опасны и могут сказаться не только на успешности
процесса социализации, но и на психическом здоровье вообще.

Особое место в
нашем обществе занимает неполная семья, которая является одним из основных
социально-демографических типов современной семьи. Это малая группа с частично
неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать-отец-ребенок».

Многие ученые,
занимающиеся социальными проблемами, утверждают, что подростки, которые
воспитываются в неполной семье, более склонны к проблемам различного характера,
чем дети, которые воспитываются в полной семье. Практика показывает, что
подростки страдают, когда они воспитываются в семейной ситуации, отличной от
той, где ребенок растет в полноценной семье с обоими родителями.

По мнению А.Н.
Леонтьева, полнота семьи влияет на формирование дальнейших смысложизнненых
ориентаций подростков. А именно, на формирование образа будущей семьи данных
подростков [1]. Также,
Н. Цветкова утверждала о важности семьи в процессе формирования личности
подростка.

Отдельные
аспекты проблемы были раскрыты в работах Л.И. Божович [2],
Я.А. Гошовского [3],
И.В. Дубровина [4],
А.Н. Прихожан [5],
А.И. Ушатиков [6],
А.В. Фурмана [7],
А.Н. Леонтьева [8],
Л.А. Цветкова [9].

На западе
данную проблему изучали А. Адлер [10],
Дж. Боулби [11],
Э. Фромм [12] и
другие.

За последнее
время в России численность неполных семей не снижается, а имеет тенденцию к
росту. Существует несколько источников формирования неполных семей: в результате
расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или
отдельного их проживания. Наиболее распространенным источником возникновения
неполных семей сегодня является развод, поскольку каждый второй брак в стране,
по статистике, распадается. По мнению практикующих психологов, ребенку, который
пережил развод родителей, в будущем гораздо труднее устроить собственную жизнь.
Современная политика Российской Федерации направлена поддержку детей из
неполных семей, что отражено в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая
2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»

Учитывая
актуализированы социальные условия развития подростков, целесообразным является
изучение вопроса смысложизненных ориентаций у подростков, воспитывающихся в
полных и неполных семьях.

Объект
исследования: явление смысложизненных ориентаций.

Предмет
исследования: особенности смысложизненных ориентаций у подростков,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Цель
исследования: исследовать особенности смысложизненных ориентаций у подростков, которые
воспитываются в полных и неполных семьях.

Задачи
исследования:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику
подросткам.

2. Определить понятие «смысложизненные ориентации.

3. Изучить особенности смысложизненных ориентаций у
подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

4. Провести организацию исследования особенностей смысложизненных
ориентаций у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

5. Осуществить исследование особенностей смысложизненных
ориентаций у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

6. Проанализировать результаты проведенного
исследования.

Гипотеза
исследования: предполагается, что существуют различия в смысложизненные
ориентациях у подростков, которые воспитываются в полных и неполных семьях.

Методы
исследования: анализ теоретической литературы, синтез, классификация,
эмпирическое исследование.

Методики
исследования: Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Структура
работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников. [1] Леонтьев А. Н.  Избранные
сочинения в 3 т. – Т.1.  – М.: Юрайт,
2021. – С. 57. [2] Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр.
психол. тр. – 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с. [3] Гошовский Я. Диффузная идентичность подростков из
разнотипных депривированных семей / Я. Гошовский, Д. Гошовская //
Психологические перспективы. – 2018. – № 32. – С. 85-96. [4] Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
— 176 с. [5] Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности. М.: Гуманит, 2001. – 46 с. [6] Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное
поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / А.И. Ушатиков. – М.: Издательство
МПСИ, 2006. – 288 с. [7] Фурман Ю.В. Социальная адаптация подростков, воспитывающихся
в неполных семьях // Материалы V Международной научно-практической конференции.
– 2013. – С. 141-147. [8] Указ соч. Леонтьев А. Н. [9] Л.А. Цветкова Групповая работа с детьми и подростками
/ Л.А. Цветкова, Т.Г. Яничева. – СПб: Издательство СПбГУ, 2017. – 56 с. [10] Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А.
Адлер. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 448 с. [11] Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. –
477 с. [12] Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы
любви. – М.: АСТ, 2021. – 256 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование смысложизненных
ориентаций у подростков является для различных исследователей предметом
пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов
особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим
периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который
обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее
влияние на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Особое место
среди проблем воспитания подростка занимает воспитание в неполной семье. Наиболее
распространенным источником возникновения неполных семей сегодня является
развод. Отметим, что наибольшее количество разводов приходится на семьи с
детьми. При разводе отношения между родителями и детьми значительно меняются.
Атмосфера в неполной семье существенно влияет на формирование личности ребенка.
Напряженная атмосфера внутри и вокруг семьи в связи с обострением отношений
между родителями, ссорами, взаимными обвинениями, а также в связи с проявлением
бестактно любознательности со стороны окружающих, их непосредственными
репликами способствуют дезорганизации, социальной деформации ребенка, ослабляют
авторитет родителей, формируют у него чувство неполноценности, озлобленности,
зависти к другим и тому подобное. Отсутствие одного из родителей нарушает гармоничность
развития ребенка, делает его потенциально более уязвимой для развития разного
рода девиаций, психологических комплексов и проблем. Хотя, иногда, наличие
полной семьи еще не гарантирует гармоничное развитие личности, однако создает
лучшие предпосылки для этого.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ
СЕМЬЯХ 1.1
Психолого-педагогическая характеристика подростков Подростковый
возраст характеризуется как переходный этап между детством и взрослой жизнью.
На данный момент, мнения ученых по поводу периодизации подросткового возраста
расходятся, однако в среднем он начинается с 12-13 лет, перетекает в юношеский
и заканчивается в 16-17 лет. Основными психологическими потребностями подростка
является стремление к общению с ровесниками («группировка»), самостоятельности
и независимости в собственных взглядах и действиях, «эмансипация» от взрослых и
признания своих прав со стороны других людей. В современном мире социальная
зрелость не совпадает с моментом полового созревания. Ж. Ж. Руссо первым
обозначил подростковый возраст как период второго, самостоятельного рождения в
жизни и роста самосознания человека.

С подростковым
возрастом возникает дополнительная борьба за самостоятельность, увеличение
времени, проведенного со сверстниками, и меньше времени, проведенного с семьей.
Подростки становятся менее эмоционально зависящими от родителей, но эта
эмоциональная автономия часто возникает после периода конфликтов и усиления
переживания негативных эмоций. Младшие
подростки часто испытывают большее
негативное влияние, чем младшие дети, но негативное влияние часто уменьшается в
старшие школьные годы. [1]

В подростковом периоде человек проходит большой
путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими,
через собственные поражения и победы он формирует личность. Поведение подростка
часто парадоксально: откровенный негативизм может сочетаться с явной
конформностью, стремление к независимости – с просьбой о помощи; ныне он полон
энтузиазма и энергии, а завтра у него опустились руки, и он пассивно «плывет по
течению». Эти резкие, контрастные изменения – характерные черты переходного периода
от детства до того момента, когда общество признает человека взрослым. [1] Тогачинская О.В. Эмоциональная трансформация подросткового возраста // О.В. Тогачинская, В.И. Немеш // The 4 th International scientific and practical conference – Results
of modern scientific research and development‖ (June 28-30, 2021). – Madrid: Barca
Academy Publishing, 2021. – С. 229-232.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы