Курсовая теория Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая теория на тему SMS — общение и его влияние на грамотность обучающихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Лингвистические особенности СМС — сообщений
как нового жанра современной речи.. 6

1.1. Основные
направления изучения СМС — сообщений как нового жанра коммуникации. 6

1.2. Влияние
СМС-сообщений на речь. 11

Выводы по 1-й
главе. 20

Глава 2. Методические аспекты работы с
СМС-сообщениями на уроках русского языка в 5-9 классах.. 21

2.1. Методы,
формы и приемы работы с ученическими СМС-сообщениями в формировании грамотности
и повышения речевой культуры школьников. 21

2.2.
Упражнения с использованием ученических СМС — сообщений как дидактического
материала на уроках русского языка в формировании грамотности и повышения
речевой культуры школьников. 29

Выводы по 2-й главе. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

Список литературы.. 40

  

Введение:

 

Актуальность данного
исследования
обусловлена тем, что для современного мира характерно стремительное развитие
коммуникационных технологий и рост роли мобильного и Интернет — общения в жизни
не только отдельного человека, но и всего общества. Это обусловливает рост и
влияние новых форм коммуникации на развитие языка и его дальнейшие изменения.

Интернет и
мобильный телефон стали неотъемлемой частью существования современного
школьника, делая его общение намного легче и удобнее. Мобильная связь, стала
являться индивидуальным средством коммуникации, позволяющая транслировать
индивидуальный язык отдельно взятой личности, в которой коммуниканты стали
использовать не только буквы и знаки препинания, но и  символы – графические и образные —
«эмотиконы». Тем самым, появление данных знаков и символов обусловили появление
«СМС — дискурса», как одной из разновидностей онлайн дискурса (от английского
СМС «short message service») – языка Службы коротких сообщений.

Особенно данная
форма общения стала очень привлекательной для современных школьников, и это, на
наш взгляд, вызвано следующими причинами:

— во-первых, в
коротких сообщениях СМС подростки могут сообщить друг другу что-то важное и
срочное, если они находятся на определенном расстоянии друг от друга,

— во-вторых,
стиль и форму написания СМС подростки выбирают сами, создавая, таким образом,
индивидуальный стиль письма с использованием сленга, неологизмов, сокращений и
заимствований и т.д.,

— в-третьих,
письменное общение с помощью СМС отражает языковые изменения в речи подростков,
которые происходят под влиянием сети Интернет, а в частности, чатов, форумов,
мессенджеров и социальных сетей.

Итак, обращение к теме данного
исследования обусловлено тем, что с одной стороны, СМС — сообщения стали очень
распространены в современном коммуникационном взаимодействии, с другой стороны
– методика работы с ученическими СМС — сообщениями требует особого подхода,
т.к. в связи с особенностями жанра, необходимы специальные средства, приемы,
методы, которые будут способствовать повышению грамотности учащихся.

Таким образом, возникают противоречия между:

— появлением СМС — дискурса как разновидности онлайн дискурса и современного жанра речевого
общения современных подростков и недостаточной теоретической изученностью его
основных аспектов с точки зрения дискурсивного подхода и языковых особенностей,

— активным созданием СМС — дискурса в
подростковой среде с использованием сленга,
неологизмов, сокращений и заимствований и т.д. и отсутствием практики его
включения в методику преподавания русского языка, с целью ознакомления с новым
эпистолярным жанром и формированием речевой культуры школьников.

Обоснованная актуальность исследования,
противоречия, подтвердили важность и необходимость разработки практических
аспектов использования СМС — сообщений как дидактического материала на уроках
русского языка.

Таким образом, возникает проблема исследования: каковы
особенности работы с ученическими СМС — сообщениями в повышении речевой
культуры школьников.

Цель исследования –
обосновать и подтвердить эффективность использования СМС — сообщений, как дидактического
материала на уроках русского языка в формировании грамотности и повышения
речевой культуры школьников.

Задачи исследования:

1. изучить
основные подходы к изучению СМС — дискурса как разновидности онлайн дискурса
и как нового жанра Интернет коммуникации,

2. выявить основные типы и виды ошибок и
нарушения правил в ученических СМС.

Объектом данного
исследования выступили СМС — сообщения, составленные школьниками.

Предмет исследования –
процесс включения СМС — сообщений как дидактического материала на уроках
русского языка.

Важно отметить,
что лингвисты не так часто в научных исследованиях затрагивали вопросы
относительно СМС — дискурса как разновидности онлайн дискурса и
современного жанра речевого общения, в частности можно назвать труды М.В.
Горбаневского, Ю.Н. Караулова, Е.И. Горошко, Т.В. Инешевой. Что же касается
методики использования СМС на уроках русского языка с целью развития речевой
культуры школьников, то можно отметить диссертационное исследование В.И.
Земзеревой. Больше научных работ в интересующем аспекте  не было выявлено.

Основными методами стали: анализ научной
литературы по теме исследования, обобщение, систематизация,

Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

СМС-дискурс представляет собой гибрид устного и
письменного языков. Среда является псевдоразговорной. Он часто используется для
передачи коротких заметок или ответов участникам. Стиль неформальный, в котором
коммуниканты в основном пытаются установить личные отношения друг с другом. Сообщения
не очень тщательно составлены или отредактированы по стилю, поэтому встречаются
примеры опечаток и ошибок. Особенности текста раскрывают существование нового
жанра в его собственных уникальных условностях за счет использования
аббревиатур, вырезок, новых вариантов написания и смайликов.

В целом опечатки и ошибки перестают восприниматься как
проявления неуважения к адресату, они оправдываются скоростью передачи
информации или техническими причинами, в редких случаях замечаются
собеседниками, и метаязыковая рефлексия, очевидным образом замедляющая процесс
общения и уводящая от темы разговора, становится уделом той немногочисленной
части коммуникантов, которая особенно щепетильна в вопросах грамотности и
привыкла реагировать на отклонения от нормы.

Для СМС-сообщений привычны не только опечатки,
нарушения норм орфографии и пунктуации, вольные переводы с иностранного языка,
но и отступления от традиционных этикетных правил: стало необязательным
здороваться и прощаться, благодарить, извиняться за причиненные неудобства и
осуществлять другие речевые действия, демонстрирующие уважение к собеседнику

СМС-сообщения, выполняющие функцию личной переписки,
отражают сущность личного пространства ученика. Следовательно, учитель русского
языка, опираясь на современный материал СМС-сообщений, имеет возможность
совершенствовать языковые способности подростка

Были освещены приёмы работы с СМС-сообщениями и те
трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе учебной деятельности на
новом для них материале.

Исследование показало, что работа с СМС-сообщениями на
уроках русского языка — один из возможных результативных видов учебной
деятельности. Установлено, что при выполнении упражнений, содержащих
СМС-сообщения, учащиеся осознают основные воспитательные и дидактические цели.
Обращение к СМС-сообщениям в процессе обучения русскому языку предоставляет
возможности и для осуществления индивидуальной работы со школьниками по
повышению орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Лингвистические особенности СМС — сообщений как
нового жанра современной речи 1.1. Основные направления изучения
СМС — сообщений как нового жанра коммуникации Современный
мир характеризуется стремительным развитием коммуникационных технологий и
повышением роли мобильной Интернет-коммуникации в жизни не только отдельного
индивида, но и всего общества. Это предопределяет рост влияния новых форм
коммуникации на развитие речи и ее дальнейшие изменения. Лингвистика как наука
не может остаться в стороне от процесса изучения СМС-коммуникации и всех
тенденций связанных с этим процессом.

В
последние годы в рамках современной лингвистики внимание уделяется языку новых
медиасредств, которые следует рассматривать как форму взаимодействия во
всемирной сети (World Wide Web) – Интернет, как разновидность
компьютерно-опосредованной коммуникации. Лингвистическая и
корпусно-лингвистическая заинтересованность все чаще затрагивает рассмотрение
особых стилевых жанров и дискурсов Интернет-языки-электронных писем, форумов,
чатов, гостевых книг и т. д [6].

Для
каждой электронной формы коммуникации -электронных писем, форумов, чатов, гостевых
книг, СМС разного характера – поздравлений, любовных сообщений и т.д. – характерными
являются определенные лингвистические особенности [4].

Особого
внимания заслуживают так называемые СМС, которые посылаются с помощью
мобильного телефона или интернета, и которые в начале нового тысячелетия
получили настоящее признание [44].

Каждое средство массовой
коммуникации, а именно – пресса, радио, телевидение – возник в связи с
определенными потребностями общества и обслуживает отдельную сферу его жизни и
поэтому приобретает особенностей речевой репрезентации [16]. Мобильная связь,
являющаяся средством коммуникации, можно сравнить, с одной стороны, со
средствами массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), с другой, со
средствами индивидуальной коммуникации (например, со стационарной телефонной
сетью) [5

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы