Курсовая теория на тему SMS — общение и его влияние на грамотность обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Лингвистические особенности СМС — сообщений
как нового жанра современной речи.. 6
1.1. Основные
направления изучения СМС — сообщений как нового жанра коммуникации. 6
1.2. Влияние
СМС-сообщений на речь. 11
Выводы по 1-й
главе. 20
Глава 2. Методические аспекты работы с
СМС-сообщениями на уроках русского языка в 5-9 классах.. 21
2.1. Методы,
формы и приемы работы с ученическими СМС-сообщениями в формировании грамотности
и повышения речевой культуры школьников. 21
2.2.
Упражнения с использованием ученических СМС — сообщений как дидактического
материала на уроках русского языка в формировании грамотности и повышения
речевой культуры школьников. 29
Выводы по 2-й главе. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Актуальность данного
исследования
обусловлена тем, что для современного мира характерно стремительное развитие
коммуникационных технологий и рост роли мобильного и Интернет — общения в жизни
не только отдельного человека, но и всего общества. Это обусловливает рост и
влияние новых форм коммуникации на развитие языка и его дальнейшие изменения.
Интернет и
мобильный телефон стали неотъемлемой частью существования современного
школьника, делая его общение намного легче и удобнее. Мобильная связь, стала
являться индивидуальным средством коммуникации, позволяющая транслировать
индивидуальный язык отдельно взятой личности, в которой коммуниканты стали
использовать не только буквы и знаки препинания, но и символы – графические и образные —
«эмотиконы». Тем самым, появление данных знаков и символов обусловили появление
«СМС — дискурса», как одной из разновидностей онлайн дискурса (от английского
СМС «short message service») – языка Службы коротких сообщений.
Особенно данная
форма общения стала очень привлекательной для современных школьников, и это, на
наш взгляд, вызвано следующими причинами:
— во-первых, в
коротких сообщениях СМС подростки могут сообщить друг другу что-то важное и
срочное, если они находятся на определенном расстоянии друг от друга,
— во-вторых,
стиль и форму написания СМС подростки выбирают сами, создавая, таким образом,
индивидуальный стиль письма с использованием сленга, неологизмов, сокращений и
заимствований и т.д.,
— в-третьих,
письменное общение с помощью СМС отражает языковые изменения в речи подростков,
которые происходят под влиянием сети Интернет, а в частности, чатов, форумов,
мессенджеров и социальных сетей.
Итак, обращение к теме данного
исследования обусловлено тем, что с одной стороны, СМС — сообщения стали очень
распространены в современном коммуникационном взаимодействии, с другой стороны
– методика работы с ученическими СМС — сообщениями требует особого подхода,
т.к. в связи с особенностями жанра, необходимы специальные средства, приемы,
методы, которые будут способствовать повышению грамотности учащихся.
Таким образом, возникают противоречия между:
— появлением СМС — дискурса как разновидности онлайн дискурса и современного жанра речевого
общения современных подростков и недостаточной теоретической изученностью его
основных аспектов с точки зрения дискурсивного подхода и языковых особенностей,
— активным созданием СМС — дискурса в
подростковой среде с использованием сленга,
неологизмов, сокращений и заимствований и т.д. и отсутствием практики его
включения в методику преподавания русского языка, с целью ознакомления с новым
эпистолярным жанром и формированием речевой культуры школьников.
Обоснованная актуальность исследования,
противоречия, подтвердили важность и необходимость разработки практических
аспектов использования СМС — сообщений как дидактического материала на уроках
русского языка.
Таким образом, возникает проблема исследования: каковы
особенности работы с ученическими СМС — сообщениями в повышении речевой
культуры школьников.
Цель исследования –
обосновать и подтвердить эффективность использования СМС — сообщений, как дидактического
материала на уроках русского языка в формировании грамотности и повышения
речевой культуры школьников.
Задачи исследования:
1. изучить
основные подходы к изучению СМС — дискурса как разновидности онлайн дискурса
и как нового жанра Интернет коммуникации,
2. выявить основные типы и виды ошибок и
нарушения правил в ученических СМС.
Объектом данного
исследования выступили СМС — сообщения, составленные школьниками.
Предмет исследования –
процесс включения СМС — сообщений как дидактического материала на уроках
русского языка.
Важно отметить,
что лингвисты не так часто в научных исследованиях затрагивали вопросы
относительно СМС — дискурса как разновидности онлайн дискурса и
современного жанра речевого общения, в частности можно назвать труды М.В.
Горбаневского, Ю.Н. Караулова, Е.И. Горошко, Т.В. Инешевой. Что же касается
методики использования СМС на уроках русского языка с целью развития речевой
культуры школьников, то можно отметить диссертационное исследование В.И.
Земзеревой. Больше научных работ в интересующем аспекте не было выявлено.
Основными методами стали: анализ научной
литературы по теме исследования, обобщение, систематизация,
Структура
работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
СМС-дискурс представляет собой гибрид устного и
письменного языков. Среда является псевдоразговорной. Он часто используется для
передачи коротких заметок или ответов участникам. Стиль неформальный, в котором
коммуниканты в основном пытаются установить личные отношения друг с другом. Сообщения
не очень тщательно составлены или отредактированы по стилю, поэтому встречаются
примеры опечаток и ошибок. Особенности текста раскрывают существование нового
жанра в его собственных уникальных условностях за счет использования
аббревиатур, вырезок, новых вариантов написания и смайликов.
В целом опечатки и ошибки перестают восприниматься как
проявления неуважения к адресату, они оправдываются скоростью передачи
информации или техническими причинами, в редких случаях замечаются
собеседниками, и метаязыковая рефлексия, очевидным образом замедляющая процесс
общения и уводящая от темы разговора, становится уделом той немногочисленной
части коммуникантов, которая особенно щепетильна в вопросах грамотности и
привыкла реагировать на отклонения от нормы.
Для СМС-сообщений привычны не только опечатки,
нарушения норм орфографии и пунктуации, вольные переводы с иностранного языка,
но и отступления от традиционных этикетных правил: стало необязательным
здороваться и прощаться, благодарить, извиняться за причиненные неудобства и
осуществлять другие речевые действия, демонстрирующие уважение к собеседнику
СМС-сообщения, выполняющие функцию личной переписки,
отражают сущность личного пространства ученика. Следовательно, учитель русского
языка, опираясь на современный материал СМС-сообщений, имеет возможность
совершенствовать языковые способности подростка
Были освещены приёмы работы с СМС-сообщениями и те
трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе учебной деятельности на
новом для них материале.
Исследование показало, что работа с СМС-сообщениями на
уроках русского языка — один из возможных результативных видов учебной
деятельности. Установлено, что при выполнении упражнений, содержащих
СМС-сообщения, учащиеся осознают основные воспитательные и дидактические цели.
Обращение к СМС-сообщениям в процессе обучения русскому языку предоставляет
возможности и для осуществления индивидуальной работы со школьниками по
повышению орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.
Фрагмент текста работы:
1. Лингвистические особенности СМС — сообщений как
нового жанра современной речи 1.1. Основные направления изучения
СМС — сообщений как нового жанра коммуникации Современный
мир характеризуется стремительным развитием коммуникационных технологий и
повышением роли мобильной Интернет-коммуникации в жизни не только отдельного
индивида, но и всего общества. Это предопределяет рост влияния новых форм
коммуникации на развитие речи и ее дальнейшие изменения. Лингвистика как наука
не может остаться в стороне от процесса изучения СМС-коммуникации и всех
тенденций связанных с этим процессом.
В
последние годы в рамках современной лингвистики внимание уделяется языку новых
медиасредств, которые следует рассматривать как форму взаимодействия во
всемирной сети (World Wide Web) – Интернет, как разновидность
компьютерно-опосредованной коммуникации. Лингвистическая и
корпусно-лингвистическая заинтересованность все чаще затрагивает рассмотрение
особых стилевых жанров и дискурсов Интернет-языки-электронных писем, форумов,
чатов, гостевых книг и т. д [6].
Для
каждой электронной формы коммуникации -электронных писем, форумов, чатов, гостевых
книг, СМС разного характера – поздравлений, любовных сообщений и т.д. – характерными
являются определенные лингвистические особенности [4].
Особого
внимания заслуживают так называемые СМС, которые посылаются с помощью
мобильного телефона или интернета, и которые в начале нового тысячелетия
получили настоящее признание [44].
Каждое средство массовой
коммуникации, а именно – пресса, радио, телевидение – возник в связи с
определенными потребностями общества и обслуживает отдельную сферу его жизни и
поэтому приобретает особенностей речевой репрезентации [16]. Мобильная связь,
являющаяся средством коммуникации, можно сравнить, с одной стороны, со
средствами массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), с другой, со
средствами индивидуальной коммуникации (например, со стационарной телефонной
сетью) [5