Методика обучения русскому языку и литературному чтению Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Словарная работа на уроке чтения в начальной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Понятие о слове 4
1.1. Слово как основная единица лексикологии 4
1.2. Понятие слова в начальной школе 6
Словарная работа в начальной школе 9
2.1. Пути обогащения словарного запаса младших школьников при обучении грамоте 9
2.2. Словарная работа на уроках чтения 13
Заключение 20
Список использованной литературы 23

  

Введение:

 

Сегодня образование ориентируется на оптимизацию учебно-воспитательного процесса, на формирование компетентной личности, имеет необходимое количество знаний, богатый активный словарь и, самое главное, целесообразно применяет их в любых жизненный или профессиональных ситуациях. Актуальной становится проблема обеспечения успешного развития речевой и коммуникативной компетентности у младших школьников. При этом школа, в том числе начальная, должна сформировать коммуникативную личность, обладающую литературной нормативной речью, что свободно, корректно может выразить собственное мнение и с легкостью установить контакт с другими людьми. Систематическая работа над текстом в начальной школе позволяет решить данную проблему, ведь школьники знакомятся с различными типами текстов: рассуждение, рассказ, описание, наблюдают за их особенностями; учатся правильно их строить и анализировать. Все это активно развивает речевые навыки младших школьников.
Слово, являясь основной структурно-функциональной единицей языка, также имеет большое значение в развитии коммуникативной и речевой компетенции.
Объект работы – словарная работа в начальной школе.
Предмет исследования – работа на уроке чтения.
Задачи исследования:
— охарактеризовать слово как основную единицу лексикологии,
— раскрыть понятие слова в начальной школе,
— описать пути обогащения словарного запаса младших школьников при обучении грамоте,
— проанализировать словарную работу на уроках чтения в начальной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, работа над изучением лексики в школе направлена на обогащение активного словаря учащихся, развитие связной речи, выработка навыков сознательного овладения новыми словами, уточнение значения и сферы применения известных слов. Лингводидактической основой организации работы над формированием словарного запаса учащихся является лексикология. Основной предмет ее исследований – слова во всех их функциональных проявлениях. Слово называют центральной функционально-структурной единицей языка. Все остальные элементы языка существуют или для слова и в слове (фонемы и морфемы), или благодаря ему (предложения). Это выражение ассоциации определенного значения с определенным комплексом звуков, подвергается определенному грамматическому использованию. Основной отличительной чертой слова является наличие в нем определенного грамматического значения. В общем, слово – это самостоятельная, наделенная одним или несколькими грамматическими значениями единица языка, которая передает одно или несколько лексических значений, легко воспроизводиться и является строительным материалом для предложения. Слово в речи выступает в различных формах и с разным значением.
Под лексическим значением (семантикой) слова понимают исторически закрепленную в сознании народа (коллектива) соотнесенность слова с определенным явлением. Лексическое значение и звуковая форма слова выступают как неразрывное единство, в котором лексическое значение – идеальное содержание, а звуковая форма – материальная оболочка. Есть три типа лексических значений слов: номинативное (первичное и производное), фразеологическое и контекстуальное.
Слова бывают однозначные и многозначные, имеют прямое и переносное значение. Лексическое значение слов, особенно жизненно важных, проявляет высокую устойчивость. Слово в языке должно употребляться в его общепринятом лексическом значении. Отклонение от его значения может привести к недоразумению, а то и к неправильному толкованию сказанного. Основными направлениями работы над словом является обогащение, уточнение, активизация словаря, и устранение нелитературных слов. Обогащение словаря – это процесс усвоения незнакомых ученикам слов в результате, которого целенаправленно расширяется словарный запас учащихся и развивается выразительность их речи. Это и работа над усвоением лексического значения слова, работа над осознанием прямого и переносного значения слов, многозначностью и омонимией, работа над синонимами, изучение антонимов. Методика ознакомления с новым словарным словом включает несколько этапов: ознакомление со словом, осознание его значения, аудирование, разница между произношением и написанием, подбор однокоренных. Важно, чтобы учитель в процессе работы над словарем детей осуществлял постоянный межпредметных связь (например, уроков чтения и письма, чтения и музыки и др.). Это приучает детей лучше присматриваться к лексическому богатству и стилистическим возможностям родного языка, способствует развитию общей речевой культуры. И вместе с тем нужно время от времени отводить отдельные уроки, которые предусматриваются для развития речи. Значительное место на уроках отводится упражнениям, которые помогают расширить и уточнить словарь детей. Значения неизвестных слов, встречающихся в текстах, обязательно следует объяснять, формируя у учащихся соответствующие представления и понятия.
И также следует производить у учащихся умения подбирать слова, которыми можно точно, ярко, образно выразить мысль. С первых дней обучения ребенка в школе необходимо повседневно работать над словом, объяснять различные его значения, подбирать синонимы, вводить слова в предложения, выявлять синонимы в иллюстративном материале. Решая эти задачи на уроках чтения, учитель обогащает речи учащихся количественно, то есть пополняет их активный словарь. Источниками обогащения словарного запаса учащихся начальных классов является окружающая действительность, учебный процесс, иллюстративный материал учебников, наглядные пособия, технические средства и т. д. В течение первого года обучения речи детей на уроке осуществляется в рамках достаточно широкого круга тематических групп. В этот период словарный запас младших школьников активно пополняется прилагательных и глагольными формами, а сами высказывания становятся более полными, эмоциональными, яркими. Важную роль в обогащении словаря детей имеет речь учителя. Она всегда является образцом для учеников, а потому и должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу. В современной методике существует несколько способов и приемов объяснения слов. Для объяснения семантики непонятных слов учителя чаще всего прибегают к таким способам: демонстрация предмета или рисунка использование контекста; самый словообразовательный анализ; толкование слов. Каждый способ может быть осуществлен одним из нескольких различных приемов. В лексико-семантической работе чрезвычайно важно систематичность в работе над словарными словами. Такую работу со словарными словами желательно проводить в соответствии с разделом языка, который изучается: фонетики, орфоэпии, акцентологии, лексикологии, синтаксиса и морфологии.

   

Фрагмент текста работы:

 

Понятие о слове
1.1 Слово как основная единица лексикологии

Лексика (греч. Lexikos – «словарный») – это словарный состав языка [6, с.14]. Раздел науки о языке, который изучает лексику во всем ее объеме, называется лексикологией. Основной предмет лексикологических исследований – слова во всех его функциональных проявлениях Слово – центральная функционально-структурная единица языка. Все остальные элементы языка существуют или для слова и в слове (фонемы и морфемы), или благодаря ему (предложения) [7].
Наиболее точно и кратко очертил слово французский языковед А. Мейе (1866–1936): «Слово – это выражение ассоциации определенного значения с определенным комплексом звуков, что подвергается определенному грамматическому использованию» [9, с. 42]. Однако даже это определение далеко не совершенное: в нем четко не отмежевывается слово от морфемы, с одной стороны, и от словосочетания, с другой; не учтены существования в языке многозначных слов. Значение не является атрибутивным для слова, хотя и обязательным. Основная отличительная черта слова, которой оно отличается и от морфемы, и от словосочетания – это наличие в нем определенного грамматического значения [6, с. 8]. Грамматическое значение имеет и наречие быстро (входит в определенной части речи), и предлог над (кроме того, что относится к определенной части речи, еще и требует после себя творительного или винительного падежа).
Итак, слово – это самостоятельная, наделенная одним или несколькими грамматическими значениями единица языка, которая передает одно или несколько лексических значений, легко воспроизводиться и является строительным материалом для предложения.
Слова возникают по-разному. Название кенгуру, например, возникло по недоразумению. Когда англичане спрашивали в Австралии туземцев о названии удивительных животных, которых они увидели здесь впервые, те, не зная английского языка, отвечали: «не понимаю», что для англичан звучало как «кенгуру». А такие слова, как ампер, вольт, ватт – это переведенные в разряд общих названий фамилии выдающихся ученых [5, с.44]. Как писал А. Потебня, «слово выражает не все содержание понятия, а один из признаков, именно тот, кажется, народному взгляду важнейшим» [7, с.28]. Например, когда ученики писали на отдельных листах бумаги, но кто-то догадался сшить их – и по этому признаку предмет получил название тетрадь.
Слово, как правило, имеет одно или несколько лексических значений, то есть имеет свою семантику. Семантика – это «смысловая сторона языковых единиц: слов, словосочетаний, фразеологизмов, морфем» [9, с. 60]. Под лексическим значением (семантикой) слова понимают исторически закрепленную в сознании народа (коллектива) соотнесенность слова с определенным явлением [12, с. 85]. Реальный «предмет» (или явление) как объект наименования называется денотатом (обозначаемым). Его обобщенный, абстрактный образ в нашем представлении – это сигнификат (отметка, образ) [5, с. 85].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы