Курсовая теория на тему «Словарная работа как средство развития орфографической зоркости младших школьников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографических навыков младших школьников 5
1.1.Процесс формирования орфографического навыка 5
1.2.Условия развития орфографической зоркости младших школьников 10
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Пути развития орфографической зоркости младших школьников 18
2.1. Приемы работы над орфограммой 18
2.2. Работа над орфографическим правилом 21
2.3.Упражнения, развивающие орфографическую зоркость у младших школьников 26
Выводы по 2 главе 32
Заключение 34
Библиография 37
Введение:
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников — формирование орфографической зоркости. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 — 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение видеть орфограммы.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.
Однако известно, что умение писать грамотно у учащихся формируется недостаточно, поэтому уровень их грамотного письма невысок. С одной стороны, навык грамотного письма является общеучебным, следовательно, дети столкнутся с трудностями в дальнейшем обучении. С другой стороны, важна не столько грамотность функциональная (первоначальные навыки письма и чтения), сколько языковая (навык владения языком в устной и письменной речи в повседневном общении).
Данная проблема — важная общеметодическая задача, которая нашла отражение в трудах К. Ушинского, Д. И. Тихомирова, И.С. Рождественского, Д. Н. Богоявленского, П. Я. Гальперина, Н.Н. Алгазиной, А. Н. Гвоздева и др. Эта задача актуальна и сегодня
Объект: развитие орфографической зоркости младших школьников.
Предмет: пути развития орфографически правильного письма у младших школьников.
Цель: изучение путей развития орфографически правильного письма у младших школьников.
Задачи:
˗ изучить литературу по данной проблеме
˗ выявить рекомендации по развитию орфографически правильного письма у младших школьников.
— разработать серию упражнений по развитию орфографически правильного письма у младших школьников.
Новизна исследования заключается в том, что студент впервые занимается изучением методических путей обучения орфографии.
Практическая значимость исследования состоит в подборе специальных упражнений для развития орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Данная тема нашей работы актуальна всегда. В этой теме рассматривается одна из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку — это проблема использования орфографических упражнений. Приведенные в данной работе результаты исследований дают нам основание утверждать, что орфографические упражнения как основная форма организации орфографических проблем является средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость– это составная часть общей язы¬ковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах.
Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая опре¬деляется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным от¬сутствием у них теоретических знаний по языку.
Начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Кор¬фа, Д.И. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов —
М.В. Ушакова, С.П. Редозубова, Л.К. Назаровой и особенно Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на прин¬ципы орфографии и на типы орфограмм.
В центр обучения право¬писанию поставлено правило, его применение (алгоритм), то есть ре¬шение орфографической (или грамматико-орфографической) задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих пра¬вил, и грамматических условий их применения (ошибка в ходе реше¬ния задачи приводит к ошибке в написании).
Однако методика обучения правописанию в начальной школе долж-на опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом, восприятия речи на слух (ауди-рования) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфоэпического навыка; на интонации и выра¬зительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, словоизменения, на закономерности функционирования языка, то есть на грамматику.
Развитие навыков орфографии младших школьников и достижение высокого качества навыков орфографии и навыков по-прежнему остается одним из актуальных вопросов начального обучения.
Хочется еще раз отметить, что систематическая и целенаправленная работа на уроках русского языка и во внеурочное время по формированию и развитию навыков орфографии приводит к положительным результатам.
Анализ показал, что авторы учебников русского языка для начальной школы включают большое количество материала для самостоятельной работы учащихся, встречается большое количество заданий, связанных с размышлением, обсуждением предположений, выбором и объяснением правильного ответа, поиском альтернативы и т.п.
Среди них встречается много упражнений, направленных на развитие такого компонента саморегуляции, как оценка результатов и гибкость учебной деятельность.
Однако, в упражнениях, направленных на самостоятельность, редко встречаются задания, которые нацелены на осознанную саморегуляцию учебной деятельности самими школьниками, на развитие всех её компонентов.
Отсюда следует, что процесс развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников находится в большой зависимости от учителя, его профессионализма, педагогического мастерства, поскольку именно он играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.
Опытный педагог способен достаточно быстро определить особенности индивидуального стиля саморегуляции любого учащегося, а также уровень развития отдельных компонентов.
А умелое использование УМК позволит ему решить эти задачи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографических навыков младших школьников
1.1. Процесс формирования орфографического навыка
Русская орфография как совокупность правил раскладывается на пять разделов [18,с.77]. Каждый из этих разделов представляет собой систему правил:
1) правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слова ;
2) правила употребления прописных и строчных букв (выделяются прописными буквами имена собственные и некоторые другие типы слов , а также начальное слово самостоятельного предложения);
3) правила о слитных, полу слитных (дефисных) написаниях, а также о раздельных написаниях;
4) правила переноса частей слова с одной строки на другую ;
5) правила графического сокращения слов.
Все указанные выше разделы орфографии определяют ее основные принципы.
Принципы орфографии — это руководящие идеи выбора буквносителями языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно [9,с.79]. Понять принципы орфографии — значит увидеть ее систему и воспринять каждое ее отдельное правило во взаимосвязи с грамматической, фонетической и словообразовательной природой слова
Морфологический принцип. В учебной и научно-методической литературе морфологический принцип отождествляется с морфофонематическим, фонематическим или фонемным, принципами. Эти наименования глубже раскрывают сущность морфологического принципа, подчеркивая, что написание морфемы предопределяется ее фонематическим составом.