Курсовая теория Юриспруденция Уголовный процесс

Курсовая теория на тему Следователь как участник уголовного судопроизводства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Эволюция статуса следователя как участника уголовного судопроизводства 5
§2. Роль следователя как участника уголовного судопроизводства 10
§3. Функции следователя как участника уголовного судопроизводства 13
§4. Права и обязанности следователя как участника уголовного судопроизводства 18
§5. Процессуальная самостоятельность следователя как участника уголовного судопроизводства 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач осуществляющейся в настоящее время реформы уголовно- процессуального законодательства Российской Федерации нам представляется построение правильной концептуальной модели предварительного следствия, поиск которой, как показывает отечественный исторический опыт, продолжается уже почти 100 лет.
Возбуждая уголовное дело, проводя предварительное следствие, определяя ход и направление расследования, следователь во многом предопределяет характер и содержание дальнейших уголовно-процессуальных правоотношений, в том числе, их субъектный состав. Являясь основным субъектом предварительного расследования, следователь не может не находиться в центре взаимодействия субъектов обвинения. В то же время, характер взаимодействия следователя с субъектами обвинения различен, он в ряде случаев отличается существенным разнообразием. С некоторыми из них его взаимодействие строится на основе ведомственного подчинения и процессуального руководства. В связи с проведенными изменениями в законодательстве, представляется актуальным исследование данного вопроса.
Несмотря на законодательное определение функций следователя, и множественные исследования данного аспекта, данный вопрос остается спорным. Требуют уточнения задачи, полномочия следователя в связи с выполнением им функции обвинения, а также гарантии законности и обоснованности деятельности, его процессуальная самостоятельность.
Это и послужило актуальностью темы курсовой работы.
Объектом работы курсовой работы являются правовые отношений, складывающиеся в процессе реализации статуса следователя в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования курсовой работы является законодательство, регулирующее статус следователя в уголовном судопроизводстве.
Целью курсовой работы является выявление особенностей статуса следователя в уголовном судопроизводстве.
Задачи курсовой работы:
— изучить эволюцию статуса следователя как участника уголовного судопроизводства;
— раскрыть роль следователя как участника уголовного судопроизводства;
— рассмотреть функции следователя как участника уголовного судопроизводства;
— проанализировать права и обязанности следователя как участника уголовного судопроизводства;
— охарактеризовать процессуальную самостоятельность следователя как участника уголовного судопроизводства.
Методологическая база курсовой работы сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ1, УК РФ2, УПК РФ3, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Структурно курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Тот, кто сейчас называется следователем, в уголовном судопроизводстве существовал всегда, потому что должен был быть тот субъект процесса, который прежде непосредственного предания человека суду, осуществлял бы функцию сбора доказательств, розыска, задержания и привлечения к суду лица, чью вину должен был признать или опровергнуть суд, подготавливал бы дело к торжественному обряду судоговорения и разрешения его по существу.
Очевидно, что субъект деятельности, обладающий в своем лице полномочиями по осуществлению именно этой функции, выделился из судопроизводства лишь по прошествии многих веков; до этого же данная функция входила, как правило, в комплекс обязанностей наряду с другими, в основном правоохранительными.
В действующем УПК РФ были значительно расширены формы контроля над процессуальной деятельностью следователя. В настоящее время данные проблемы остро проявляются в практически абсолютном подчинении следователя руководителю следственного органа.
Представляется необходимым создание особой структуры судебной власти — судебного следователя, который будет осуществлять исключительно функцию судебного контроля на досудебных стадиях и быть свободным от полномочий по осуществлению правосудия при разбирательстве уголовного дела по существу.
Проведенный анализ судебной и следственной практики показал, что на момент вербовки и перевозки предполагаемых жертв выявить и распознать исследуемые преступления практически невозможно, а доказательственная база преступной деятельности отсутствует, поскольку потерпевшие, как правило, не осознают преступность действий виновных, не понимают уготовленной им участи и, не сопротивляясь, подчиняются запланированной преступной деятельности. Доказательства, изобличающие виновных, как правило, появляются в ходе удержания потерпевших, реализации целей преступления, совершения сделок в отношении потерпевших, их эксплуатации.
В действующем законодательстве существует определенная система норм, которые образуют институт процессуальной самостоятельности следователя. Их главная цель заключается в том, чтобы обеспечить законность и установить объективную истину по расследуемому уголовному делу, так как в случае, когда на следователя оказывается постороннее воздействие или в случае, когда он сам нарушает свой служебный и моральный долг — выносить решение лишь на основании своего убеждения — под удар ставится основная процессуальная гарантия — достичь объективную истину.
По нашему мнению, в УПК РФ должно быть записано, что следователь — самостоятельный и независимый участник уголовного процесса, осуществляющий функцию расследования. Более того, на стадии предварительного расследования следователь, обладая полномочиями прекратить уголовное дело, в том числе по нереабилитирующим основаниям (то есть принять итоговое решение по уголовному делу), фактически берет на себя полномочия суда, признавая лицо виновным в совершении преступления. При этом анализ действующего уголовно-процессуального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что процессуальная самостоятельность следователя явно ограничена. И если в дальнейшем законодатель пойдет по указанному пути, это может привести к обезличиванию этой процессуальной фигуры, снижению престижа профессии и утрате профессиональной категории юристов. В целях укрепления процессуальной самостоятельности следователя, необходимо создать надлежащий следственный аппарат и законодательно закрепить условия самостоятельности и независимости следователя с тем, чтобы он мог осуществлять всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела для достижения правозащитного назначения уголовного судопроизводства.

 

Фрагмент текста работы:

 

§1. Эволюция статуса следователя как участника уголовного судопроизводства

Категория статуса следователя исторически присуща отечественному уголовно-процессуальному праву и берет свое начало с реформ 1860-1864 годов. Следует заметить, что до 1860 г. предварительное следствие осуществлялось органами полиции и находилось в подчинении административной власти.Однако 8 июня 1860 г. Указом Императора Александра II «Об отделении следственной части от полиции» в губерниях были учреждены должности судебных следователей, на которых возлагались обязанности по производству следствия по всем преступлениям и проступкам, относящимся к ведению судов. Подчинялись следователи министру юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором. При этом контроль за следственными действиями возлагался на суды, в компетенцию которых входило приостановление и прекращение следствия, отмена распоряжений следователей, дача им предписаний. Полная же независимость судебно-следственной власти от административной и приравнивание следователей к членам окружных судов провозглашалась принятыми в 1862 г. Основными положениями об устройстве судебных мест в России4.
Следующий этап в становлении статуса следователей и их независимости от административной власти связан с принятием 20 ноября 1864 г. Учреждения судебных установлений, статьей 212 которого назначение и смещение следователей было отнесено к компетенции Императора по представлению министра юстиции. Более того, ст. 264 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. провозглашала, что «судебный следователь предпринимает собственною властию все меры, необходимые для производства следствия, за исключением тех, в которых власть его положительно ограничена законом». В тоже время, в соответствии со ст. 296 Устава «наблюдение за следственными действиями» возлагалось на прокурора. При этом прокурор или его товарищ имели право давать указания следователю, однако при несогласии следователя с указаниями последний мог, не исполняя указаний, обратиться со своими доводами в суд, который и разрешал возникшие разногласия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы