Курсовая теория на тему Сказка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………..……..…..3
1. Сущность
понятия «воображение» и его характеристика в психолого-педагогической
литературе………………………………………………………4
2.
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………….……..12
3.
Возможности сказки как средства развития воображения у детей старшего
дошкольного возраста ……………………………………………………………21
Заключение
………………………………………………………………………29
Список
использованных источников ……………………………………..…….30
Введение:
К человеку в современном мире со стороны общества предъявляется масса
требований. В первую очередь это касается того, что он должен быть всесторонне
развит, должен уметь быстро получать и усваивать информацию, а также иметь
возможность активно применять эти знания на практике.
Развитие воображения в этом контексте выступает как один из способов
усвоения человеком информации, а также способности воспроизведения этой
информации. Развитое воображение во многом способствует развитию творческой
составляющей всей деятельности ребенка. Во многом он способствует возможности
ребенка адаптироваться к ситуации и принимать решения в повседневной жизни.
Человеческое воображение представляет собой один из самых важных
психических процессов. Оно является обязательным компонентом любой формы
творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение
представляет собой особое свойство психики человека, которое стоит отдельно от
других психических процессов, занимает промежуточное положение между
восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура,
является продуктом воображения людей. Именно воображение позволяет человеку творить,
разумно планировать свою деятельность и управлять ею.
Воображение является предметом многих психолого-педагогических
исследований в отечественной и зарубежной науке. Изучаемой проблеме посвящены
научные работы различных исследователей, специалистов по психологии и
педагогике. Однако наибольшее внимание данной проблеме уделяется в работах
таких авторов как Боровик О.В.,
Глебовой И. Ю., Коган Л.Н. и Никифорова А.И. В работах этих исследователей в
значительной степени отражены данные по изучению процесса воображения в целом,
его важности для развития ребенка. Также изучены аспекты возрастных
особенностей развития детей
Однако анализ теории и практики позволил заключить, что в дошкольных
образовательных учреждениях недостаточно используются возможности сказки в
развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим
возникает противоречие между задачей развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста и недостаточно раскрытыми для этого возможностями
использования сказки как эффективного средства развития воображения.
Проблема
исследования: каковы возможности использования сказки
в качестве средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста?
Цель
исследования: выявление и теоретическое обоснование
возможностей сказки как средства развития воображения у
детей старшего дошкольного возраста.
Заключение:
Термин
«воображение» в психолого-педагогическое литературе можно охарактеризовать как
процесс познания окружающего мира при помощи новых образов путем переработки
материала восприятий и представлений. Воображение играет важнейшую роль для
развития таких процессов как память и мышление. Кроме того, развитое
воображение также необходимо и для осуществления практической деятельности.
Воображение детей
старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:
— в старшем дошкольном возрасте происходит
становление особой деятельности воображения — фантазирование;
— ребенок осваивает приемы и средства
создания новых образов;
— воображение приобретает произвольный
характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;
— воображение переходит во внутренний план,
так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Важнейшую роль в
развитии воображения в данном возрасте играет то, что воображение у старших
дошкольников уже соединяется с мышлением и включается в процесс планирования
действий, что в будущем предопределяет способность ребенка к творчеству и
восприятию окружающей действительности.
Сказка для
развития воображения старших дошкольников выступает в качестве основного
средства для стимулирования творчества и творческого восприятия мира. Игры,
основанные на сказках помогают ребенку получить больше информации и навыков,
необходимых для создания собственных уникальных творческих образов, а также
улучшают его способность мыслить абстрактными образами и в целом развивает
воображение
Фрагмент текста работы:
1. Сущность понятия «воображение» и его характеристика в
психолого-педагогической литературе Для изучения
проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, считаем
необходимым в процессе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть
сущность понятия «воображение», его значение для деятельности человека,
функции, виды и формы воображения.
Сегодня в научной литературе можно выделить несколько
определений понятия воображение. Как отечественные, так и зарубежные
авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображение».
По мнению М.В. Водопьянова воображение представляет собой умение человека
создавать в сознании существующие и несуществующие образы. Такая способность
присуща исключительно только для человеческой психики [7].
Воображением обладает каждый человек, независимо от его возраста. Нарушить или полностью ликвидировать эту
способность человеческой психики способно только психическое заболевание.
Согласно М.Ю. Глебовой воображение формируется следующим образом:
1. информация
из среды поглощается органами восприятия (глаза, уши, нос, рот, кожа);
2. человек
воображает полученные образы в уме или придумывает на их основе что-то новое –
даже то, что не существует в реальности в данный момент и вообще в реальности [10, c.31].
Л.С. Выготский упоминает о том, что у воображения существует свой
особенный и уникальный закон. Он очень тесно связан с эмоциональной
составляющей [8, c. 149].
Воображение является познавательным процессом по созданию новых образов,
которые получаются путем переработки ранее полученных образов, оставшихся в
памяти. Он тесно связан со всеми психическими процессами, но особенно явно — с
восприятием, памятью и мышлением. Переоценить роль этого процесса невозможно:
практически вся материальная и духовная культура, включая и самого человека —
продукт воображения.
Мысленным взором, как еще называют процесс воображения некоторые авторы,
человек способен увидеть себя таким, каким он может стать в будущем, придать
предметам несвойственные им характеристики или вовсе создать новые. Особенно
ярко воображение проявляется в молодости, у пожилых людей воображение
постепенно переориентируется с будущего на прошлое.
У Э.В. Ильенкова в качестве источника воображения служит окружающая
реальность, однако под влиянием собственных человеческих интерпретаций эта
реальность меняется и появляются совершенно новые образы. При всем при этом
новизна этих образов, их необычность, их качества характеристики целиком и
полностью зависят от уровня развития человека, его памяти и другие его
особенностей [14,
c.54].
Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком
результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.
У Е.А. Кравцовой особенность воображения как формы восприятия окружающего
мира выражается в следующем:
1. Воображение
представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого
человеком.
2. Воображение
способствует предвосхищению будущего.
3. Воображение
«оживляет» то, что было ранее [16, c. 17].