Курсовая теория на тему Системный подход исследования социальной политики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, СТРУКТУРА 5
И ФУНКЦИИ 5
1.1. Социальная система 5
1.2. Социальная структура 10
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 16
2.1. Сущность социальной политики и основные направления 16
социальной политики 16
2.2. Функции социальной политики 28
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Введение:
Важнейший демографический феномен на границе XX-XXI ст. — глобальный рост длительности жизни населения и, как результат, увеличение численности людей преклонного возраста в общей популяции жителей государств всего мира. Темпы увеличения пожилых людей существенно выше темпа увеличения всего населения . Вместе с тем, чем старше возрастная группа, тем выше рост ее численности. Значительное старение населения — важнейшая социальная проблема, оказывающая существенное воздействие на экономические, производственные и общественные взаимоотношения нынешнего мира. Одновременно с процессом старения населения, имеет место проблема роста числа инвалидов во всех возрастных группах населения, включая молодежь. Ещё одна проблема развития России — неудовлетворительный уровень жизни и значительное разделение доходов, что обуславливает резкое социальное расслоение и возможные социальные потрясения. В связи с этим задача демографической политики, а соответственно, и социального обеспечения, заключается в сокращении объемов бедности и неравенства.
Принцип социального государства закреплен в статье 7 Конституции РФ.
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Проблема научного обоснования содержания социолого-ориентированных моделей и их места в классификации теоретических моделей социальной работы является актуальной проблемой методологии и теории социальной работы, решение которой во многом определяет направленность синтеза научного знания в теории и практике социальной работы.
Уровень измерения социальных параметров населения определяется посредством статистических показателей социального положения и социального развития, которые изменяются под воздействием множества факторов: экономических, политических, правовых, культурных, природно-климатических, социально-демографических, национально-этнических и социально-психологических. Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе социологического опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем.
Первые социологические подходы к анализу индустриального развития появились в 1820-х гг. в Соединенных Штатах Америки, а в 1866 г. была организована Американская ассоциация социальных наук. По мнению авторов, в отмеченный период преобладали результаты сравнительного анализа национального эмпирического материала. Ситуация стала меняться с усилением познавательного интереса к изучению общественного мнения и созданием специальных служб по изучению общественного мнения. Так, в 1948 г. появилась Всемирная ассоциация по изучению общественного мнения и состояния рынка, а в 1952 г. учрежден Международный совет социальных наук.
В свете этих положений актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения системного подхода при исследовании социальный политики.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих основы системного подхода при исследовании социальный политики.
Предметом исследования являются особенности, присущие критериям и показателям эффективности социальной политики социального государства.
Целью написания данной работы явилось изучение содержания системного подхода при исследовании социальный политики.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством решения следующих задач:
1. Формирование теоретических основ системного подхода при исследовании социальный политики;
2. Анализ системного подхода при исследовании социальный политики.
Информационной базой данной работы послужила современная научная и периодическая литература.
Тема системного подхода при исследовании социальный политики является, на наш взгляд, одной из наиболее изученных, и, вместе с тем, до сих пор имеющей множество дискуссионных вопросов, нуждающихся в подробном рассмотрении. Информационно-правовая проблематика указанной темы разрабатывалась в трудах А.С. Алексеева, Н.А. Баиева, А.А. Белякова, З.М. Черниловского, Н.И. Черняева, А.В. Якушева, и др.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме
Основная задача социальной политики российского государства обеспечение достойной жизни каждому человеку, создание равных возможностей для развития личности. Эта задача может быть реализована только при условии эффективной экономической политики. Именно эта задача и определяет сущность и основные направления социальной политики Российской Федерации от реализации, которых зависит формирование нового типа государства – социального государства. Таковыми направлениями являются: поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; пенсионное обеспечение граждан; социальная защита населения; и реализация иных социальных гарантий.
В настоящее время большинство европейских государств реализуют социальную сущность. Социальная сущность является приоритетной в основных международных нормативных документах. Основополагающим документом является Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой впервые и была определена сущность социального государства.
Социальным называется государство, политика которого направлена на создание каждому гражданину условий, обеспечивавших бы ему достойную жизнь, социальную защищенность независимо от экономического, финансового положения, уровня образования и других факторов.
На практике, почти все европейские государства в качестве основного вида деятельности направленной на обеспечение социальной справедливости используют перераспределение социальных благ, с целью сглаживания резкой социальной дифференциации общества.
Следует отметить, что в современной России процесс формирования социального государства не окончен, происходит постоянное реформирование социальной сферы, отмечается неустойчивость достижений в социальной сфере, возникают многочисленные проблемы препятствующие формированию социального государства в России.
Среди наиболее распространенных проблем следует отметить:
1) Несформированность гражданского общества;
2) Отрицание властью активной роли гражданского общества и сведение этой роли только к легитимации этой власти;
3) Отсутствие социальных инициатив граждан;
4) Необходимость коренного преобразования социально-экономической сферы и прежде всего отношений собственности;
5) Преодоление негативных последствий социального кризиса.
Рассмотрим указанные проблемы подробнее.
В указанных условиях низкой правовой активности общества, незнания гражданами своих прав или нежелания их реализовывать, политическая сфера становиться частично обособленной от общества. И многие государственные деятели практически уверены в отсутствии возможности возникновения их ответственности за нерешенные социальные и экономические проблемы. Поэтому, сущностью их деятельности стала исключительно борьба за власть и проблема ее удержания. Напротив, в случае стимулирования государством правовой и политической активности граждан, совместные усилия государства и общества могли бы способствовать более эффективному решению реальных проблем. Граждане, заинтересованные в решении конкретных проблем и знающие их изнутри в состоянии вносить конкретные предложения по решению социальных проблем. И именно их предложения могут составить конкуренцию формальным предложениям чиновников по решению насущных вопросов социального государства.
В современной России практически все основные сферы общества требуют коренного преобразования. И прежде всего, необходимо ограничить монополию бюрократической собственности и обеспечить комфортное сосуществование всех секторов экономики. Осуществление данных мер невозможно без совершенствования политической сферы: формирование истинно демократического режима основанного на народовластии. Ибо, не будучи правовым, государство не может стать социальным.
Основным препятствием на пути создания истинного правового государства в современной России, безусловно, является кризис основных сфер общественной жизни.
Среди проблем особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. Неповторимая самобытность российского общества, исторические традиции, специфические современные условия, все это может свести к минимуму эффективность идей западных социальных государств. Эти идеи должны быть, как минимум изменены. А наиболее правильным является решение о создании собственной, принципиально специфической модели социально государства.
Моменту установления социального государства в современной Российской Федерации будет предшествовать долгий и возможно сложный путь по формированию гражданского общества, общества социально активных граждан независимых от государства, общества, приоритетным большинством в котором являются представители среднего класса. Основным достижением данного общества является создание равных возможностей для свободного развития и достойный уровень жизни в соответствии с международными стандартами обеспечения прав и свобод человека с учетом исторических, культурных и религиозных традиций российского общества.
И только в результате преодоления нашей страной всех указанных трудностей в Российской Федерации будет создано правовое социальное государство основанием которого станет истинно демократическое гражданское общество.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА, СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ
1.1. Социальная система
Обеспечение социальной защиты и поддержки населения является одной из важнейших функций государства в системе управления обществом.
В середине двадцатого века Х. Кэнтрил предпринял первую попытку обобщить ряды наблюдений Гэллапа и других полстеров, сформулировав 17 законов изменчивости общественного мнения. П. Перри первым в мировой практике в течение многих лет целенаправленно анализировал данные электоральных опросов и разрабатывал процедуры прогнозирования общенациональных выборов. Д. Белден апробировал региональные опросы, разработал их организационную схему, показал их важность в системе деятельности институтов демократии. Д. Ваксберг дал математическое обоснование методики Митофски-Ваксберга, одной из наиболее распространенных и эффективных при проведении телефонных опросов. У. Митофски создал exit poll, получивший признание во многих странах мира, в том числе в России и ее регионах .
Анализ научной литературы, проведенный авторами показал, что все исследования, проводимые социологами и политологами, являются сравнительными. При этом следует обратить внимание на преобладающее положение в изучении социальных проблем таких параметров как социальное самочувствие населения и параметры общественного развития, занимающие количественные, социологические, экономико-математические, статистические и другие методы, призванные измерять степень материального благополучия общества, характер взаимодействия между системами и структурами и т.д. К единицам такого измерения в настоящее время относят коэффициент Джинни; децильный коэффициент; ВВП на душу населения; соотношения валютных курсов и др.
Социальную защиту можно рассмотреть, во-первых, как деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и ликвидации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, во-вторых, как совокупность законодательно закреплённых экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни .
Право граждан России на социальную защиту закреплено в ст. 7 Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый человек имеет право на социальную защиту. Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
В первую очередь в социальной защите в Российской Федерации нуждаются граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие; ветераны ВОВ, а также семьи погибших военнослужащих; инвалид; дети – инвалиды; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; беженцы и переселенцы; дети – круглые сироты; дети с отклоняющимся поведением; семьи, в которых проживают дети – инвалиды, алкоголики и наркоманы; малообеспеченные, многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие семьи; ВИЧ-инфицированные граждане; лица с ограниченными возможностями; граждане, не имеющие определенного местожительства, лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях.
Современная государственная система социальной защиты населения, основанная на обязательности обеспечения граждан социально-значимыми услугами, сложилась в экономически развитых странах в первой половине XX в. Её основой выступает социальная деятельность государства, направленная на удовлетворение базовых человеческих потребностей.
Основными элементами государственной системы социальной защиты населения являются:
государственная социальная поддержка (помощь);
государственные социальные гарантии, включающие социальные льготы;
государственное социальное страхование;
Социальная поддержка (помощь) как форма социальной защиты предполагает предоставление социально — значимых благ отдельным гражданам и категориям населения на основе проверки нуждаемости. Как правило, это малоимущие граждане, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума), установленной в данном обществе. Кроме того, современное социальное государство также гарантирует поддержку в виде социальной помощи лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации, при условии проверки соответствия их доходов минимальным жизненным стандартам.
Предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется за счет бюджетной системы РФ в виде:
1) денежных выплат в форме:
социальных пособий;
субсидий — имеющих целевое назначение оплат предоставляемых гражданам материальных благ и услуг;
компенсаций — возмещения гражданам произведённых ими расходов;
2) натуральной помощи — топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.
Система социальных гарантий означает предоставление общественных благ всем гражданам без учёта трудового вклада и проверки нуждаемости. В этом случае ряд базисных потребностей (в образовании, культурном развитии, охране здоровья, материнства и детства) обеспечивается за счёт общественных фондов потребления и бюджетного финансирования.
Специфической формой социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан без проверки нуждаемости, выступают социальные льготы, распространяющиеся, как правило, на определённые социально-демографические группы (ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды и т.д.).
Социальное страхование – это форма социальной защиты экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Социальный риск — это вероятность ухудшения материального положения и понижения социального статуса, связанная с потерей работы, трудоспособности и доходов по объективным социально-значимым причинам.