Курсовая теория на тему Системное регулирование регионального развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы регионального
развития. 5
1.1. Сущность и роль регионального развития. 5
1.2. Инструменты стимулирования регионального
развития и особенности их применения. 8
Глава 2. Анализ системного регулирования
регионального развития. 14
2.1. Нормативно-правовые
основы регулирования регионального развития в России 14
2.2. Основные направления регулирования
регионального развития. 18
2.3. Стратегии регионального развития в условиях
цифровизации. 23
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 31
Введение:
На протяжении текущих
десяти лет человечество является свидетелями трансформации процессов,
происходящих в мировой экономике, а также стремительно меняющих суть взаимоотношений
между сторонами управления и изменяющих их. В данном контексте государство будучи
замкнутым экономическим пространством деятельности субнациональных образований
постепенно теряет смысл, зато значимость регионов существенно возрастает. Другими
словами, акценты экономических преобразований с федерального уровня смещаются
на региональный, а значит, роль государства в регулировании экономики неустанно
понижается, а переход от единого управленческого ядра регионального развития к
многоцентристской региональной политике и дееспособного местного самоуправления
— неизбежен.
В данном контексте вопрос
изучения роли регионального развития, роста веса регионов в условиях кризисных
макроэкономических трендов, и в силу динамичных изменений в
социально-экономической жизни страны приобретают особую значимость и требуют
дополнительных исследований.
Актуальность этой
проблематики продиктована необходимостью углубления теоретико-методологических
основ анализа под влиянием веяний глобализации, европейской интеграции и
децентрализации власти.
Проблемы
регионального развития критически осмысливаются в отечественных и зарубежных
научных исследованиях. Среди специалистов следует обозначить работы таких автором,
как: Н.И. Нижний, С.И. Дорогунцов, Л.Г. Чернюк, П.П. Борщевский, Л.Т. Шевчук,
И.И. Сторонянская, В.И. Чужиков и др.; среди зарубежных — А.А. Ерохина, Т.М.
Фадеева.
Объектом
исследования курсовой работы являются экономические, правовые и общественные
отношения, возникающие в процессе системного регулирования регионального
развития.
Предметом
исследования курсовой работы являются механизмы развития системного
регулирования регионального развития.
Целью
курсовой работы является анализ особенностей системного регулирования
регионального развития.
В
соответствии с целью определены следующие задачи, решение которых составляет
содержание курсовой работы:
—
раскрыть сущность и роль регионального развития;
—
изучить инструменты стимулирования регионального развития и особенности их
применения;
—
рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования регионального развития в
России;
—
проанализировать основные направления регулирования регионального развития;
—
охарактеризовать стратегии регионального развития в условиях цифровизации.
Методологическую
основу курсовой работы составляют диалектический метод познания, предполагающий
объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных
методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из
числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из
частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.
Теоретическая
значимость курсовой работы обоснована спецификой современного этапа процесса системного
регулирования регионального развития.
Структурно
курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. Под региональным
развитием следует понимать процесс накопления положительных, необратимых,
закономерных изменений, которые приводят к росту уровня жизни населения в
долгосрочной перспективе.
2. Общемировые тенденции в стимулировании регионального развития
направлены на активизацию использования эндогенных факторов роста и сокращения
экзогенных.
Данный процесс является
постепенным и в настоящее время большинство стран мира осуществляют сочетание
различных инструментов государственного управления региональным развитием,
используя как экзогенные, так и эндогенные факторы, а сама государственная
политика развития территорий приобретает ярко выраженный дифференцированный
характер.
Региональная
государственная политика России, в целом, строится по принципу
перераспределения, когда значительная часть налоговых доходов поступает в
федеральный бюджет РФ, а затем из федерального бюджета оказывается финансовая
поддержка регионам.
Однако, последние
нормативные правовые акты свидетельствуют о смещении акцента в стимулировании
регионального развития в направлении активизации эндогенных факторов.
3. Предусмотрено немалое
количество норм, регулирующих деятельность по региональному развитию Российской
Федерации. Следует отметить и тот факт, что на региональном уровне
нормотворческая деятельность по данному вопросу находится в процессе создания
региональных нормативных актов и предстоит еще немалая работа по разработке
комплекса мероприятий.
4. Важнейшая проблема
рыночных отношений — это формирование организационно-экономического механизма
управления социально-экономического системой региона. Под управлением
региональным развитием надо понимать деятельность органов власти, направляется
на поддержку взаимосвязей между различными компонентами социального и
экономического блоков регионов. Таким образом, важнейшей целью регионального
управления является обеспечение комплексного развития экономики территорий.
Целесообразно отметить,
что основные направления регулирования регионального развития в рамках системы
мероприятий государственной региональной политики должны быть представлены
комплексом мер, которые бы:
1. обеспечивали сбалансированность централизации
и децентрализации власти,
2. выравнивали экономические и социальные условий
развития регионов;
3. способствовали развитию межрегиональных
отношений,
4. обеспечивали бы эффективную реализацию функций
местного самоуправления
5. согласовывали общефедеральные цели и интересы с
особенностями развития отдельных регионов.
5. Мы проанализировали
действующие стратегии социально-экономического развития топ-5 субъектов
Российской Федерации на предмет внедрения основных приоритетов такого
национального проекта как «Цифровая экономика».
Кроме того, на основании
проведенного анализа были выявлены особенности и проблемные точки в
стратегических региональных документах в условиях цифровой трансформации, а
также сформулированы вызовы и возможные последствия в случае отсутствия элементов
цифровизации в стратегических региональных документах.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы регионального развития
1.1. Сущность и роль регионального развития Региональное
развитие по своей сути — экономическая концепция, согласно которой учитывает
взаимное влияние экономической деятельности, а также интеграции рынков на территориально-географические
объекты. Проведенное исследование дает основания утверждать, что развитие
теории и методологии региональных исследований лежит в плоскости углубление
предмета исследований, путем переосмысления новых процессов и явлений, что, в
свою очередь, требует основательного изучения закономерностей, принципов,
факторов, инструментов и тому подобного регионального развития [30; 31].
Процессы
регионального развития обусловливаются действием общих и специальных законов
экономики, которые отражают объективные взаимосвязи и взаимозависимости в
процессе производства, распределения и потребления определенных благ. Среди
основных законов регионального развития следует выделить:
1. Закон
территориального роста производства и выравнивания уровней социально-экономического
развития регионов.
2. Специализации межрегиональных связей и
формирования региональных рынков.
3. Комплексного
развития структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов.
4. Межрегиональной
экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности.
Исходя из закономерностей
регионального развития целесообразным является определение принципов,
реализация которых лежит в основе формирования эффективной региональной
политики государства. В научной литературе наибольшее распространение получили
следующие принципы регионального развития [11]:
1) регионального и комплексного размещения
производства;
2) сбалансированности и пропорциональности
размещения производства;
3) внутригосударственного и международного
территориального разделения труда;
4) принцип ограниченного центризма.
Развитие регионов требует
институционального обеспечения, к которому относятся: ряд государственных
органов (министерств, управлений), общественных организаций, агентств
регионального развития и тому подобное. Ключевая задача этих институтов —
взаимосогласованно реализовать
государственную региональную политику. К сожалению, как свидетельствует
практика, отсутствие четкого разграничения полномочий, согласования
деятельности между исполнительной властью и региональным является тем барьером,
что препятствует эффективному развитию регионов [26].