Курсовая теория на тему Система законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: современное состояние и направления совершенствования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития системы
законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций 6
1.1. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому
законодательству. 6
1.2. Нормативно-правовое
регулирование отношений в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. 12
Глава 2. Проблемы и перспективы системы
законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. 17
2.1. Деятельность в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций. 17
2.2. Проблемы
системы законодательства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пути их решения. 24
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Согласно Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации среди основных угроз
государственной и общественной безопасности выделяют стихийные бедствия, аварии
и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением
технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров[1].
Годовой экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций может достигать 1,5- 2%
ВВП, это может существенно ограничить социально-экономическое развитие как
отдельных регионов, так и страны в целом.
По данным
Государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019
году» в отчетный период произошло 176 ЧС техногенного характера, 42 ЧС
природного характера, 38 ЧС биолого-социального характера[2].
Несмотря на уменьшение количества ЧС по сравнению с 2018 годом на 14%, а за
последние пять лет на 41,19%, потенциальные опасности в промышленности,
энергетике сохраняются, а в некоторых случаях увеличиваются. Так, например, в
настоящее время насчитывается более 10 тысяч потенциально опасных объектов,
среди которых более 4000 критически важных объектов. По данным государственных
надзорных органов степень износа производственных фондов составляет от 35% до
70%, а систем защиты — от 20% до 70%; представляют потенциальную опасность и
безхозяйные гидротехнические сооружения, находящиеся на территории 55 субъектов
России (к 3278 единицам в 2019 году выявлено еще 186). Появляются и новые
угрозы для окружающей среды, населения, вызванные негативным изменением самой
окружающей среды, усложнением технологических процессов, влекущих увеличение
размера ущерба в результате аварий. Угрозы носят взаимосвязанный характер,
поэтому необходимо обеспечение комплексной безопасности населения, окружающей
среды.
Постоянные риски в
области защиты населения от чрезвычайных ситуаций требуют проведения их
мониторинга и анализа. Необходимыми являются превентивные меры по снижению
риска ЧС, уменьшению размера ущерба окружающей среде.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные отношения, связанные с защитой
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предметом
исследования в курсовой работе является законодательство, регулирующее защиту
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Цель
курсовой работы: анализ проблем и перспектив системы законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:
—
раскрыть понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству;
—
изучить нормативно-правовое регулирование отношений в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;
—
рассмотреть деятельность в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
—
выявить проблемы системы законодательства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предложить пути их решения.
Методологическую основу курсовой работы составляют диалектический метод
познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического
материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется
системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов
эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную
базу курсовой работы составили международные документы[3], Конституция РФ[4], федеральные законы РФ.
Теоретическая
значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения,
практические выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшем
изучении системы законодательства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет,
цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы развития системы законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ проблем и перспектив системы законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации. — 2016. — № 1 (часть II). — Ст.212. [2] Государственный доклад «О состоянии защиты населения
и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в 2019» // www.mchs.gov.ru. [3] Всеобщая декларация прав человека (принята
Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. – от 10
декабря; Международный пакт о гражданских и политических правах (принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной
Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12. [4] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование
в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Исходя из проведенного анализа
нормативной правовой базы, предлагается:
1. Выработать единый подход к толкованию понятия
«чрезвычайная ситуация».
2. При определении понятия «чрезвычайная ситуация»
необходимо указать на ее отличие от других ситуаций путем установления
совокупности показателей необычайности (экстраординарности).
К таким показателям можно отнести:
непредсказуемость (невозможность прогноза), наличие пострадавших (погибших),
нарушение прав и законных интересов граждан, наличие события природного или
техногенного характера, приведшего к возникновению чрезвычайной ситуации,
наличие материального ущерба, наличие юридических фактов (событие или
действие), приведших к чрезвычайной ситуации, и последствия этих юридических
фактов и т.д.
3. В целях соблюдения принципа правовой
определенности, единого толкования понятия «чрезвычайная ситуация» требуется
его закрепление как в законодательном акте, регламентирующем вопросы защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, так и в других законодательных
актах, регулирующих различные сферы деятельности.
2. Система источников правового
регулирования отношений в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций
является достаточно разветвленной и включает в себя нормативные правовые акты
федерального, регионального и муниципального уровней. Эта массивная группа правовых
актов, которые различны как по содержанию, так и по сфере их действия,
отличаются по юридической силе. Однако все они, по сути, дополняют друг друга,
охватывая самые разнообразные вопросы, закрепляя действенный механизм,
распределяя полномочия между органами власти.
3. Законодательством предусмотрен
действенный механизм защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Конечно,
предупредить их возникновение полностью невозможно, поскольку сохраняется много
факторов, не поддающихся контролю со стороны человека. Однако среди всех задач,
выполняемых РСЧС, не следует забывать о важности прогнозирования угроз
возникновения чрезвычайных ситуаций, надлежащем информировании населения о
поведении в подобных случаях, а также о необходимости высокой профессиональной подготовки
сотрудников органов управления РСЧС. Ведь именно человеческий фактор в
большинстве случае приводит к увеличению людских и материальных потерь,
связанных с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.
4. Анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации о
защите граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и об аварийно-спасательных службах показал, что соответствующие
законы в большинстве своем обладают типовыми недостатками. Наиболее частыми из
них являются неоправданная сжатость и односложность регулирования либо
параллелизм положений законов, в то же время многие полномочия властных органов
в данной сфере раскрыты недостаточно полно. По результатам исследования стоит
отметить, что законодательные нормы относительно государственной регистрации
аварийноспасательных служб и формирований, а также механизм распределения
соответствующих полномочий между органами власти должны быть приспособлены к
особенностям организации государственной власти в стране, специфике
разграничения полномочий между органами государственной власти и органами
местного самоуправления, территориального устройства, финансовым возможностям и
другим особенностям соответствующего субъекта.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития системы законодательства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.1. Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству О.С. Иоффе акцентировал внимание на том,
что события имеют правовое значение не сами по себе, а лишь постольку,
поскольку обусловливают необходимость обеспечения известного поведения людей.
Поэтому событие составляет условие возникновения права, но его результатом
всегда является действие. К какому бы событию мы ни обратились, оно проявляет
свою юридическую функцию в том, что в связи с его наступлением или в
предвидении его наступления правовому регулированию должно быть подвергнуто
поведение людей[1].
Являясь событием
экстраординарным, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
(далее — чрезвычайная ситуация) сопровождали человечество с момента его
зарождения до современности. Последствиями чрезвычайных ситуаций являются
разрушения жилья, травмирование и гибель людей, повреждение или уничтожение
материальных ценностей, нарушение условий жизнедеятельности людей[2].
Поскольку при чрезвычайных ситуациях
напрямую затрагиваются права и свободы граждан, существует необходимость оценки
роли и места чрезвычайных ситуаций в системе гражданских правоотношений.
Гражданское правоотношение представляет
собой урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное
неимущественное общественное отношение, основанное на равенстве, автономии воли
и имущественной самостоятельности участников. [1] Иоффе О.С. Избранные труды. — СПб.,
2003. — Т. 1. — С. 163-164. [2] Марахов П.А., Лукьяненкова В.В. Понятие
чрезвычайной ситуации по российскому законодательству // В сборнике: Сервис
безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и
технологии предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных
ситуаций. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции.
Составители А.В. Зыков, Н.В. Федорова. — 2019. — С. 112-115.