Курсовая теория на тему Система законодательства: понятие, структура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Понятие и
содержание системы законодательства. 4
1.2 Соотношение
и взаимосвязь системы права и системы законодательства 6
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 11
2.1 Отраслевая (горизонтальная) система законодательства. 11
2.2. Иерархическая (вертикальная) система законодательства. 12
2.3 Тенденции развития системы
законодательства современной России. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
Список использованных нормативно-правовых актов и
литературы.. 27
Введение:
Характерным признаком
функционирования современного общества и государства является возрастание роли
закона как основной формы внешнего выражения права. В этом контексте процесс
становления и развития государственности России неразрывно связан с созданием нового
законодательства.
Законодательство — форма
жизни права. Именно законодательство предоставляет нормам права формальную
определенность (один из признаков права). Система права и система
законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Если понятие
системы права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права —
его содержание, то понятие системы законодательства отражает его внешнюю
сторону — форму.
По моему мнению, научно
обоснованной и правильной является интерпретация системы законодательства
исключительно как целостной совокупности законов. Другими словами, система
законодательства — это одна из форм существования норм права, способ их
организации и объединения в такой вид нормативно-правовых актов как законы.
Однако такое понимание возможно в настоящее время лишь теоретически, поскольку
фактически понятием "система законодательства" охватываются, в том
числе и Конституции РФ, как законы, так и основанные на них подзаконные
нормативно-правовые акты.
При этом широкая трактовка
системы законодательства как совокупности всех нормативно-правовых актов
приводит к определенному умаление значения законов в системе
нормативно-правовых актов и не способствует утверждению принципа верховенства
закона как основы законности и правопорядка в государстве.
В то же время переход к
узкому (собственного) понимание системы законодательства необходимо
осуществлять постепенно, начав по внесению соответствующих изменений в
Конституцию РФ с целью устранения существующих в ней терминологических
шероховатостей. Одним из принципов формирования системы законодательства
выступает также принцип учета реальных потребностей, возникающих в процессе
государственного управления.
Актуальность темы состоит
в том, что термин «система» является универсальным, используемым в самых
различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией
охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество
элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений.
Следовательно, вопрос о
системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между
собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать
систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы
строения и развития.
Поэтому формирование
системы права представляет не только сугубо научный, но и практический интерес.
Ведь от того, как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут
соответствовать действительности, зависит нормальная жизнь общества и
государства, а, следовательно, изучение системности права и законодательства
приобретает практическое значение.
Цель данной работы
состоит в рассмотрении системы права. Для достижения поставленной цели в работе
решаются следующие задачи:
1. дать понятие системы
права;
2. рассмотреть структурные
элементы системы права;
3. рассмотреть особенности
системы российского права;
4. рассмотреть
соотношение системы законодательства с системой права;
Объект исследования –
система права.
Предметом исследования
являются общественные отношения, связанные с рассмотрением системы права.
Заключение:
Итак, мы дали понятие
системы права, рассмотрели структурные элементы системы права, систему права
как объективную правовую реальность, особенности системы права России, а также
систематизацию правовых норм.
Из вышеизложенного можно
сделать следующие выводы.
Правовая система — это
внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и
отраслей права.
У
него есть свои особенности: — его основной элемент — это верховенство
закона; — его элементы не противоречат друг другу,
внутренне непротиворечивы, взаимосвязаны, что придает ему целостность и
единство; — это обусловлено социально-экономическими,
политическими, религиозными, культурными, историческими факторами; — носит объективный характер.
Правовая система включает
публичное право — сферу общих публичных интересов и частное право — сферу
частных индивидуальных интересов.
Отрасли права можно
разделить на три основных звена: основное, специальное и сложное. Для
разделения норм права на отрасли используются 2 критерия: предмет и метод
правового регулирования. Простыми словами, испытуемый отвечает на вопрос, что
регулирует закон, а метод — как регулирует.
Система права и система
законодательства выражают одно и то же явление — право, но с разных сторон —
внутренней и внешней, отсюда их взаимозависимость и общая социальная цель.
Система права имеет
большое значение в систематизации правовых норм, так как результатом являются
кодексы, кодексы, сборники нормативных актов. Если в правоприменительной
практике выявляется пробел в законодательстве, применяется аналогия закона
(применение к правовой норме, регулирующей аналогичные отношения, которая не
регулируется конкретной нормой) и аналогия права (применение к спорному
отношению, которое не регулируется конкретной нормой). не регулируется
конкретной нормой при отсутствии нормы, регулирующей аналогичные отношения).
В своем развитии правовая
система должна быть объективно сформирована на основе общих законов
общественной жизни. Формирующие его нормы права должны объективно отражать
потребности общественной жизни, определяя права и обязанности граждан
государства. В противном случае верховенство закона становится искусственным,
чуждым элементом правовой системы. Фактически, они препятствуют развитию
общественных отношений, делая это по-разному. Выражается в нормативных правовых
актах: многие правовые нормы являются «мертвыми» нормами, которые в силу
объективных причин просто не могут быть выполнены. Другие нормативные правовые
акты часто составлены безграмотно и противоречат друг другу. Третьи просто
устарели сегодня.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и содержание системы законодательства Под
системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в
которых объективировано внутреннее содержание и структурные характеристики
права.
Эта
система является внешним выражением системы права. Последнее обретает свое
настоящее существование именно в четких, формально определенных актах —
документах. Однако совпадение системы права и системы законодательства, от
отдельной нормы до закона в целом, не является абсолютным. В этих границах они
существуют самостоятельно, так как обладают специфическими особенностями, имеют
свои тенденции развития.
Система
законодательства формируется в результате опубликования правовых норм,
закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Имеет сложную
структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальные
(отраслевые), вертикальные (иерархические), федеральные и комплексные системы
законодательства[1].
Горизонтальная
(отраслевая) структура законодательной системы обусловлена предметом
правового регулирования — актуальными общественными отношениями … На
основании этого критерия выделяются отрасли законодательства, соответствующие к
отраслям правовой системы (конституционное право — конституционное
законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское
процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и др.).
Вертикальная
(Иерархическая) структура отражает иерархию органов государственной власти и
нормативных правовых актов с точки зрения их юридической силы. Систему
нормативных правовых актов Российской Федерации возглавляет Конституция
Российской Федерации, за ней следуют законы, указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные
правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
субъекты Российской Федерации, локальные нормативные правовые акты.
Федеральное
устройство системы основывается на двух критериях — федеративном устройстве
государства и компетенции субъектов Российской Федерации в области
законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации и
Федерального договора от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативных
правовых актов Российской Федерации[2]:
федеральное
законодательство (Конституция Российской Федерации , основы законодательства,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ и другие нормативные акты);
законодательство
субъектов РФ — республик в составе Российской Федерации (конституции республик,
законы и другие нормативные акты), краев, областей, автономных округов,
автономных округов, городов федерального значения Москва-Петербург (уставы,
законы, постановления глав администраций и другие нормативные акты);
законодательство
органов местного самоуправления (решения, постановления).
Сложные
образования в системе законодательства образуются в зависимости от объекта
правового регулирования и систем государственного управления. К ним относятся
экологическое, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие
правовой статус определенных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов). [1] Концепция законопроекта «О
нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права.
— 2017. — № 8, с.32-35. [2] Матюхин М. Ф. Дискуссионные
вопросы критериев дифференциации отраслей законодательства и предмета их
регулирования // Актуальные проблемы О экономики и права. — 2017. — №
3,с.209-212.