Курсовая теория на тему Система вещей Бодрийяра как изложение концепции потребления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общество потребления как предмет исследования 5
1.1 Факторы появления общества потребления 5
1.2. Жан Бодрийяр: «Система вещей» 8
Глава 2. Общество потребления как форма современного общества 13
2.1.Понимание концепта «реклама» в социологии Ж. Бодрийяра 13
2.2. Язык бренда как проявление «идентичности» в обществе потребления 15
2.3. Концепция симулякров Ж. Бодрийяра 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность темы исследования. В конце ХХ веке получает широкое распространение концепт общества потребления. В связи с этим неотложной необходимостью становится теоретическая модель, способная объяснить социальные трансформации, вызванные возникновением массового производства. Появляются теории, которые трактуют общество потребления в терминах постмодернизма, в частности, в рамках концепции симулякров, предложенной Жаном Бодрийяром.
Творческое наследство Ж.Бодрийяра становится предметом научного рассмотрения при обращенные к проблематике постмодернизма, массовой коммуникации, общества потребления. Как правило, современные научные работы достаточно активно используют цитаты из произведений Ж.Бодрийяра, которые во многом остаются актуальными. Целесообразно заметить, что наиболее полно среди всех работ социолога и философа понимания сущности рекламы раскрывается в книге «Система вещей» (в 1968 г.), в разделе III главы «Социологическая система вещей и потребления», с соответствующим названием «Реклама». Идеи и творчество Ж.Бодрийяра являются актуальной темой научных исследований в западной интеллектуальной практике. Достойны внимания работы Дж. Култера, С. Дж. Коэна, М. Бензера, Дж. Смита, Дж. Тейнка, Дж. Болдуйна. Существуют специально посвященные обсуждению идей ученого периодические издания, в частности «InternationaljournalofBaudrillardstudies».
Исследованию творчества Ж. Бодрийяра с позиции философии, социологии, искусствоведения, теории массовой коммуникации посвященные работы таких современных русских ученых: Л.М. Демченко, Л.В. Ажимова, Т.В. Закирова, В.В. Кашин, И.В. Гибелев, Л.Ю. Бронзина, М.А. Емельянова, А.В. Дьяков, Л. Е.Трушина и других исследователей.
Невзирая на достаточно значительный объем исследований творчества социолога научному дискурсу бесспорно недостает работ сфокусированных на изучении понимания Ж.Бодрийяром рекламы как коммуникативной системы.
Ж. Бодрийяр утверждает, что реклама предоставляет более глубокое влияние на социальную систему, чем простое предложение товара. Она вышла за рамки сугубо экономической практики, и определяет основы современного образа жизни.
Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы – исследование системы вещей Бодрийяра как изложение концепции потребления.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
— изучить факторы появления общества потребления;
— рассмотреть систему вещей Бодрийяра;
— изучить понимание концепта «реклама» в социологии Ж. Бодрийяра;
— рассмотреть концепциюсимулякров Ж. Бодрийяра;
— провести анализ потребления и рекламы в современном мире.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования курсовой работы является «Система вещей» Бодрийяра. Предмет — роль феномена рекламы в формировании моделей потребления.
Определение теоретических основ и методов исследования. Методы исследования: анализ документов (учебные пособия, Internet-источники, газеты, журналы, научные статьи).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (21 источник). В работе содержится: 29 страниц, 2 рисунка.
Заключение:
Таким образом, на основании исследования, можно сделать следующие выводы. Ж. Бодрийяр, анализируя феномены кино и телевидения, раскрывает особенности современных средств массовых коммуникаций. Роль таких медийных средств, которые интенсивно влияют на социум, заключается в производстве зрелищных. Но лишенных смысла сообщений; формировании определенного мировоззрения и образа жизни у членов общества; создании социально пассивной и легко управляемой массы потребителей; отдаление индивидов от социальной действительности и погружения их в псевдореальность, или гиперреальность; симуляции существования, по существу, потерянных социальной, политической и культурной сфер.
Покупая вещи, человек стремится к вечно исчезающему идеалу. Для утверждения и регулирования такого способа обращения с вещами служит реклама, цель которой — не столько способствовать продаже того или другого конкретного товара, сколько внедрять в сознание людей целостный образ общества, «одаривать» своих членов материальными благами.
Реклама по мнению Ж.Бодрийяра характеризуется следующими аспектами: персонализация, форсированная дифференциация и умножение несущественных отличий, деградация технических структур в пользу структур производства и потребления.
Важно отметить, что, по мнению исследователя, потребители рекламы, опираясь непосредственной информации о товаре или услуге (непринятие, навязывание, постоянные повторения), в то же время положительно относятся к самому факту существования рекламы.
Критикуя рекламу как часть «системы вещей», французский социолог отмечает ее необходимость для современного общества.
Современная реклама — это целая мощная отрасль народного хозяйства, что в течение десятилетий произвела свой кодекс действий, закрепленный в праве и морали. Она транслирует разным аудиториям материальные, социальные и культурные возможности, что предоставляет общество. Вследствие этого изменяются взаимоотношения между спросом и предложением, возникают новые каналы коммуникации между ними, растет диапазон предложений, изменяется структура спроса, отражая изменения в социальных характеристиках потребителей, появляется политический и социальный маркетинг, какой призванный способствовать решению социальных проблем.
В сегодняшнем обществе реклама настолько влилась в социокультурное пространство человека, приобрела такие формы и роли в культуре, которая становится трудно отмежевать все то, которое не является рекламой. Находясь в культурном поле общества, реклама создает свое собственное ценностное поле, однако ценностную окраску реклама приобретает лишь в том случае, когда она содержит не только экономические ценности, но и такие, которые формируют мир личности, влияют на ее повседневное поведение.
Реклама рассматривается как символическое культурное поле, которое усиливается широким спектром других типов дискурса (например, науки, изобразительного искусства и тому подобное). Согласно теории социальных полей — реклама задает и формирует определенные ценности и нормы поведения, тем же «программируя» человека на определенные действия.
Таким образом, организационная вложенность потребления и рекламы в общественную жизнь обусловлена как самой природой современного социума, так и теми трансформациями, которые предопределяют формирование в этой сфере настроенных, регламентированных, контролируемых и стойких социальных взаимодействий, которые основаны на разработанной системе правил и норм в соответствии с социальным статусом, а также на развитом социальном контроле за их осуществлением.
Реклама — специфическая информация, которая является феноменом современного социума, выработанная определенными общественными структурами для влияния на массовое сознание.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общество потребления как предмет исследования
1.1 Факторы появления общества потребления
Потребление, трансформируясь из простого удовлетворения потребностей в существенный компонент социализации, все больше изменяет социальную структуру общества, влияя не только на организацию социальной иерархии, но и практически все компоненты современного социума. В рамках этого пространства реклама формирует у членов социума представление о потреблении как всеобщую социальную практику, где презентует идеальную модель удовлетворения потребностей с помощью определенного блага. Реклама трансформирует разнообразные предложения в систему представлений, ценностей, мотивов и стереотипов разных социальных групп. Эффект рекламы в социуме не ограничивается изменением потребительского поведения людей и повышением спроса; рекламная коммуникация появляется средством создания новых социальных связей и новых форм сознания .
Традиционные стратификационные модели определяли потребительскую диспозицию, основываясь на основе социальной позиции и соответствующих установок. В постмодерных условиях, где происходит «эрозия групповых пределов», подреферентной группой принимается не своя социальная казнь, а группа, которая является результатом социального конструирования. Эти «социальные конструкции потребления», а главное, возможность их реализации для численных представителей среднего класса развитых стран, и «взорвали» традиционные горизонтальные схемы стратификации «вертикальными линями стилей жизни», «отклонений от класса», расхождений в потреблении представителей одних статусных групп, идентифицированных по традиционным критериям жизненных шансов.
Первое, это удовлетворение материальных, идеальных и социальных человеческих потребностей. Материальные потребности удовлетворяются с помощью материальных объектов, которые выступают в качестве средств жизнеобеспечения; остальные — через объективные ценности, материальные носители которых хранят их материальное содержание и предоставляют возможность принадлежности к определенному сообществу.
Второе, потребление стимулирует общественное производство и оказывает обратное влияние на экономическое развитие .
Структура современного потребления развитых стран изменяется: происходит чрезмерное удовлетворение материальных потребностей за счет духовных, где центральной проблемой появляется не ограниченность ресурсов, а их излишек. Это приводит к трансформации всей экономической системы, где возникают новые принципы и механизмы формирования спроса и предложения.
Третье, с помощью потребления осуществляется упорядочивание сферы повседневной жизни. Благодаря увеличению свободного от работы времени, потребностью поиска новых идентификаций и эстетизации повседневной жизни появляется все больший интерес к созданию своего жизненного стиля.
Четвертое, потребление является одним из основных индикаторов выражения социального статуса. Конечно, связь между уровнем прибылей и характером потребления не является однозначной, ведь социальные мотивы в акте потребления могут не отвечать экономическим возможностям. В противовес экономически обусловленному классовому распределению, конструирование статусной позиции связано с требованиями специфического стиля жизни, которая включает потребление специфической одежды, жилища, еды, времяпровождения, которые считаются характерными для конкретной статусной группы. Демонстративное потребление дорогих товаров является символическим средством выражения принадлежности к высшему классу, как это сформулировал Т. Веблен в своей классической работе «Теория незанятого класса». Сформулированные им идеи, относительно подтверждения через потребление своего социального статуса не потеряли актуальность и на данный момент. При сохранении значения потребления, все более весомой становится возможность создать представление о себе, не связанное напрямую с местом в традиционной системе вертикальной социальной стратификации. Тем же, акты потребления, приобретения определенных товаров все чаще трактуются как признаки определенной социальной позиции .