Курсовая теория на тему Система университетского образования в первой четверти 19 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Создание университетского образования в начале XIX века 12
1.1 Влияние европейской системы университетского образования на российскую систему образования 12
1.2 Государственная политика в образовании, способствующая созданию университетской системы 17
Глава 2. Университеты в начале XIX века 22
2.1 Московский университет и устав 1804 года 22
2.2 Образование университетов в Санкт-Петербурге, в Казани, в Харькове 32
Заключение 38
Список источников и литературы 42
Введение:
Актуальность темы. С момента своего создания университеты стали центрами общественной жизни. Российская империя не стала исключением в этом отношении. Университеты нашей страны стали ядром подготовки элиты — политической, научной и социальной. В этом отношении Россия с некоторой задержкой последовала за Европой, но ввела присущие ей социальные институты. Реформа университетского образования в начале девятнадцатого века созрела, и молодой царь Александр I, следуя своим либеральным взглядам, решил создать в стране сеть университетов и предоставить им автономию.
Идея университетской автономии зародилась в XII веке, когда император Фридрих I Барбаросса предоставил Болонскому университету хартию Authentica Habita. Этот акт впервые обозначил автономию университета от местных властей. В России университет впервые получил свою автономию в 1804 году, когда был принят устав Московского университета, что послужило основой для формирования регламента других учебных заведений страны.
Российские вузы сегодня признаны центрами подготовки социальной, научной и политической элиты России. Библиография и историография заявленного предмета бесконечно обширна и отражает как постоянный интерес (более полутора веков) к этому предмету университетского сообщества, так и социальную значимость этих исследований. Понятно: на каждом этапе трансформации университетского образования в России и нового прочтения «университетской идеи» важно обратиться к историческому опыту, понять роль, которую университеты сыграли в подготовке национальной элиты. Кроме того, история университета XIX века в Российской империи уникальна, потому что в условиях абсолютной монархии в начале века автономия впервые предоставляется университетам. Неважно, что большинство прав декларировалось, а автономия постепенно ужималась: тот факт, что при абсолютной монархии в стране возможна своего рода автономия, своего рода научная жизнь, более или менее защищенная государственной цензурой, уникален.
Историография высшего образования в России в первой четверти XIX века представлена в основном работами исследователей дореволюционного периода. Юбилейные публикации (монографии, сборники статей, биографические словари преподавателей и т. д.), в основном посвященные 100-летию образовательных учреждений, являются основой всей работы по этой теме. Ценность юбилейных изданий, написанных на основе архивных документов, заключается в том, что впервые были собраны и обобщены документы по истории ряда вузов России.
Во второй половине XIX веке в рамках реформы университета появились первые обобщенные исследования государственной политики в сфере высшего образования. Изучение истории университетов в контексте социального развития побудило авторов обратиться к изучению официальных правительственных документов, включенных в сборники законов и архивные документы, разбросанные по офисам университетов. Академические проблемы во второй половине XX века оказались в центре внимания не только официальных правительственных кругов, но и широкой общественности. Подавляющее большинство работ историков этого периода, претендующих на углубленное изучение состояния высшего образования в России в первой четверти XX века, все еще носили описательный характер и поэтому, по нашему мнению, имеют ценность научные в основном с точки зрения создания богатой фактической базы для изучения истории первых высших учебных заведений страны.
На рубеже XIX-ХХ веков появились работы, авторы которых пытались провести углубленное изучение проблемы формирования системы образования в России. Однако, что касается высшего образования, они ограничивались анализом определенных аспектов деятельности вузов, в основном российских, без влияния на подготовку высшего профессионального образования в России. Особое место в серии этой литературы занимают работы в двух томах С. В. Рождественского «Исторический обзор деятельности МНП за сто лет (1802–1902)», где описывается направления и результаты деятельности Министерства народного просвещения , Багалей, Д.И., Сумцов, Н.Ф., Бузескул, В.П. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905), описываются исторические факты становления, развития и деятельности Харьковского университета , Бороздин И. Н. Университеты в России в первой половине XIX века, дается полная информация о возникновении, развитии и реформах, деятельности Университетов в России в первой половине XIX века , Георгиевский П. И. О реформе университетов в России, имеется подробная информация о реформировании системы высшего образования в России в первой четверти XIX века , Глинский Б. Б. Университетские уставы, описывается процесс принятия, содержания и реализации Уставов в Российских университетах в первой четверти XIX века (1755-1884) , Григорьев М. М. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования, дается информация об открытии, развитии и реформах императорского С.-Петербургского университета в течение первых пятидесяти лет его существования , Жарова Е. Ю. Университетские уставы 1803-1804 гг., описывается процесс принятия, содержания и реализации
Уставов в Российских университетах в первой четверти XIX века , Загоскин Н. П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет (1804-1904), прослеживается история открытия и деятельности Императорского Казанского университета за первые 100 лет , Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за 100 лет (1802-1902), прослеживается история открытия и деятельности Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за 100 лет , Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за 100 лет (1802-1902) , Плетнёв П. А. Первое двадцати пятилетие Императорского университета, описание деятельности Императорского университета в первое двадцати пятилетие , Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения, дается общий обзор деятельности Министерства народного просвещения , Сухомлинов М. Н. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, сборник исследований и статей по русской литературе и просвещению, в которых описывается период становления университетского образования в России в первой четверти XIX века и события, происходящие в то время , Шевырев С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею 1755-1855, описана история открытия и деятельности императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею 1755-1855 .
В дореволюционной историографии образовательная политика российского правительства в первой четверти XIX в. Он был рассмотрен в основном в рамках Министерства образования. Большинство опубликованных работ носят описательный характер, однако их систематизацию определяет систематизация большого количества официальных документов, введение в научный оборот архивных документов по истории высшего образования.
В советской историографии продолжалась традиция написания книг по истории высших учебных заведений в связи с их юбилейными датами. В юбилейных изданиях явно преобладали материалы по истории учебных заведений за советский период их существования, которые были оценены положительно. В то же время начальный период развития высшего образования был рассмотрен на фактическом уровне, основанном на использовании материалов из трудов историков XIX века, с учетом приоритетов и оценок Советской историографии в работах Белявского М. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета .
В течение долгого времени вопрос об университетах (за исключением Царского Села, в рамках изучения проблем Пушкина) и высших школах оставался малоизученным в российской историографии, что приводило в замешательство определение статуса этих конкретных типов учебных заведений. Специальные работы по истории других учебных заведений университетского типа практически отсутствовали в советской исторической литературе.
Как и прежде, внимание советских историков и проблемы высшего технического образования вряд ли привлекли внимание. Исследования в области специализированного высшего образования были посвящены либо конкретным проблемам истории высших учебных заведений, либо более позднему периоду, лишь ненадолго касаясь начальной стадии их существования, или имели характер расследования.
В свете в целом позитивной образовательной политики правительства Александра I советские историки охарактеризовали политический сдвиг правительства в конце 1810-х — начале 1820-х годов, в том числе в области образования, как переход к реакции.
В дореволюционной и советской историографии, аналитических статьях в энциклопедических изданиях, а также работах по созданию университетских кафедр, развитию отдельных научных отраслей и деятельности наиболее выдающихся представителей российского высшего образования начало девятнадцатого века особенно интересно для изучения истории высшего образования. Они содержат интересные элементы об эволюции научной мысли в России в течение длительного периода, описание научной деятельности университетских профессоров и список их научных работ. В то же время вопросы подготовки преподавательского состава, квоты студентов высших учебных заведений, правового и финансового положения преподавателей и студентов за рассматриваемый период не стали предметом специального изучения.
Современная историография проблемы характеризуется публикацией монографий, а также многочисленных публикаций на страницах специальных журналов, содержание которых свидетельствует о том, что на рубеже XX и XXI веков интерес исследователей к истории высшего образования был четко обозначен в работах Андреева А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века ,
Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии , Российские университеты XVIII – первой половины XIX в. в контексте университетской истории Европы , Университетская идея в понимании М. В. Ломоносова , Жаровой Е. Ю. Университетские уставы 1803-1804 гг. , Петрова Ф. А. Университетский устав 1804 г. и становление системы университетского образования в России , Ляховича Е. С., Ревушкина А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России , Сердюцкой О. В. Историография отечественного университетского образования , Томсинова В. А. Законодательство Императора Александра I, Торосяна В. Г. История образования и педагогической мысли , Яковкиной Н. И. История русской культуры XIX века .
Объем работ расширяется, появляются специальные работы по истории высшего образования в разных регионах России, профессиональному образованию женщинам, истории университетов и созданию системы сертификации для научных и педагогических кадров. Последнее десятилетие ХХ века было отмечено интересом к историко-антропологическому аспекту проблемы, изучению личностного фактора в образовательной политике правительства, личному вкладу государственных деятелей в ее развитие и его реализацию.
В 1980-1990 гг. реформа системы образования и появление многих инновационных идей в педагогике, сопровождающиеся поиском новых форм организации учебных заведений, вызвали новый интерес к истории образовательных учреждений, в том числе вузов. В работе А.И. Авруса, посвященной истории российских вузов, интересующий нас период рассматривается в глобальном смысле и ограничивается характеристиками деятельности только российских вузов . Авторы обобщенной работы, в основе которой лежит отраслевой принцип обзора истории высших учебных заведений, не смогли преодолеть недостатки коллективной работы предыдущих лет и создать целостный взгляд на процесс становления и развития высшего образования в России.
Объект исследования – создание университетского образования в начале XIX века.
Предмет исследования – университеты в начале XIX века.
Цель курсовой работы – изучить систему университетского образования в первой четверти XIX века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить влияние европейской системы университетского образования на российскую систему образования.
2. Рассмотреть государственную политика в образовании, способствующая созданию университетской системы.
3. Исследовать деятельность Московского университета и устав 1804 года.
4. Исследовать процесс образования университетов в Санкт-Петербурге, в Казани, в Харькове.
Источниковая база. Источниковую основу исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные документы. Основной фактический материал был почерпнут из фондов 3 центральных архивов. Весь комплекс источников, привлеченных для работы над курсовой, можно подразделить на группы.
Первую группу составили правовые источники. Центральное место среди них занимают законодательные и нормативные акты (Положения и уставы учебных заведений, распоряжения правительства, Правила для учащихся). Анализ нормативно-правовой базы высшей школы позволил охарактеризовать законотворческую деятельность правительства в сфере высшего образования, выявить основные элементы структурной
организации высшей школы как политического института общества на стадии его становления, определить правовой статус преподавателей и студентов, а также проследить эволюцию юридического статуса ряда учебных заведений. В работе были использованы ведомственные циркуляры по оперативному руководству высшими учебными заведениями. Материалы, содержащиеся в Сборниках постановлений и распоряжений по Министерству народного просвещения, позволили соотнести первоначальные замыслы и реальные практические шаги правительства по формированию высшей школы России и тем самым способствовали более глубокому осмыслению образовательной политики государства в первой четверти Х1Х в.
Следующую группу составили источники личного происхождения: воспоминания современников, частные письма государственных и общественных деятелей. Воспоминания студентов за редким исключением носят односторонний характер, так как главным образом содержат сведения о преподавателях вузов. Имевшаяся в нашем распоряжении эпистолярная литература представлена единичными письмами государственных чиновников. Сведения, содержащиеся в них, говорят о неоднозначности подходов к проблемам реформирования высшего образования со стороны государственных чиновников .
Таким образом, исследование политики российского правительства в отношении высшей школы и процесса формирования ее системы в первой четверти XIX в. построено на привлечении всего многообразия документального комплекса источников официального и личного происхождения по проблеме.
Заключение:
Тип отечественного университета был адаптирован к условиям России и в то же время соответствовал определению Гумбольдта «вершины, к которой сходятся все умственные и моральные усилия нации». Неоспоримой характеристикой России над Германией была возможность гораздо более широкого участия Министерства образования (через директоров или непосредственно) в развитии университетов. Впоследствии это привело к ограничению политики повышения уровня образования и науки в реакционном направлении, к «отказу» немецких университетов, продиктованному страхом перед революционными событиями в Европе. И вся Россия, однако, никогда не была закрыта китайской «стеной» взаимодействия с западным научным миром.
Создавая университеты и предоставляя им государственную поддержку, власти не хотели терять над ними контроль и предоставлять широкую автономию — как в Западной Европе, где университеты были свободны от правительства в отношении их жизнедеятельности.
Всего во времена правления Александра I в Российской империи появилось четыре университета — в 1802 г. Дерптский, в 1804 г. — Казанский и Харьковский и в 1819 г. — Петербургский университет.
Таким образом, в России увеличивается число классических университетов, создавая тем самым новый социальный слой — университетский класс. И задачей правительства было интегрировать этот слой в социальную структуру Российской империи того времени. Государство решило эту проблему довольно просто: правительство ввело университетские степени в таблицу оценок, а сами университеты были включены в систему государственных учебных заведений. Университет стал именно становлением высшего образования в системе учебных заведений империи. Гимназии, уездные школы и приходские училища были подчинены ему. Консервативный институт, существовавший в России в 18 веке, был заменен Государственным институтом попечителей.
С началом правления Александра I в России произошли значительные положительные сдвиги в области народного просвещения. Именно в это время была заложена основа стройной системы российского университетского образования. Университетский устав 1804 г. носил в известной мере демократический характер. Правда, и он требовал, чтобы профессора при подготовке лекций должны были предоставлять на рассмотрение Совета университета свои книги, а также другие использованные источники. Но до 1814 г. ни одного случая запрета использовать те или иные источники, или случаев отстранения профессоров от преподавания из-за претензий к содержанию лекций не было.
События 1820-х годов, связанные с «преобразованием» университетов, носили
знаковый характер. Власти обскурантов и мистиков удалось прервать традиции, заложенные М.В. Ломоносовым, для которого наука всегда являла «ясное познание истины и просвещение разума». Главной причиной нового умонастроения Александра I, резкого поворота его политической линии явились Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии в 1813-1815 гг. и восстание Семёновского полка в 1820 г. «Пожар Москвы, — говорил Александр I прусскому епископу Эйлерту, — просветил Мою душу. наполнил Моё сердце такою теплотою веры, какой Я до тех пор не ощущал. Тогда Я познал Бога, как его открывает Святое Писание; с тех пор только Я понял волю и закон Его, и во мне созрела твёрдая решимость посвятить Себя и Своё царствование Его Имени и славе» . С этого времени монарх начинает стремительно клерикализовать народное образование. С 1819 г. во всех низших школах России помимо уроков Закона Божия вводилось чтение Священного Писания, в училищах отменялись предметы по естествознанию.
Открытие университетов с целью подготовки образованных подданных, защищающих самодержавие, обернулось проблемой для верховной власти, которая уяснила для себя, что чем образованней народ, тем более он независим. Отныне университеты признавались «республиканскими» по духу, очагами «нравственного разврата», революционных настроений, а философия — главной виновницей, сеящей «духовную заразу», нарушая тем самым государственные устои. В целях недопущения распространения вольнодумства Александр I в 1815 г. выступил с инициативой создания «Священного Союза». Документ этой организации — «Трактат Братского и Христианского Союза» сводился к мысли о том, что власть государя — божественного происхождения, а посему она законна. Союз, по существу, преследовал одну цель — на основе клерикально-монархической идеологии насильственно подавлять всякие формы неповиновения, сохранять существующий строй с его абсолютистско-клерикальными устремлениями. Реорганизация Министерства народного просвещения в «сугубое» министерство – это практическая реализация того, что выражено в акте Священного Союза лишь общими чертами. Именно этот факт явился первым признаком надвигающейся в России реакции. Политическая цель императора была окончательно определена, а потому правительству предписывалось «направить народное воспитание к водворению, постоянного и спасительного согласия между верой, ведением и властью».
Заложенный еще в середине XVIII века принцип, когда университет становился своеобразным центром образовательной системы, который готовил для себя обучающихся в подчиненных себе образовательных учреждениях с помощью им же подготовленных учителей, получил свое развитие и определенную нормативную завершенность в начале XIX века. Это позволяло достаточно эффективно решать проблему создания необходимой подготовительной базы для развития высшего образования в стране, в силу целого ряда причин объективного порядка не имевшей в тот период развитой системы общего образования.
Принцип построения образовательной системы, центром которой является университет, сегодня во многом возрождается. Конечно, предпосылки для этого другие, нежели те, что были в XVIII-XIX веках. Однако сохраняется главное. Ориентированный на фундаментальное образование, основанное на новейших достижениях науки, университет не может быть изолированным образовательным учреждениям. Он неизбежно аккумулирует вокруг себя структуры, позволяющие обеспечить интеграцию различных ступеней образования, создание и развитие мощной материальной и научно-методической базы, способной обеспечить современное образование мирового уровня.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Создание университетского образования в начале XIX века
1.1 Влияние европейской системы университетского образования на российскую систему образования
С 1802 по 1805 год был открыт Университет Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, а в 1819 году Главный образовательный институт Санкт-Петербурга был преобразован в университет. «Утвердительная грамота» из университетов Москвы, Харькова и Казани была подписана Александром I 5 ноября 1804 года. В то же время был издан общий устав для этих университетов. Эти два документа были объяснены как «буквально в гармонии друг с другом». Уставы были утверждены для каждого университета, «но они также содержат то же самое», хотя есть статьи из университетов Харькова и Казани, которые отличаются от статей Московского устава .
Официальное открытие Императорского университета в Дерпте состоялось 21 апреля (3 мая) 1802 года. В декабре того же года Александр подписал «Акт постановление об Императорском университете в Дерпте», а в сентябре 1803 г. он утвердил устав университета. В отличие от других названных университетов, это учебное заведение было особенным в российской системе высшего образования. Университет был в основном немецкий, как с точки зрения преподавателей, так и студентов. В университет также принимались люди всех рангов и достатка, граждане России и иностранцы. Образование давалось на немецком языке. Согласно уставу, университет получил полную автономию, включая гражданскую и уголовную юрисдикцию. Университет также имел «свои внутренние и превосходящие репрессии» против всех своих подчиненных и их семей. Дворяне, пожертвовав крупную сумму университету, дали ему право участвовать в его управлении, выбирать кураторов из числа дворян, отвечавших за экономическую часть университета