Курсовая теория на тему Система ситуационных центров органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению роли
ситуационных центров и их значение.
1.1. Исторические особенности становления и развития
ситуационных центров в России
1.2. Общая характеристика ситуационных центров
Глава 2. Роль и значение ситуационных центров органов
власти в обеспечении национальной безопасности
2.1. Деятельность ситуационных центров органов власти в
обеспечении национальной безопасности.
Введение:
Актуальность
данной работы обусловлена тем, что повышение эффективности государственного
управления с целью достижения устойчивого развития Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности в настоящее время является одной из
наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти.
Решению задачи повышения эффективности государственного
управления призваны созданные ситуационные центры при органах власти:
Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации,
полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных
округах, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
власти в субъектах Российской Федерации и другие – всего более 80 объектов.
Правовой
основой для создания ситуационных центров является ряд нормативных актов и
рекомендаций, разработанных под влиянием необходимости информирования о
процессах государственного управления.
В Указе Президента РФ №
537 от 12.05.2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до
было предусмотрено создание системы распределенных ситуационных центров,
определено их основное значение в целях реализации задач стратегического
планирования [6, 7]. Дальнейшее развитие нормативно-методической базы для
создания ситуационных центров связано с публикацией и принятием следующих
документов: Концепция создания системы распределенных ситуационных центров;
Методические рекомендации по созданию и вводу в эксплуатацию ситуационных
центров для руководителей субъектов Российской Федерации; Указ Президента РФ от
25 июля
№ 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих
по единому регламенту взаимодействия» [8, 9].
Стратегия национальной
безопасности страны рассматривает создание системы распределенных ситуационных
центров как важный элемент системы стратегического планирования. Целью создания
ситуационных центров, которые взаимодействуют в рамках единого регламента,
является повышение эффективности регионального управления за счет использования
современных информационных и аналитических технологий поддержки принятия
решений в социально-экономической, социальной и политической сферах, а также в
области комплексной безопасности. [6, 7, 10]
Таким образом, роль и
значение ситуационных центров в обеспечении национальной безопасности России –
велика.
Следует отметить, что
ситуационные центры органов власти явление довольное новое, именно поэтому
научные исследования в этой области единичны: Н.И. Ильин, В. Ивашкевич, Н.Н.
Демидов, Е.В. Новикова, П.Н. Попович.
В работах указанных авторов даны основные
понятия, определения и принципы работы ситуационных центров и их роль и
значение в системах поддержки принятия управленческих решений. В наше время,
когда информатизация общества развивается быстрыми темпами и почти каждая
управленческая структура может позволить себе создание собственного СЦ,
приобретает все большее значение проблема создания системы ситуационных центров
и объединения их между собой с целью слаженной работы управленческих структур,
задействованных в решении какой-то проблемы.
Особое значение проблема создания
системы ситуационных центров приобретает для обеспечения национальной
безопасности, поскольку задачи, которые должны решать структуры, входящие в
этот сектор, имеют решающее значение для безопасности нашего государства.
Значение и роль
ситуационных центров в обеспечении национальной безопасности России по-прежнему
осталось не изучено в научной литературе.
Объектом данной работы
стала система ситуационных центров России.
Предмет исследования –
практика деятельности ситуационных центров в обеспечении национальной
безопасности.
Цель работы – определить
роль и значение ситуационных центров в обеспечении национальной безопасности
России.
Задачи работы:
1. Изучить особенности становления и развития
ситуационных центров в России;
2. Определить
функциональные особенности ситуационных центров органов власти;
3. Выявить значение
ситуационных центров органов власти в обеспечении национальной безопасности
России.
Методы работы: анализ
нормативно-правовой и научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический
методы исследования.
Базой источников для
написания работы послужили нормативно-правовые акты, отражающие:
– деятельность ситуационных центров в органах
власти: Концепция создания системы распределенных ситуационных центров органов
государственной власти Российской Федерации от 3 октября
регламент взаимодействия распределенных ситуационных центров, утвержденный
решением Межведомственной комиссии по координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти по созданию системы распределенных ситуационных
центров, работающих по единому регламенту взаимодействия (Протокол № 2 от 7 мая
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13 апреля
создания Ситуационного центра Россвязи по централизованному мониторингу
состояния телекоммуникационной инфраструктуры КСЭОН; Программа «Цифровая
экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р;
– основные аспекты
национальной безопасности России: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О
безопасности»; Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13 мая
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Практическая значимость
полученных результатов заключается в том, что основные выводы по работе могут
послужить дальнейшей основой для выработки методик развития системы ситуационных
центров органов власти при решении задач обороны страны.
Структура работы. Данная
работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Опыт организации
информационной поддержки последних лет позволил нам обобщить современные
подходы к формированию систем поддержки и принятия решений в ситуационных
центрах органов государственной власти. Ситуационный центр для органов
государственной власти следует рассматривать как инструмент организации
информационно-аналитического обеспечения управленческого процесса.
В частности, СЦ можно представить
как программно-технический комплекс, предназначенный для формирования вариантов
планово-управленческих решений ответственными работниками аппарата управления
на этапах индивидуального и коллективного принятия решений; информационного
обслуживания рассмотрения ситуаций и выработки наиболее обоснованных решений; оперативной
доставки принятых решений на рабочие места исполнителей.
СЦ представляет собой целую совокупность информационно-коммуникативных
технологий и аппаратно-программных комплексов, которые реализуют функции
подготовки управленческих решений с учетом оценки их последствий. Во-вторых, с
помощью СЦ при принятии управленческих решений можно получить достоверную
информацию в режиме реального времени и на те события, на которые необходимо
оперативно отреагировать.
Назначение разветвленной сети СЦ
состоит из согласования стратегических целей общества и субъектов
государственной власти. Система СЦ решает задачи по консолидации и передачи
управленческих знаний: обеспечивает качественную экспертизу в интересах лиц,
принимающих решения; консолидируют знания о различных объектах и субъекты государственного
управления (представляя консолидированные знания в удобной форме).
Развитие сети СЦ органов
государственной власти формирует информационно-технологическую основу
эффективной работы всей системы государственного управления, напрямую зависит
от полноты, актуальности и достоверности полученной информации об
обстоятельствах что сложились и состояние объекта управления.
Базовая модель функциональных задач национальной
безопасности, работающая по единым правилам взаимодействия, имеет следующий
вид: реализация федеральных и региональных проектов и программ по развитию
основных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика и
др.); развитие социальной сферы (здравоохранение, образование, пенсионное
обеспечение и т.д.); стабилизация общественно-политической ситуации; мониторинг
чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т. д.);
поддержание безопасности и правопорядка; реализация документов стратегического
планирования (майские указы Президента, концепции, доктрины, стратегии и т.д.);
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной
власти и органов муниципального управления.
Основной задачей разработки системы распределенных
ситуационных центров является консолидация усилий научного и экспертного
сообщества, ИТ-компаний, государственных органов на всех уровнях по разработке
сложных объектно-ориентированных моделей для повышения эффективности
управленческих решений.
Мировая практика
свидетельствует о том, что СЦ создаются в первую очередь для обеспечения
надлежащего уровня национальной безопасности, который требует долгосрочного и
краткосрочного прогнозирования развития проблемной или кризисной ситуации,
подготовки и разработки типовых сценариев реагирования на современные вызовы и
угрозы.
Государственное управление
национальной безопасностью — это специфический вид государственного управления,
охватывает все сферы жизни общества и связан с безопасностью всего общества,
защитой национальных ценностей и интересов. Специалисты, работа которых связана
с экспертно-аналитической, консультативно-совещательной и
организационно-распорядительной деятельностью в сфере национальной безопасности
часто сталкиваются со сложными и неструктурированными управленческими
проблемами, которые иногда имеют «кризисную окраску», поэтому они должны уметь
оперативно принимать управленческие решения в условиях неопределенности и
недостатка времени, несмотря на значительное количество факторов, иногда
довольно противоречивых. Сложность и неординарность задач, стоящих перед
управленческими структурами сектора безопасности, обосновывают необходимость их
надлежащего научного и информационно-аналитического обеспечения.
Появление СЦ в структурах сектора безопасности обусловлено тем, что наличие
и надлежащее функционирование таких центров является ключевым элементом
инструментария стратегического управления в сфере национальной безопасности,
его интеллектуального сопровождения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению роли ситуационных
центров и их значение.
1.1. Исторические особенности становления и развития
ситуационных центров в России
Первый Ситуативный центр для первых
лиц государства был созданный под руководством Бира в конце 70-х годов.
Концепция СЦ, как комплексной информационно-аналитической системы поддержки и
принятия управленческих решений является сегодня популярной. На данный момент в
мире существует около трехсот ситуационных
центров, используемых правительствами разных стран, а также руководителями
крупных корпораций. Так, Президента США обслуживают четыре СЦ. Несколько
десятков СЦ существует в Европе, например в Норвегии их 10. Один из самых
технически оснащенных СЦ находится в распоряжении правительства Германии и
служит для анализа социальных, экономических и политических проблем.
В России одним из первых прототипов
СЦ был оперативный штаб после чернобыльской катастрофы 1986 года. Центр
ситуационного управления МЧС создан на основании разработанных в нем решений.
СК обеспечивает визуализацию текущего и прогнозируемого состояния угрожающей
ситуации, показывая, какие силы, средства, рекомендации. На основе всей этой
информации принимаются решения, которые с помощью средств, имеющихся в
ситуационном центре, должны использоваться. Еще один ситуационный центр был
создан в 1994 году Советом Безопасности при Президенте Российской Федерации.
Работает довольно успешно и по сей день. Этот центр позволяет отслеживать,
моделировать последствия, анализировать события в экономике, социальной сфере,
национальной безопасности, тем самым помогая принимать и принимать
управленческие решения.
В феврале 1996 года в резиденции
Президента Российской Федерации был открыт ситуационный центр. Это довольно
сложный программно-мультимедийный комплекс: три экрана размером 1,5х2 м, более
десятка рабочих станций (студии нелинейного монтажа и графические станции,
компьютеры для презентаций), сервер, на котором хранятся огромные объемы
информации, а также набор различных инструментов. означает обрабатывать
информацию и представлять ее Президенту. При анализе ситуации материал
оперативно дополняется новыми данными, компьютер обрабатывает информацию и
визуализирует результаты наблюдения на экране. На их основе принимаются
решения, которые передаются исполнителям через один и тот же ситуационный центр
[1].
Всего в системе органов
государственной власти более 60 ситуационных центров. Идет постепенный процесс
их интеграции в систему распределенных ситуационных центров, действующих в
соответствии с Едиными правилами взаимодействия, которая была сформирована в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года №
648.
Для выполнения задачи Премьер-министра Российской Федерации к концу 2020
года необходимо реализовать план модернизации существующих и создания новых
ситуационных центров, в соответствии с которыми планируется создать и
модернизировать более 80 ситуационных центров федерального и регионального
уровней.
В частности, в настоящее время ведутся работы по модернизации Ситуационного
центра Президента Российской Федерации в Московском Кремле. Работа по созданию СЦ
во многих субъектах Российской Федерации активизировалась.
Опыт организации информационной поддержки последних лет позволил нам
обобщить современные подходы к формированию систем поддержки и принятия решений
в ситуационных центрах органов государственной власти.
Во
исполнение указов Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» и «Об оценке и государственном мониторинге
состояния национальной безопасности Российской Федерации» развивается информационно-аналитическая
система мониторинга показателей национальной безопасности Российской Федерации.
Основной целью создания этой системы является предоставление Совету
Безопасности Российской Федерации объективной и полной информации о
государственном мониторинге, экспертных оценках и результатах специальных
исследований, а также информационно-аналитических материалов о состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Кроме того,
сегодня на федеральном и региональном уровнях управления внедряется проектный
подход, который предполагает сосредоточение ресурсов на приоритетных областях,
ускоренную подготовку решений по ним и личную ответственность руководителей
проектов за их реализацию. Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 октября
№ 1050 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября
положение об организации проектной деятельности, функциональная структура
системы управления проектной деятельностью и план приоритетных мероприятий по
организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, в том
числе создание автоматизированной информационной системы для проектной
деятельности.
В настоящее
время в рамках комплексной модернизации Ситуационного центра Президента
Российской Федерации организовано взаимодействие с информационными ресурсами
различных министерств и ведомств, в том числе с Национальным центром управления
обороной Российской Федерации, Национальным
центром управления в кризисных ситуациях в Российской Федерации (разработка
эффективных мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций) и ситуационно-аналитическим центром Минэнерго России (формирование
объективной картины состояния топливно-энергетического комплекса).
Таким
образом, на новом этапе развития ситуационные центры органов государственной
власти могут оказывать эффективную поддержку государственному управлению путем
предоставления актуальной, полной, точной и объективной информации.